За рубежом, Эхо

«Арабская стратегия» Еревана

dubai-oaeНУРАНИ

В Армении планируют новое «дипломатическое наступление на арабском фронте».  Правительство Армении на заседании 12 января планирует одобрить проект указа  президента РА «О создании генерального консульства Республики Армения в городе Дубай  в Объединенных Арабских Эмиратах», передает PanARMENIAN.

В обосновании постановления отмечается, что Дубай является одним из важнейших  экономических центров в мире. По официальным данным, в Дубае проживают 2500-3000  граждан Армении. Еженедельно осуществляется 4-5 регулярных авиарейсов, увеличилось  число граждан Армении, использующих Дубай для транзита.

В Дубае действует около 70  консульств. В обосновании постановления отмечается также, что открытие генконсульства  даст возможность, кроме работы в генконсульстве, на месте начать деятельность,  направленную на углубление и развитие торгово-экономического и инвестиционного  сотрудничества.  Добавим от себя: граждане Армении используют Дубай не только для транзита. Напомним:  еще в мае 2015 года Следственный комитет Армении сообщил о завершении расследования  уголовного дела об убийстве индийского бизнесмена в Дубае и похищении алмазов на 1,7  млн. долларов и перевозки их контрабандным путем в Армению.

Как выяснилось, некий  неназванный 35-летний житель Еревана часто ездил в Объединенные Арабские Эмираты на  заработки, где занимался куплей и продажей алмазов, и наладил связь с гражданином  Индии Салонки, который являлся сотрудником компании, занимающейся продажей алмазов  в ювелирном центре в квартале «Дейра» в Дубае. А затем вознамерился самого индийского  коммерсанта убить, а принадлежащие ему «камешки» похитить. Для чего сформировал  организованную группу, куда вовлек своего 24-летнего двоюродного брата (сына дяди) и  его 26-летнего друга.

Двое из трех членов группы в январе 2014 года отправились в Дубай,  здесь 35-летний «алмазный атаман» и его двоюродный брат встретились с Салонки и  заказали ему алмазы, договорившись оформить сделку вечером 22 января 2014 года.  Только вместо добропорядочного торга коммерсанта задушили и унесли из его «заведения»  алмазов на 1,7 миллиона долларов. Затем попытались ввезти краденые алмазы в  Армению, спрятав их во флаконах из-под жидкого мыла. Но «камешки» обнаружила  таможня.  Вряд ли, конечно, открытие консульства в Дубае «продавила» ереванская «алмазная  мафия».

Скорее, в Ереване пытаются ответить на «дипломатическое наступление»  Азербайджана в арабском и исламском мире.  Исторический экскурс вроде бы придает Армении оптимизм. Об этом не очень любят  говорить вслух, но армяне десятилетиями считались «своими парнями на арабской улице».  Эксперты «навскидку» называют множество причин такого положения дел. Прежде всего  напоминают они, еще в годы Первой мировой войны и армянские, и арабские радикалы были  вовлечены в одни и те же политические игры Антанты — с их помощью разведки России,  Франции, Великобритании провоцировали мятежи в тылу турецкой армии.

Кроме того, после  Второй мировой войны, вернее, начала арабо-израильского противостояния, именно в руках  этнических армян в арабских странах оказалась банковская сфера. Свою роль сыграло и  сотрудничество армянских и арабских террористических группировок.  Наконец, не стоит забывать, что именно «на арабской улице» набирался опыта нефтяного  посредничества небезызвестный Галуст Гюльбенкян. В Ираке, во всяком случае, на  средства Фонда Гюльбенкяна было выстроено здание Национального музея современного  искусства, расположенное в багдадском Парке нации — чтобы на «арабской улице» не  забывали, кому обязаны началом «нефтяного бума».

На этом фоне уже не выглядит  случайным, что во времена Саддама Хусейна в Ираке можно было смотреть спутниковую  версию армянского телевидения, что именно этнический армянин Бенон Севан смог  договориться с местными чиновниками и реализовать аферу «Нефть в обмен на  продовольствие», а в числе ее европейских участников, вернее, соучастников преобладали  заведомые армянские лоббисты.

Так или иначе, в девяностые годы Армения получила  статус наблюдателя в Лиге арабских государств, а Шарль Азнавур в интервью  «Литературной газете» мог позволить себе заявление, что, дескать, арабские шейхи с  уважением относятся к армянской диаспоре.  Но это история. А сегодняшние реалии несколько иные. Дело даже не в том, что слишком  тесные отношения с арабскими политиками, как бы это помягче сказать, несколько  диссонировали с усиленно пропагандируемым имиджем «маленькой, но гордой  многострадальной христианской страны во враждебном мусульманском окружении». Да и  эксплуатировать исламофобские настроения в Европе было бы затруднительно.

