За рубежом, Эхо

«Постсоветская интеграция» вновь под вопросом

НУРАНИ

«Интеграционные документы» СНГ вновь подвергаются жесткой критике. На сей раз — со стороны Беларуси.

Белорусская сторона считает необходимым в развитие Договора о зоне свободной торговли СНГ решить задачи по формированию единого рынка государственных закупок и созданию зоны свободной торговли услугами. Об этом заявил министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей, выступая на заседании Совета постоянных полномочных представителей СНГ в Минске, передает корреспондент ИА REGNUM.

«Оценивая перспективы функционирования содружества в 2017 году, еще раз обращу внимание на экономическую составляющую нашего взаимодействия. Основа основ — это Договор о зоне свободной торговли, в рамках которого определены условия движения товаров. В его развитие необходимо решить задачи по формированию единого рынка государственных закупок и созданию зоны свободной торговли услугами», — сказал Макей.

Он отметил, что «в сфере госзакупок есть движение вперед, в прошедшем году подписан протокол, определяющий этапы формирования общих правил доступа к закупкам», но «с продвижением по услугам есть определенные проблемы».

«Проект Соглашения о свободной торговле услугами пока, откровенно говоря, «сырой». Сохраняются существенные разногласия сторон. Тем не менее, завершить эту работу необходимо. И в этом мы рассчитываем на российское председательство. Убежден, что наши российские коллеги помогут найти компромисс, и в 2017 году мы, наконец, выйдем на подписание соответствующего соглашения», — сказал глава МИД Беларуси.

Также, по словам Макея, по-прежнему актуален вопрос «инвентаризации договорно-правовой базы СНГ». «За четверть века существования содружества подписано бесчисленное количество документов, многие из которых уже не применяются и могут в дальнейшем создавать правовые препятствия для реализации новых решений. Уверен, пришло время серьезного пересмотра имеющейся правовой базы СНГ», — подчеркнул он.

На первый взгляд, речь идет о «договорной рутине» и не более того. Однако эксперты напоминают: заявление Макея прозвучало на фоне очередного «охлаждения» в отношениях Минска и Москвы. Как констатирует, в частности, «Московский комсомолец», «теплоты в политико-экономических отношениях России и Беларуси, которые до последнего времени клялись друг другу в братской любви, становится все меньше.

На первый взгляд, причина тому — деньги. Беларусь повысила тарифы на транзит российской нефти по своей территории. В ответ Россия, которой Беларусь задолжала около 425 млн. долларов за газ, урезала экспорт нефти в республику. Вроде чисто хозяйственный спор. Но есть и иная подоплека.

Эксперты считают, что Минск, которому Москва отказалась предоставлять субсидии и не хочет снижать цены на газ, будет пытаться продавить Москву не только на экономической, но на политической арене. Претензии в энергетике — первый шаг, за которым может последовать угроза наладить более дружеские связи с ЕС в ущерб России».

Отчасти эти предположения уже начинают оправдываться. Президент Беларуси Александр Лукашенко 9 января подписал Указ N 8 «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан».

Документом устанавливается безвизовый порядок въезда в Беларусь на срок не более 5 суток при въезде через пункт пропуска через Государственную границу Национальный аэропорт Минск для граждан 80 государств. Указ распространяется на 39 стран Европы, включая весь Евросоюз, а также Бразилию, Индонезию, США, Японию и ряд других государств.

Как подчеркивают в Минске, «в первую очередь, это благоприятные в миграционном плане страны, стратегические партнеры Беларуси и государства, в одностороннем порядке установившие безвизовый режим в отношении белорусских граждан. Новые правила охватывают также такую категорию, как неграждане Латвии и лица без гражданства Эстонии. Документ направлен на активизацию путешествий бизнесменов, туристов, частных лиц, имеющих общегражданские паспорта, и не будет распространяться на иностранцев, осуществляющих официальные поездки: дипломатические, служебные, специальные и иные приравненные к ним паспорта во внимание приниматься не будут».

Уже последовала и реакция Москвы. Введение Беларусью пятидневного безвизового режима для граждан 80 стран — это внутреннее дело Беларуси, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Он добавил, что «конечно, существует аспект нашего Союзного государства, но убеждены, что все необходимые моменты были приняты [Беларусью] во внимание при принятии такого решения», указывают «Ведомости».

Со стороны России также предприняты определенные шаги, отметил Песков: «Естественно, при принятии таких решений отстраивается процесс таким образом, чтобы исключить проецирование такого режима уже на нашу границу».

«Не могу сказать, когда и как, но поскольку наши соответствующие службы находятся в постоянной координации, то здесь никаких сомнений быть не должно», — сказал Песков, отвечая на вопрос «Ведомостей» о том, уведомила ли Беларусь Россию о планах по введению пятидневного безвизового режима.

«Для России, с которой у Беларуси нет границы, это создает кучу дополнительных проблем. Она больше не сможет контролировать поток въезжающих иностранцев,» — отмечает «Новая газета».

