Э.РУСТАМОВА
«Не вижу необходимости в принятии Кодекса этики поведения депутата. Лиц, не умеющих вести себя должным образом в парламенте страны, не остановит законодательный документ,» — сказал Echo.az депутат Милли меджлиса, политолог Расим Мусабеков, комментируя новость о подготовке Кодекса этики поведения депутата.
«Мне не нужен кодекс этики поведения депутата. Что касается моих коллег, пусть сами решают. Но лично я не вижу в этом необходимости. Если лица, занимающие место в парламенте Азербайджана благодаря доверию своих избирателей, не в состоянии соблюдать общепринятые этические нормы поведения, то никакие законодательные документы, в том числе Кодекс этики поведения депутата, не помогут,» — отметил Мусабеков.
«Депутат — публичный политик, и на него все взоры устремлены. Очень важно, чтобы народный избранник понимал, что можно, а чего нельзя. Каждый должен знать общепринятые рамки поведения, за которые нельзя выходить. К сожалению, сегодня мы наблюдаем во многих зарубежных парламентах нелицеприятное поведение народных избранников. Они не отвечают даже элементарным требованиям этики поведения, не говоря о высокой культуре должностного и человеческого поведения. Никакие юридические последствия их не останавливают от совершения некрасивых действий, поэтому не вижу необходимости в принятии отечественного Кодекса по этике поведения депутата. Если честно, не верю, что наличие этого документа может существенно изменить ситуацию в Милли меджлисе. Если мои коллеги сочтут по-другому, то это их выбор», — сообщил Р. Мусабеков.
Ожидается, что Кодекс этики поведения депутата будет вынесен на обсуждение на весенней сессии Милли меджлиса. В документе, как и у государственных служащих, будут регулироваться этические нормы поведения, деятельности, заявлений и выступлений депутатов, и к этому будут относиться в юридической плоскости. Отметим, что до этого в Азербайджане не существовало такого документа для членов парламента.
В свою очередь, председатель Партии демократических реформ, депутат Милли меджлиса Асим Моллазаде поддерживает эту инициативу.
«Я положительно отношусь к тому, что появится Кодекс этики или правила этики поведения для депутатов. Я считаю, что Кодекс этики должен быть не только у депутатов, но и у всех чиновников», — сказал он (пресс-клуб «Содружество»).
По его словам, любая публичная политическая фигура должна руководствоваться определенным кодексом.
«А общество, в свою очередь, должно иметь возможность полностью прозрачно следить за деятельностью избранных ими представителей, в том числе и чиновников. Такая ответственность лежит на каждом народном избраннике или чиновнике, который несет ответственность как перед государством, так и перед гражданами Азербайджанской Республики. Депутат Милли меджлиса не считает, что принятие Кодекса этики может вызвать какой-то негативный отклик или отзывы,» — сказал он.
Как сказал А. Моллазаде, как депутаты, так и чиновники в значительной степени ограничили свои права, сделав выбор в пользу занятия политикой и управлением.
Глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов заявил, что регламентирование их деятельности в тех рамках, которые допустимы в демократическом обществе, вполне уместно.
«Ведь общество выбирает депутатов для того, чтобы те представляли его интересы, и потому правильно ожидать от них выполнения некоторых базовых правил. А то иногда создается впечатление, что с момента своего избрания депутат становится свободным и от норм этики, и от собственных предвыборных обещаний. Думаю, что Кодекс этики для депутатов Милли меджлиса будет принят. Причем, я считаю ошибкой создание парламентского комитета по этике без предварительного создания этого кодекса».
Как сказал глава ПЦА, в целом аналогичный кодекс есть у азербайджанских судей. В законодательстве есть различные положения, которые фактически задают этические нормы для тех или иных категорий государственных служащих, но депутаты, похоже, выпали из их числа.
«Вообще говоря, кодекс — это документ, который по определению может задавать только моральные стандарты. Однако он может быть применен парламентом при досрочном прекращении полномочий провинившихся депутатов, снятия с них иммунитета от уголовного преследования. И в этом смысле дополнять уже имеющиеся нормы права», — заключил Э. Зейналов.