А.ШАКУР
Афганистан потрясла новая волна террора. 10 января двойной теракт был совершен в районе Дар-уль-Аман на юго-западе Кабула, в правительственном квартале афганской столицы.
Первый взрыв прогремел недалеко от здания бывшего управления безопасности, второй — рядом с телестудией парламента Афганистана, сообщали «Вести» со ссылкой на «Интерфакс», уточняя, что в этом же районе находится посольство России.
Очевидцы рассказали, что второе взрывное устройство сработало, когда на месте первого взрыва стали собираться представители силовых структур. По данным местных властей, один из взрывов в районе Даруламан устроил террорист-смертник, также перед парламентом взорвался заминированный автомобиль. Сообщалось, что среди раненых женщина-парламентарий из провинции Герат, добавляют РИА «Новости».
Первоначально сообщалось о 22 жертвах, но вскоре число погибших в результате двух взрывов рядом с парламентским комплексом в Кабуле увеличилось до 38, сообщило агентство Ассошиэйтед пресс со ссылкой на официальный источник. Ответственность за взрывы взяло на себя радикальное движение «Талибан». Еще один взрыв прогремел в провинции Гильменд — здесь жертвами теракта стали семеро афганцев.
Затем в центре внимания оказался город Кандагар. Здесь, сообщает ЛИГА со ссылкой на телеканал CNN, при взрыве «автомобильной бомбы» погибли пятеро дипломатов из Объединенных Арабских Эмиратов. Теракт произошел около гостевого дома во время встречи губернатора провинции с послом ОАЭ в Афганистане. Всего, по сообщению источника, погибли 11 человек и 16 были ранены. Данные Госдепа США отличаются — семеро погибших и 18 раненых.
Посол ОАЭ получил ранение. Как пишет эмиратское агентство WAM, дипломаты страны находились в Афганистане с гуманитарной миссией по образовательным и социальным проектам. Президент ОАЭ Халифа бен Зейд Аль Нахайян приказал приспустить флаги на зданиях всех министерств и госучреждений страны на три дня в знак траура по погибшим в афганском Кандагаре пяти эмиратским дипломатам, говорится в указе президента, переданном Эмиратским агентством новостей, сообщает РИА «Новости».
Эмиратский президент выразил «печаль и глубокую скорбь от потери невинных сынов Отчизны…, которые были уполномочены для осуществления гуманитарных и образовательных проектов в Афганистане». МИД ОАЭ, в свою очередь, опубликовал список имен пяти дипломатов, которые погибли во время теракта в афганской провинции Кандагар.
«Ситуация в Афганистане в последние месяцы заметно ухудшилась. Движение «Талибан», ранее овладевшее значительной территорией в сельских районах страны, развернуло наступление на крупные города. Также на территории страны активизировалась террористическая группировка «Исламское государство»» — уточняет РИА «Новости». Впрочем, известно и другое.
Как сообщала еще в дни новогодних каникул «Немецкая волна», на «афганском поле» свою игру начинает Россия. Более того, в последнее время Москва явно ищет сближения… с движением «Талибан». Как уточняет «Немецкая волна», «в последние годы Россия практически не вмешивалась в афганскую политику.
В 2001 году Москва даже поддержала проведенную под руководством США интервенцию и способствовала отстранению от власти радикального движения «Талибан», которое до этого управляло страной несколько лет. Экс-президент Афганистана Хамид Карзай по этому поводу говорил: «Наша страна — это, пожалуй, единственное место в мире, где не сталкиваются российские и американские интересы».
Но постепенно Россия начала менять свое нейтральное отношение к Афганистану». Как напоминает берлинская радиостанция, еще в конце декабря в Москве в третий раз прошла встреча дипломатов из России, Китая и Пакистана. На ней речь шла о ситуации с безопасностью в Афганистане, в том числе с учетом деятельности «Исламского государства».
«То, что положение в Афганистане обсуждали без участия представителей этой страны, подверглось критике властей в Кабуле. В Афганистане есть еще много политиков, которые не забыли вторжения СССР в страну и войну, продолжавшуюся с 1979 по 1989 годы. Растущее влияние Москвы они воспринимают настороженно» — уточняет «НВ». Но главная сенсация состояла в другом: «Недавно стало известно, что РФ начала активно общаться с представителями «Талибана».
