За рубежом, Эхо

«Воздушная тревога» в Крыму

iskanderНУРАНИ

Россия продолжает укреплять свое военное  присутствие в оккупированном Крыму. На  полуострове, как передает «Росбалт» со ссылкой на  «Интерфакс», будут развернуты дополнительные  зенитные ракетные комплексы ЗРК С-400 «Триумф».  Об этом заявил командующий 4-й армией ВВС и ПВО  генерал-лейтенант Виктор Севостьянов.

«Конечно,  это предусмотрено. О сроках я бы не хотел пока  говорить», — отметил он, а также напомнил, что  накануне на боевое дежурство в Крыму заступил  ракетный полк, вооруженный С-400. По его словам,  боевые возможности ПВО после этого увеличатся.  «Эта система позволяет одновременно сопровождать  и уничтожать до 300 воздушных и наземных целей,  действующих на всем диапазоне скоростей и высот»,  — пояснил Севостьянов. По его словам,  направленная в Крым система сможет отслеживать и  уничтожать цели, изготовленные с использованием  технологий «Стелс».

Как добавляет, со своей  стороны, «Росбалт», комплекс С-400 предназначен  для ликвидации самолетов, крылатых ракет и других  средств воздушно-космического нападения, и в  состоянии поразить баллистические цели, летящие  со скоростью 4,8 км/с, на дальности до 60 км.  Начистоту говоря, такое развитие событий в  оккупированном Крыму не удивляет. Крым с самого  начала интересовал Россию именно в качестве  «точки» для военной базы.

В конце концов, в  Москве и не скрывали, что аннексировали  полуостров именно для того, чтобы не допустить  появления там «баз НАТО». Да и не стоит забывать  старую истину: оккупант, находясь на чужой  захваченной земле, априори не может чувствовать  себя в полной безопасности и будет стараться по  возможности нарастить «бронированный кулак».

Кроме того, если по горячим следам победы в США  на выборах Дональда Трампа в Москве и в прямом, и  в переносном смысле пили шампанское и ждали, что  вот еще немного — и «друг Дональд» отменит  санкции против РФ, признает «миацум по-русски» в  Крыму, и будет всем счастье. Ну, за вычетом  Украины. Однако теперь члены команды Трампа, в  том числе кандидат в госсекретари Рекс Тиллерсон,  делают такие заявления, что в Москве с трудом  скрывают разочарование.

Показательно на этом фоне  прозвучала распространенная РБК новость:  оккупационные «власти» Крыма подготовили  очередной донос на Украину, то есть, простите,  проект резолюции о нарушениях прав человека в  республике, когда она входила в состав Украины.  Ее планируют подать в ООН. Только вот не верят,  что этот документ будет рассмотрен. Во всяком  случае, о подготовке доноса сообщил журналистам  председатель Госкомитета по делам межнациональных  отношений и депортированных граждан Заур Смирнов.  По его словам, в документе «отражен широкий  период всех событий». «Мы постарались  хронологически описать всю ситуацию».

По его  словам, проект резолюции будет опубликован на  текущей неделе, и в этом документе говорится о  событиях, которые происходили в Крыму, начиная с  конца 1980-х годов. Дескать, в резолюции описана  «ситуация с возвращением крымских татар, с  нарушением их прав при обустройстве на  полуострове, и, конечно, взят период Украины в  целом», а также в документе «особое внимание»  уделено «государственному перевороту» в Украине  в 2014 году.

А затем сквозь зубы выдавил: «Крым»  в лице российских «управленцев» на полуострове не  ожидает, что резолюция будет принята в ООН. «У  нас уже есть опыт в этой части, когда нам  отказали в принятии обращения, связанного с  энергетической блокадой», — уныло констатировал  он.  Другой вопрос, что усиленно накачиваемый Россией  на полуострове бронированный «кулак» вряд ли  может считаться надежной страховкой от  нарастающей опасности «социального разочарования»  в Крыму. Где, как оказалось, медведевское «Денег  нет, но вы держитесь там!» — адресованное  крымским пенсионерам, так и не дождавшимся  индексации пенсий и уж точно не ожидавших взлета  цен на полуострове, было лишь началом  «неприятностей».

Популярное украинское издание  «Зеркало недели» еще в конце ушедшего года  констатировало: «Уходящий год дорисовывает жирной  линией старые пунктиры на карте оккупированного  Крыма. Перегруженный войсками и вооружением, он  по-прежнему остается не до конца интегрированным  в РФ — ни в энергетическую, ни в финансовую, ни в  правовую системы.

На третьем году аннексии,  который, по многочисленным обещаниям хозяина  Кремля, должен был положить конец зависимости  Крыма от украинских ресурсов, под действием  санкций созрели обстоятельства, ставящие под  угрозу не только скорое завершение мега-проектов,  но и легенду о могуществе России и самого  Путина». По оценке газеты, введенные после  аннексии полуострова «ограничительные меры,  которые многие изначально называли слабыми (в  сравнении с санкциями «за Донбасс»), с каждым  днем оккупации дают все более ощутимый эффект.

