За рубежом, Эхо

Косово: новая война?

А.ШАКУР

Ситуация на Балканах вновь накаляется. На сей раз в центре внимания оказалась ситуация  в Косово — регионе, который Сербия по-прежнему считает своей провинцией, но ряд стран  Запада признает его независимым государством.

Напомним: Косово, основную часть населения которого составляют этнические албанцы,  входило в состав бывшей Югославии, где являлось автономным образованием в составе  Сербии. Обстановка здесь начала накаляться еще в восьмидесятые годы.

В 1989 году, под  «соусом» празднования 600-летия битвы на Косовом поле, где сербские войска были  наголову разбиты турками, набиравший силу и популярность будущий «балканский мясник»  Слободан Милошевич, взявший на вооружение сербский национализм, попросту упразднил  автономию Косовского края, а заодно разослал по местным школам новые учебники —  содержание их было таким, что педагоги-албанцы отказались по ним преподавать.

Тогда же в Косово и возникает знаменитая виртуальная система обучения, а косовары  начали в массовом порядке отказываться получать сербские паспорта. Дальнейшие  события хорошо известны. Начавшийся на рубеже восьмидесятых и «нулевых» распад  Югославии Милошевич попытался пресечь силой.

В ответ на чудовищные «этнические  чистки» против Белграда были введены санкции.  Очаг сепаратизма в Косово не мешал Милошевичу активно поддержать сепаратизм сербов  в новых государствах на карте Балкан — в Сербской Краине, в Хорватии, в Республике  Сербской, в Боснии… Тем не менее, удержать под контролем Любляну, Загреб и Сараево ему  не удалось. А затем настал черед Косово. Милошевич сначала переселил сюда беженцев  из Сербской Краины, в большинстве своем имевших опыт соучастия в «этнических  чистках» и нередко вооруженных, и устроил «этнические чистки» уже здесь — на сей раз  жертвами были албанцы.

Мировое сообщество ответило уже не санкциями, а  бомбардировками.  Теперь ситуация «зависла». Более 100 стран мира признают Косово независимым  государством. Сербия считает этот регион своей территорией. В самом же Косово  наличествует сербский анклав — Митровица.

До недавнего времени ситуация вокруг Косово  оставалась относительно спокойной. Но теперь она грозит сорваться в штопор. Все  началось с того, что государственная компания «Железные дороги Сербии» запустила  поезд «Белград — Косовска-Митровица», конечная станция маршрута которого находится в  крупнейшей сербской общине непризнанного Косово.  Поезд снаружи украшают сербский флаг и названия сербских церквей, монастырей и  средневековых городов в Косово, а также надпись «Косово — это Сербия» на 21 языке, в том  числе на албанском. Внутри поезд украшен изображениями фресок из четырех монастырей  в Косово, которые находятся в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Проще говоря, то,  что еще могло сойти за транспортный проект, превратили в открытую провокацию. Но на  станции Рашка поезд, который так и не доехал до Митровицы, был остановлен.  Премьер-министр Сербии Александр Вучич заявил, что он остановил поезд с надписью  «Косово — это Сербия», который направлялся из Белграда в населенную сербами северную  часть непризнанного Косово из-за угрозы безопасности его пассажирам, сообщает «ЛИГА» со  ссылкой на Radio Liberty. Вучич объявил о своем решении остановить поезд на  пресс-конференции в Рашке, городе в южной части Сербии на админгранице с Косово.  «Специальные подразделения (Косово. — Ред.) заминировали железную дорогу, и другие  специальные подразделения были направлены на границу, чтобы арестовать машиниста  поезда и пассажиров», — сказал он.

Премьер-министр непризнанного Косово Иса Мустафа приветствовал решение, подчеркнув,  что не пустил бы поезд в Косово. «Мы мобилизовали все государственные механизмы,  чтобы справиться с этой ситуацией», — сказал он. Министр внутренних дел непризнанного  Косово Скендер Хисени заявил, что власти приказали заблокировать поезд, который уже  достиг Рашки, указывает «ЛИГА».

В ответ президент Сербии Томислав Николич обвинил  косовских албанцев в провокации военного конфликта.  «Вчера мы оказались на грани прямого столкновения. Мы будем защищать свой народ и  свою территорию», — передает его заявление Associated Press. «Албанцы показали, что они  хотят войны», — цитирует Николича Reuters.

«Почему так называемое международное  сообщество и албанцы так расстроились из-за поезда? Может, дело в том, что на нем  написано «Косово — это Сербия»? Потому что внутри изображения православных икон?» —  возмущался Николич. Он высказал предложение обратиться в Брюссель за разъяснениями,  когда именно поезд сможет пройти по косовской территории. «Если нет свободы  передвижения, о какого рода западной цивилизации мы тогда говорим?» — заключил он,  передают «Ведомости».

Но настоящую тревогу вызвало другое. Сербия готова ввести войска в Косово в случае  возникновения угрозы сербскому населению, заявил президент страны Томислав Николич,  комментируя инцидент с задержанием поезда с надписью «Косово — это Сербия».

«Это не  наша война. В случае необходимости мы готовы ввести армию, если возникнет угроза  жизни сербов. Если они будут убивать сербов, то да. И не только армию, мы все пойдем. Я  первым пойду, мне не впервой», — приводит Blic заявление Николича после заседания  Совета по нацбезопасности.

В Приштине пытаются погасить конфликт. Косовским сербам не требуется защита  Белграда, так как они являются равноправными гражданами в Косово, написал на своей  странице в Facebook глава правительства самопровозглашенной республики Иса Мустафа.  «Косовские сербы — равноправные граждане нашей республики. Им не требуются защита  Белграда и стены, которые бы их отделяли от остальных граждан, потому что они не  находятся в опасности и им ничего не угрожает. То, что нам нужно — коммуникация и  совместная работа над европейским будущим», — отметил Мустафа.

Глава правительства  непринятого в ООН государства добавил, что Косово «продолжит усилия стать частью  семьи ЕС и ориентировано на стратегическое партнерство и дружбу с США». А это уже куда  серьезнее. Ввод войск в Косово, предупреждают эксперты, может спровоцировать на  Балканах масштабный конфликт.  Однако вся проблема в том, что вопрос, вводить ли войска в Косово, от реального  положения сербов зависит далеко не в первую очередь.