Точка зрения, Эхо

Азербайджан задействует каспийский резерв

Emil_Ismaylov_tochka_zreniyaЭмиль ИСМАЙЛОВ, экономический обозреватель

Азербайджан, который уже внес свою неоценимую лепту в историю нефтегазовой промышленности, и сейчас продолжает играть важную роль в развитии этой важной для мировой экономики отрасли.

Страна обладает большими углеводородными запасами. Речь идет не только о нефти, но и «голубом топливе», запасы которого в стране исчисляются триллионами кубометров. Отметим, что доказанные запасы газа Азербайджана превышают 2,5 триллиона кубических метров, а вместе с прогнозируемыми, этот показатель гораздо больше. То есть, возможности для развития газового потенциала в стране велики.

Об этом говорит и количество (десятки) неразработанных перспективных структур, которые расположены в азербайджанском секторе Каспия, а также возможности открытых в последние годы месторождений «Умид» и «Абшерон».

Сейчас в Азербайджане добывается достаточное для обеспечения как потребностей самой страны, так и экспортных обязательств, количество газа. Согласно данным Государственного комитета по статистике Азербайджана, в январе-ноябре прошлого года в стране было добыто 26,89 миллиарда кубометров газа (товарный газ -17,02 миллиарда кубометров), что практически соответствует показателю аналогичного периода 2015 года.

Напомним, что не весь газ, добываемый в стране, направляется в распределительную сеть и на экспорт, часть объемов закачивается обратно в пласт для поддержания давления. Несмотря на то, что в настоящее время большая часть добываемого в стране газа приходится на блок нефтегазовых месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» (АЧГ) и газоконденсатное месторождение «Шах Дениз» (в настоящее время ведутся активные работы по реализации второй фазы разработки этого месторождения), объемы добычи газа в стране к 30-м годам могут заметно возрасти.

Помимо крупнейшего месторождения «Шах Дениз», добыча с которого после реализации второй фазы составит 25 миллиардов кубометров газа в год, есть еще ряд месторождений, на которых добыча еще не началась. Так, с 2021-2022 годов с месторождения «Абшерон» будет добываться примерно пять миллиардов кубометров газа ежегодно. Но не нужно забывать и о возможностях перспективного блока «Умид-Бабек», а также газе глубокого залегания на блоке АЧГ. Все это позволит нарастить объемы добычи газа и экспортный потенциал Азербайджана на 10-15 и более миллиардов кубометров.

Говоря о перспективах развития газодобычи, нужно сказать, что одним из важных событий, произошедших в этой отрасли в прошлом году, стало подписание Госнефтекомпанией Азербайджана (SOCAR) и французской Total рамочного соглашения о принципах, регулирующих программу разработки месторождения «Абшерон», запасы газа которого оцениваются в 350 миллиардов кубометров.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, которая имеет место в мире, нефтегазовый сектор Азербайджана продолжает сохранять свою привлекательность для иностранных инвесторов.

Ярким тому примером является и компания Total. Нужно отметить и тот факт, что несколько лет тому назад компания продала 10 процентов своего долевого участия в проекте «Шахдениз». Это решение было обосновано намерениями компании сконцентрировать свое внимание на проектах, в которых она занимает ведущую роль, а не является миноритарным участником (акционер, размер пакета акций которого не позволяет ему напрямую участвовать в управлении проектом), как это было в случае с «Шахдениз».

Этот шаг позволил компании сконцентрировать свое внимание на проекте «Абшерон», где компания обладает 40 процентами долевого участия. Но работа в рамках этого проекта не мешает французской компании изучать новые инвестиционные возможности, а также вкладывать средства в нефтегазовые операции в стране.

Total уже заявляла о желании воспользоваться возможностями участия в других нефтегазовых проектах Азербайджана, в том числе в разработке блока «Умид-Бабек», что открывает большие перспективы для более расширенного и длительного сотрудничества между Азербайджаном и Францией в энергетическом секторе.

Кстати, небольшое затягивание процесса разработки «Абшерон» можно объяснить и отсутствием свободных буровых установок на Каспии. Имеющиеся в стране крупные буровые установки в настоящее время задействованы в проектах «Азери-Чираг-Гюнешли» и «Шахдениз».

Но, при этом, в стране завершаются работы по строительству современной буровой установки нового поколения. Она рассчитана на бурение скважин глубиной до восьми тысяч метров на глубине моря в одну тысячу метров. Стоимость проекта оценивается в 1116,7 миллиона долларов. Оператором буровой выступит компания CaspianDrillingCompany (CDC — оператор двух других буровых установок «Деде Горгуд» и «Истиглал»), где 92,44 процента долевого участия принадлежит SOCAR. Финансирование проекта строительства новой буровой осуществляется Государственным нефтяным фондом Азербайджана (ГНФАР), средства которого могут быть использованы на строительство и реконструкцию стратегически важных инфраструктурных объектов, а также на решение важных общенациональных проблем.

Так, по данным на начало октября 2016 года, ГНФАР на этот проект было выделено 793,7 миллиона долларов. В соответствии с планами, новая буровая будет использоваться для нужд Госнефтекомпании. При этом установка может быть сдана в аренду Total для бурения на «Абшерон» или компании BP — для дальнейшей разработки месторождения «Шахдениз». Однако, с учетом перспективных структур имеющихся в Азербайджана и газового потенциала страны, строительства одной буровой установки будет недостаточно.

Создание еще нескольких подобных объектов позволит удовлетворить растущие потребности страны в современной технике и технологиях в нефтегазовой отрасли, а также поделиться своими возможностями со всеми соседними странами, которые обладают значительными запасами нефти и газа на Каспии.

Кроме того, освоение новых технологий даст стране возможность значительно увеличить объемы добычи углеводородов и укрепить собственную энергетическую безопасность. А с учетом планов Азербайджана экспортировать газ в Европу, разработка перспективных месторождений и структур будет играть важную роль в обеспечении и увеличении объемов поставок «голубого топлива» из альтернативных источников и диверсифицировать маршруты его транспортировки на европейский рынок.