Крупнейшие проекты, на реализацию которых уже  потрачено сотни миллиардов рублей, могут  остановиться, поскольку «великая и могучая»  оказалась промышленно отсталой страной, не  способной производить необходимое современное  оборудование. И речь не только о сложных  механизмах и технологиях — даже кабель для  пресловутого «энергомоста», каждую из четырех  цепей которой торжественно в прямом эфире  запускал сам ВВП, был куплен у китайцев и уложен  в Керченском проливе с помощью китайского же  кабелеукладчика. Внезапно открылось, что многие  свершения в России последних десятилетий  достигались благодаря формуле Полкана из  «Летучего корабля»: «Построишь?» — «Куплю!»

Но  купить теперь не представляется возможным  — санкции не позволяют импорт технологий и  оборудования для энергетики и добычи  углеводородов, а также его обслуживание в  оккупированном Крыму». Как продолжает газета,  «Крым стал островом, куда летают только  российские самолеты, и куда, судя по тенденции,  скоро будут ходить только российские суда, и то  не во все порты.

По данным мониторинговой группы  Фонда «Майдан иностранных дел», реально  работающими остаются только керченские и  Севастопольский порты. «Евпаторийский порт стоит,  Ялтинский порт стоит, Феодосийский только вывозит  металлолом на экспорт. На Феодосийской нефтебазе  можно поставить крест, потому что никто туда не  ходит. При этом грузооборот по Керчи делают  паромы.

Россия была вынуждена потратить сотни  миллионов долларов, чтобы приобрести паромы,  поменять флаг, поставить свои экипажи и возить  все — и пассажиров, и грузы, в том числе и  военные, потому что два парома большой  вместимости приобрело Минобороны РФ», — говорит  эксперт Фонда Андрей Клименко».  В свою очередь, на сайте Atlantic Council член  Харьковской правозащитной группы Галя Койнаш  предупреждает: «Российский мост в Крым может  рухнуть в любой момент».

И дело не в мифических  диверсантах. «Разговоры о сооружении моста через  Керченский пролив — место, где сливаются Азовское  и Черное моря — который соединил бы Россию и  Крым, ведутся давно. Тем не менее, за это время  была предпринята всего одна попытка воплотить эту  идею в жизнь. В 1944 году советская армия  построила мост длиной в 4,5 километра.

В течение  всего шести месяцев опоры были разрушены ледяными  глыбами. Быстрый конец по большей части  импровизированного моста вовсе не означает, что  построенный по всем правилам мост тоже простоит  недолго. Но примечательно то, что ни один из  множества планов, предложенных в период  существования Советского Союза, а затем и  независимой Украины, не был реализован», —  напоминает Койнаш.

Как указывается на сайте,  «строительство 19-километрового моста через  Тузлинскую косу началось вскоре после аннексии  Крыма. Эта спешка была вовсе не очередным опасным  капризом Путина. Несмотря на упорные заявления  Москвы о том, что Крым на самом деле принадлежит  России, в действительности этот полуостров до сих  пор зависит от Украины в вопросах поставок воды,  электричества и прочих базовых товаров.

Мост  может коренным образом изменить ситуацию». Однако  Георгий Росновский, автор двух украинских  проектов моста через Керченский пролив,  сомневается, что мост простоит достаточно долго.  «Речь идет о глубоко залегающих грязевых вулканах  и илистом дне, которое не подходит для сооружения  основания моста. Что самое важное, этот район  характеризуется высокой сейсмической активностью.

Сваи должны закладываться намного глубже, чем это  предусмотрено в нынешнем проекте, поэтому  Росновский считает, что эта конструкция,  вероятнее всего, будет слабой. Кроме того,  пролеты моста должны быть более 200 метров, чтобы  их не повредило при замерзании воды. В нынешнем  проекте этого нет. Росновский также указал на  вопрос предложенной высоты моста. Согласно  российскому проекту, высота моста будет  составлять 35 метров, тогда как в украинских  проектах рекомендовалось строить его не ниже 50  метров.

Недостаточно высокий мост будет  препятствовать движению судов в этом районе,  особенно в штормовых условиях. Турецкий траулер  уже успел врезаться во временные опоры моста».  Как отмечает автор, «критика звучит и со стороны  России. Российский инженер-строитель Юрий  Севенард высказал аналогичные опасения по поводу  геологических особенностей, сейсмической  активности и экстремальных погодных условий. А в  декабре 2016 года Юрий Медовар из Российской  академии наук сказал, что мост строится в  отсутствие надлежащего проекта, поскольку никто  не хочет брать на себя ответственность за него.

По его словам, мост построить невозможно, и да  поможет нам Бог с этим мостом, потому что он  долго не простоит». Но, во-первых, на мост  существовал «политический заказ», а во-вторых,  строить его подрядилась компания, принадлежащая  другу Путина Аркадию Ротенбергу.

Что уже создавало вокруг моста такую политическую  обстановку, где никакие здравые доводы априори не  имели шанса быть услышанными.  На этом фоне, предупреждают эксперты, уже очень  скоро Путин может столкнуться в Крыму с  нарастающим социальным недовольством. И от таких  неприятностей С-400 вряд ли способны защитить.