АЛЕКСАНДР ХАКИМОВ
1. Пару месяцев назад мне довелось принять участие, ни много, ни мало, в спасении человеческой цивилизации. Началось все с телефонного звонка. Меня попросили срочно зайти в один из престижных бакинских лицеев. Звонивший сказал, что требуется консультация. Правда, не уточнил, по какому вопросу. Я зашел. Меня встретили ученики одного из средних классов и их учительница и ввели в курс дела.
То, что я услышал, меня потрясло. Оказывается, из Космоса получено зашифрованное сообщение. После расшифровки выяснилось, что над Землей нависла серьезная угроза. Некая высокоразвитая внеземная цивилизация нуждается в планете для заселения. Наша Земля им подходит. Но мешает человечество. Инопланетяне считают, что мы зря живем на планете Земля. Люди вырождаются, утрачивают семейные ценности, не могут найти между собой общего языка, беспрерывно воюют, чрезмерно увлеклись роботизацией, сильно загрязнили окружающую среду, и т.д. — всего шесть пунктов обвинения. Инопланетяне предлагают людям уступить планету. Но! Есть шанс оправдаться.
Если в течение недели люди ответят по всем пунктам и докажут, что человечество способно самостоятельно преодолеть вышеуказанные проблемы, то инопланетяне оставят нас в покое и займутся поисками другой подходящей планеты. Единственное условие: они примут ответ не от взрослых, а от детей до 14-ти лет, поскольку дети — это, во-первых, будущее, а во-вторых, их ум еще не успел закостенеть, как у взрослых. Говоря прямо, без обиняков, — от школьников, которые меня обступили, зависела судьба всего человечества, которое и не подозревало, какие тучи сгущаются над его головой. Причем сражаться ребятам предстояло не с помощью танков, истребителей, бомб и ракет, а исключительно с помощью интеллекта. Класс разбился на группы, каждая отвечала на какой-то один из пунктов обвинения. Потом все ответы надлежало суммировать, закодировать и послать обратно, отправителю. На все про все — неделя. Фактически, дети должны были спасти мир в семидневный срок.
Ко мне обратились, в данном случае, как к известному писателю-фантасту. Разумеется, писать за детей ответы я не имел права — это было строжайше запрещено — но кое-какие консультации все же допускались. Я провел с лицеистами несколько часов, дал необходимые консультации, оказал помощь как знаток фантастики и вообще как человек с солидным жизненным опытом. Переходя от группы к группе, я вникал в аргументацию (вернее, в контраргументацию) учеников, потом указывал на слабые или провисающие места в ответах или дополнял, где требовалось, а там, где было нужно, рекомендовал слегка изменить подход и взглянуть на проблему под несколько иным углом.
Впрочем, мои советы носили, если так можно выразиться, точечный характер: ребята попались умные, энергичные, сообразительные, умеющие работать в команде (а это особо ценно) и твердо решившие отстоять честь землянина. Мое главное, пожалуй, преимущество заключалось в хорошем знании научной фантастики — ведь то, с чем лицеисты столкнулись впервые, на страницах фантастических книг происходило десятки, сотни раз, в самых разных вариантах… Больше всего мне было жаль группу, которой выпало парировать обвинения инопланетян в экологическом кризисе. Знаете, по всем остальным пунктам можно было как-то крутить-вертеть в определенных рамках.
Между нами, девочками — ну что такое, собственно, семейные ценности? Падает рождаемость, снижается количество браков, растет количество разводов и брошенных детей? Так мораль человеческая менялась с течением веков. Сначала был матриархат, потом наступил патриархат. Когда-то церковь запрещала разводы, а сейчас разводиться можно. Раньше на добрачные отношения смотрели косо, а теперь гражданский брак цветет пышным цветом. Раньше об однополых браках и заикнуться было нельзя, а теперь — пожалуйста, однополым семьям даже разрешается усыновлять детей…
Все течет, все меняется. Люди не могут найти друг с другом общего языка и конфликтуют из-за территорий? Ну так в истории человечества периоды острых конфронтаций чередовались с разрядкой международной напряженности, гонка вооружений — с разоружением, вчерашние лютые враги становились друзьями, а поисками общего языка люди занимаются давно и, в конце концов, найдут его… Чрезмерная роботизация, люди обленились, перекладывая на плечи роботов то, что могли бы сделать и сами? Есть такой грешок. Но через это неизбежно должна пройти любая машинная цивилизация, ведь уже первое колесо и первый парус сняли нагрузку с человеческих рук и спин и позволили людям лениться… Никогда не поздно спохватиться и ограничить сферу применения роботов в нашей жизни. Короче говоря, по всем вышеуказанным пунктам можно было выкрутиться, на то нам даны язык и умение философствовать. Но вот экологический кризис…
Я с сочувствием глядел на группу (в ней были одни девочки) и вздыхал. Попробуйте втереть инопланетянам, что нам нравится дышать загрязненным воздухом, плескаться в загрязненном море и есть загрязненные продукты! Если о политике и семейных ценностях можно и поиезуитствовать, то плавающие в море какашки есть плавающие в море какашки, и не что иное, а гигантские свалки есть гигантские свалки, а смог есть смог, и список животных, полностью истребленных человеком, звучит как приговор суда… Девочкам предстояло убедительно доказать, что люди способны очистить то, что загадили, более не гадить, не истреблять более животных, а сохранять редкие виды в специальных заповедниках, и некоторые из выбитых видов возродить с помощью генной инженерии (вот тут понадобились мои консультации как профессионального биолога)…
Лицеисты трудились без устали, позволяя себе лишь краткие перерывы (вернее, перекусы). На мониторах компьютеров мелькали фотографии, схемы, графики, таблицы, географические карты… Работа кипела. Не буду томить вас — Земля была спасена в срок. Инопланетяне сочли контраргументы убедительными и обещали отстать от человечества. Так что в том, что вы сейчас читаете эти строки, прихлебывая кофе или чай, заслуга лицеистов, мальчишек и девчонок из города Баку. Ну и немножко моя.
2. Как вы уже, наверное, догадались, это был тест. Лицеистам присылают разные тесты и задания, в данном случае тест носил вот такой фантастический характер. И вылился он в своеобразный тест на выживание, только не в лесу, пустыне или океане, а — во Вселенной… На прощание я дал еще несколько советов и рекомендаций.
Так, лицеисты неплохо знали современное фантастическое кино, голливудское, но никогда не видели таких работ советских режиссеров, как «Дознание пилота Пиркса», «Отроки во Вселенной», «Молчание доктора Ивенса», а ведь из этих картин можно многое почерпнуть для ума, ведь речь в них идет и о «бунте» искусственного интеллекта, и о помощи цивилизации, которая в своем увлечении робототехникой зашло слишком далеко, и о разных аспектах контакта с иным разумом! Ну а так, в целом — спите спокойно, земляне. Вас отмазали — во всяком случае, на этот раз.