При этом вряд ли стоит напоминать, как нервозно относятся в РФ к попыткам стран постсоветского пространства установить слишком тесные, по мнению Кремля, связи с ненавистной Европой. Беларусь — союзник России, страна, которая входит и в ЕАЭС, и в ОДКБ, однако нет сомнений и в другом: к своей независимости в Минске относятся с уважением. И того же ждут и от других.

Как передавал в те же дни «Росбалт», президент Беларуси Александр Лукашенко призвал представителей творческих профессий внести свой вклад в становление белорусской нации. Об этом он заявил на церемонии вручения премий «За духовное возрождение» деятелям культуры и искусства и «Белорусский спортивный Олимп».

«История предоставила нашим творческим людям уникальный шанс — внести свой вклад в становление белорусской нации. Ведь именно мы с вами, ныне живущие поколения, воплотили в жизнь многовековую мечту наших предков — создали первое в истории независимое белорусское государство. И сегодня наша общая задача — сберечь страну и передать ее свободной и независимой тем, кто придет после нас», — сказал глава государства. При этом он отметил, что существование независимого белорусского государства, имеющего свою собственную позицию, нравится далеко не всем.

«Появление таких голосов совсем не случайно. Независимая Беларусь, живущая своим умом и трудом, не по душе многим. Призвание настоящего творца противостоять любой лжи, любой фальши и лицемерию. Тем более когда речь идет об Отечестве, о родной земле. Именно здесь и есть поле духовной битвы за Беларусь, за наши ценности, идеалы и традиции», — сказал белорусский лидер.

Однако при этом в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, уверен Лукашенко, страны должны быть единой семьей. «Когда мы говорим об интеграционных процессах на постсоветском пространстве, в мире, чем ближе, планируем, чтобы эти процессы были, мы исходим именно из этого: должны быть как единая семья. И, самое главное, в этой семье мы должны быть равноправны», — заявил президент.

Подтекст более чем понятен. Да, в Беларуси союзнические отношения с РФ под вопрос не ставят. Но здесь рассчитывают именно на статус союзника, а не сателлита или «форпоста». А вот это уже может оказаться неожиданностью для Москвы. Во всяком случае, политолог Иван Преображенский на сайте «Немецкой волны» отмечает: «Для России Беларусь является в современных условиях очевидной геополитической аномалией, с которой Кремль сотрудничает скорее по инерции, продолжая отношения и продлевая проекты, созданные после распада СССР, в основном, кстати, — как Союзное государство — появившиеся по белорусской инициативе.

С одной стороны, это едва ли не единственный российский верный военный союзник, вдобавок выступающий «форпостом» на Западе. С другой, — независимое государство народа, в существование которого некоторая часть российского политического руководства просто не верит». Плюс ко всему споры вокруг цены на нефть и газ, транзитные пошлины и т.д. — не единственные темы, где в отношениях Москвы и Минска явно «искрит».

Как напоминает тот же Преображенский, «белорусские власти до сих пор, несмотря на давление с российской стороны, не создали единую пограничную систему допуска. Это позволяет некоторым россиянам, которым запрещен выезд из страны, пользуясь безвизовым режимом России и Беларуси, выезжать через эту «братскую республику». Так и не была создана в районе города Гродно военная база, которую там хотела бы видеть Россия».

Как продолжает политолог, «еще один кейс в этой истории — решение Александра Лукашенко указом принять к рассмотрению в качестве «рабочего проекта» Таможенный кодекс Евразийского Союза». И, по его мнению, «самый скандальный пример — три гражданина Беларуси, сотрудничавшие с российскими изданиями, которых недавно арестовали, возбудив против них уголовные дела по статье 130 белорусского Уголовного кодекса «Разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни».

Российский МИД тогда постарался снять напряжение тем, что устами своего официального представителя Марии Захаровой назвал «непотребными вещами» использовавшиеся в отношении Беларуси термины «недогосударство» и «недонарод».

Однако не секрет, что в российской политике немало деятелей, которые вполне разделяют оценки арестованных журналистов. Достаточно вспомнить скандальное выступление покидающего в январе 2017 года свою должность директора Российского института стратегических исследований Леонида Решетникова, в котором тезис «недогосударства» был практически дословно повторен. И это при том, что РИСИ — структурное подразделение кремлевской администрации».

Ко всему прочему, «Беларусь продолжает не признавать ни одного из «завоеваний» путинской России: ни независимость Абхазии и Южной Осетии, ни аннексию Крыма, ни тем более марионеточные ЛНР и ДНР на востоке Украины». После чего высказывает свой прогноз: «Эти противоречия, с учетом стремления Лукашенко сохранить хотя бы ограниченную независимость от Москвы, никуда не исчезнут».

Добавим от себя: прежде всего потому, что Москва по-прежнему видит по периметру своих границ или вассалов, или врагов.