Просто  «арабская улица» уже далеко не едина. Гражданская война в Сирии, напряженность в  Ливане, Йемене, Бахрейне — доказательств слишком много, чтобы их можно было не  принимать во внимание. А в Сирии, напомним, Армения с самого начала выступила на  стороне Башара Асада и все той же России. Вряд ли такая позиция Еревана вызовет  восторг в арабских странах Залива.  Но самое неприятное, что армянские позиции и в самой Сирии, как бы это помягче  выразиться, проходят нешуточную «проверку на прочность». «Зачистка» Алеппо  воодушевила многих не только в Москве и Дамаске, но и в Ереване.

Как заявил в беседе с  Tert.am заведующий кафедрой арабоведения ЕГУ Айк Кочарян, «освобождение Алеппо  — вместе с тем событие, пробуждающее много надежд у всех нас, для тех сил, которые  составляют коалицию с властями Сирии, поддерживают Асада. Но действительность  заключается в том, что это начало политического процесса. Сегодня мы наблюдаем  политический процесс, который в прошлом году зашел в тупик». Кроме того, по его словам,  «момент и ситуация таковы: в самый решающий момент армянская община  продемонстрировала, насколько конструктивной может быть».

После чего добавил тоном  профессионального доносчика: дескать, не всегда сирийское руководство хорошо  относилось к армянской общине. Мол, во время турецко-сирийского сближения под  запретом была даже продажа книг о «геноциде армян» (кавычки наши — Ред.).  «Поэтому нужно воспользоваться моментом и усилить влияние армянского фактора во  внутриполитической жизни Сирии», — сказал он.

Впрочем, депутат сирийского парламента  армянского происхождения Жирайр Рeисян уверен: «Армяне в Сирии пользуются всеми  гражданскими правами и имеют обязательства». Что же до признания «геноцида армян», то,  как пояснил Реисян, «у Сирии нет особой позиции относительно «геноцида армян»,  признание «геноцида» — политическое решение, и поэтому Сирия не признает «геноцид  армян». Но следует вспомнить мемориал мученикам в Дер-Зоре, являющийся  всеармянским символом «геноцида армян», а также часовню церкви Святых Мучеников,  которая является отображением отношения Сирии к этой проблеме».

Одно плохо: все эти гарантии действуют до тех пор, пока у власти в Сирии находится  Башар Асад. А намеченные в Астане переговоры между Россией, Ираном и Турцией о  политическом будущем Сирии, прогнозы, что РФ намерена «сдать» Башара Асада так же,  как она в свое время отказала в поддержке афганскому диктатору Наджибулле, не могут не  вызывать беспокойства и в армянских кругах. Где действуют по проторенной схеме: пока  одни с упоением строят планы по расширению армянского влияния в послевоенной Сирии,  другие раздувают антитурецкую истерию.

Так, по сообщению ереванского «Спутника»,  католикос Великого Дома Киликийского Армянской апостольской церкви Арам I вместе с  представителями государственных и местных органов посетил сегодня в Алеппо церковь  «Србоц Карасниц Манканц» (Святых Сорока младенцев), ознакомившись на месте с  разрушениями от ракетных ударов, нанесенных террористами, пишет газета «Гандзасар».  Следующим пунктом визита стала имеющая 1300-летнюю историю мечеть Омейядов в  Алеппо.

Перед входом в мечеть Католикоса и сопровождающих его лиц приняли  представители исламского духовенства. Причем визит свой Арам I и его хроникеры  попытались использовать для очередного витка антитурецкой истерии. Оказывается,  «террористы разрушили мечеть и ограбили историческую сокровищницу, часть которой  была перевезена в Турцию, а другая — в северные пригороды Алеппо».

Насчет северных  пригородов Алеппо ничего утруждать не беремся, но известно другое. В Турции  действительно находится немало ценнейших исламских реликвий, включая одежду,  принадлежавшую Пророку Мухаммеду, его зуб и волосы из его бороды, золотой оклад от  священного Черного камня, вделанного в стену храма Кааба в главной мечети Мекки, часть  покрывала Каабы — «кисвы» и т.д.

Только вот все это было привезено в Стамбул еще в XVI  веке, после победоносных походов Султана Селима в Египет и Сирию. Но армянских  фальсификаторов это не остановило — ставки слишком велики. Другое дело, что реального  влияния на ситуацию у армянской общины Сирии не то чтобы очень много, а Москве явно не  до армянских капризов — ей бы спасти лицо. А это значит, что арабская стратегия Еревана  имеет не так уж много шансов на успех.