Такие контакты существуют уже долгое время — с 2007 года. Сначала Москва обсуждала с руководством талибов вопросы противодействия торговле наркотиками, которые из Афганистана через Центральную Азию доставляются в Россию. На последних по времени встречах речь идет, вероятно, о геополитических интересах». Можно, конечно, предположить, что РФ намерена использовать потенциал «Талибан» в борьбе с «Исламским государством».
И вроде бы даже может кое-что записать себе в актив. Обе эти группировки исповедуют схожую идеологию, основанную на радикальном салафитском исламе, но в реальности, мягко говоря, отношения у них далеко не союзнические. Группировка «Исламское государство» и радикальная террористическая организация Афганистана «Талибан» объявили друг другу джихад, или «священную войну». Об этом, передает «Газета.ру», сообщает «Интерфакс» со ссылкой на радио Mashaal.
По данным радиостанции, об этом сообщил глава управления полиции провинции Гельменд на юге Афганистана Наби Джана Муллахейла. Он заявил, что полиция получила документы, в которых говорится об объявлении джихада группировками. Впрочем, еще в августе прошлого года в Госдепе США заявили, что эти группировки «сближаются», заключив негласное перемирие, хотя с 2014 года между ними происходили вооруженные конфликты.
В свою очередь, эксперт по Азии из Международного центра Вудро Вильсона (США) Майкл Кугельман в интервью DW высказал предположение: Россия, по его мнению, считает, что политика США в Афганистане провалилась, и поэтому она хотела бы усилить свое влияние в регионе. По его словам, война (1979-1989 годов. — Ред.) заставила Россию надолго забыть об Афганистана, «но сейчас эта страна вновь попала в поле зрения Москвы из-за своей большой значимости».
РФ опасается, что Афганистан после Ирака и Сирии может стать очередной базой для «Исламского государства». Также Москва хочет воспрепятствовать тому, чтобы ИГ укрепило свои позиции в непосредственной близости от Центральной Азии. «Президент России Владимир Путин видит в длительном присутствии ИГ в Афганистане угрозу для своей страны», — отметил в интервью DW и бывший афганский дипломат в Пакистане Ахмад Саиди.
По его выражению, страх перед «Исламским государством» сблизил «Талибан» и Россию. В течение двух лет талибы воюют с боевиками ИГ в Афганистане у пакистанской границы. Обе группировки пытаются взять под контроль часть территории страны. Только вот не следует забывать еще об одном. Афганистан — это еще и «ключ» от Центральной Азии, бывшего «южного подбрюшья» СССР, региона, чей экономический и геополитический потенциал переоценить трудно.
Да, в Афганистане пуштуны составляют большинство, но лишь относительное. Значительная часть населения страны приходится на узбеков и таджиков. К тому же север Афганистана — это регион, который в течение всей своей истории тяготел не только и не столько к Кабулу и Кандагару, сколько к Самарканду и Бухаре.
Как уверены многие эксперты, именно опасения, что в случае установления в Кабуле «прозападного» режима в руках США и их союзников окажутся «ключи» от Центральной Азии, где накопилось предостаточно «взрывного материала», и толкнули СССР на интервенцию в эту страну в декабре 1979 года. Правда, советская военная кампания закончилась оглушительным провалом. В девяностые в РФ в лучшем случае рассчитывали создать заслон на старой советской границе чтобы не допустить прорыва боевиков из Афганистана в станы Центральной Азии, входившие в СНГ.
Однако сегодня ситуация вновь меняется. США укрепляют в Афганистане свои позиции, и Москве уже приходится задумываться о геополитической конкуренции с Западом в Центральной Азии, где еще недавно РФ воспринималась как единственная альтернатива группировкам вроде того же «Талибана».
А на этом фоне уже совершенно иначе воспринимается предупреждение «Немецкой волны», что переговоры России с «Талибаном» могут обострить и без того трудное положение в стране — даже если российские дипломаты и преследуют исключительно цель достижения мира в Афганистане. Тем более что афганские и западные политики обвиняют Россию в обратном, отмечает газета Wall Street Journal.
Они полагают, что Москва намерена сорвать мирные переговоры между правительством в Кабуле и Гульбеддином Хекматияром, влиятельным полевым командиром, который ранее открестился от талибов. Так что за нынешней волной терактов в Афганистане могут стоять неожиданные политические интересы.