За рубежом, Эхо

Опасная игра на «сирийском поле»

russiya-siriya-syria-russia-rossiya-syrian-conflictА.ШАКУР

В воздушном пространстве Сирии разворачивается нешуточная «война  нервов». Пилоты ВВС США заявили об «опасных сближениях» с  российскими истребителями в небе над Сирией, при этом американцы  предпочитают «уступать дорогу», чтобы избежать столкновений, пишет  Wall Street Journal, на которую ссылается РИА «Новости».

Издание  утверждает, что, несмотря на подписанный осенью 2015 года  меморандум о безопасности при полетах в Сирии, опасные инциденты  продолжаются, причем американские летчики обвиняют российских  коллег в незнании правил безопасного маневрирования либо в  неспособности или нежелании соблюдать их.

«Они крайне редко дают устный ответ. Крайне редко уходят в сторону.  Мы их пропускаем. Мы не знаем, что они видят или не видят, и мы не  хотим, чтобы они врезались в кого-то из нас», — заявил газете  генерал-майор Чарльз Коркоран.  Командование ВВС США опасается, что инциденты могут вызвать  новый виток напряженности между Москвой и Вашингтоном, указывает  издание.

«Когда разбивается самолет, это, по статистике, скорее происходит из-за  какой-либо механической неполадки, а не из-за того, что его кто-то сбил.  Но при неясности обстановки и несогласованности действий во время  войны люди будут склонны думать, что самолет упал из-за вражеских  действий», — считает полковник ВВС США Дэниэл Мэннинг.

Как отмечают эксперты, тема поднимается уже не в первый раз. Еще в  октябре прошлого года Пентагон сообщил об опасном сближении  российского и американского самолетов в небе над Сирией, признав,  однако, что оно не было злонамеренным.

В ответ в российском  Минобороны заявили, что правила нарушил американский  самолет-радар E-3 AWACS, оказавшийся на расстоянии менее 500 метров от  российского истребителя Су-35. В ведомстве отметили, что командование  ВВС США принесло извинения за случившееся.  Однако на сей раз о «воздушной войне нервов» эксперты заговорили на  неожиданном фоне.

Напомним: как передает РБК, накануне министр  обороны США Эштон Картер, который покинет свой пост в конце  января после инаугурации избранного президента США Дональда  Трампа, в интервью телеканалу NBC заявил, что Россия ничего не  сделала в Сирии против боевиков ИГИЛ. «Практически ноль», — сказал  министр обороны США. «Они пришли и сказали, что будут бороться с  ИГИЛ, и сказали, что они помогут в гражданской войне в Сирии. Они  вообще ничего не сделали», — отметил он.

Картер подчеркнул, что США  сами воюют с ИГИЛ. Глава Пентагона отметил, что «из-за поведения  России закончить гражданскую войну в Сирии стало труднее».  В Москве, как того и следовало ожидать, с такими оценками не  согласились. Российские ВКС выполнили в Сирии поставленную  президентом России задачу, заявил на совещании с руководящим  составом Минобороны глава военного ведомства Сергей Шойгу,  передает РИА «Новости».

«Мы основную задачу, которую поставил  перед нами Верховный главнокомандующий, в прошлом году  выполнили. Как бы тяжело и сложно ни было, как бы мы ни нуждались  в поддержке международной коалиции, которая, на мой взгляд,  сработала не просто по нолям, а в минус, к великому сожалению, мы этой  поддержки не увидели, а это потребовало от нас напряжения всех наших  сил, всех наших возможностей, сосредоточения там (в Сирии) серьезной  группировки, как авианесущей группировки, так и дополнительных сил  ВКС, привлечения военной полиции», — сказал он.

Шойгу также прокомментировал высказывание главы Пентагона  Эштона Картера, который в интервью американским СМИ назвал  «нулевым» вклад Москвы в борьбу Вашингтона с террористической  группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России).  «Вчера наблюдал выступление одного из моих коллег из дальнего  зарубежья, который дал, как он сказал, «нулевую» оценку вклада  России в борьбу с терроризмом в Сирии и в регионе. Можно было бы с  этим согласиться, если бы мой коллега: а) не перепутал страну; б) был  бы аккуратен в таких оценках», — заявил министр.

После чего отметил,  что России и ее партнерам удалось достичь договоренности о  переговорах по Сирии, которые пройдут в Астане и станут началом  мирного урегулирования в ближневосточной стране, а также выразил  надежду, что к борьбе с террористами присоединятся авиация и силы  других стран.  Переговоры, которые намечено провести в Астане, РФ считает своим  важным политическим достижением.

«После достижения  договоренностей о начале мирных переговоров по Сирии с участием  России, Ирана и Турция Анкара открывает новую главу в отношениях с  Дамаском. Поскольку, признавая то, что режим Асада — это один из  ключевых игроков в процессе достижения мира в стране, Турции  соглашается с тем, что гражданская война, которая началась еще в 2011  году, может быть завершена лишь путем переговоров», — отмечает, в  частности, «Немецкая волна».

Другое дело, как воспримет эти договоренности между Россией, Ираном  и Турцией сам Башар Асад. «Недавняя эвакуация повстанцев из Алеппо  показала, что сирийский лидер вынужден исполнять приказы Москвы.  Отношения между союзниками ухудшаются по мере приближения  переговоров об активизации переходного периода», — пишет в Le Figaro  эксперт по Ближнему Востоку Жорж Мальбрюно, чью статью цитирует  «Ино-Пресса».  «Так себе», — с улыбкой говорит по-французски сирийский официальный  представитель, когда его спрашивают о состоянии дел между его страной  и Москвой.

Недавнее отвоевание Алеппо, второго города Сирии,  Дамаском и его российским и иранским союзниками вместе с  «Хезболлах» не прошло бесследно. Башар Асад вынужден был снести  обиду. Если осада, навязанная повстанцам, закончилась поражением с  тяжелыми последствиями для противников Асада, то победа Дамаска  была добыта ценой множества принуждений, предвещающих новое  давление. Отдельные проправительственные источники в Дамаске и  Алеппо отмечают с явным беспокойством: может, президент и выиграл  войну против враждебных повстанцев благодаря российской поддержке,  но сейчас могут начаться настоящие неприятности», — передает  корреспондент.

Мальбрюно комментирует: «Российско-сирийский альянс — это  армрестлинг. Обе стороны это знают, каждая укрепляется за счет  холодной реальной политики, основанной на общих интересах.  Повстанцы ни за что не хотели вступать в контакт с представителями  Дамаска, и тут российские эмиссары оказались на передовой. Через  Международный Комитет Красного Креста была налажена переписка в  Skype между россиянами и представителями вооруженных группировок  — ваххабитами бригады «Ахрар аш-Шам» и более умеренными боевиками  из «Харакет Нуреддин Зенки».

«Это правда, что русские навязывают нам некоторые решения»,  — признал один приближенный Асада.  «Чтобы смягчить возникшее озлобление, — продолжает Мальбрюно,  — Путин позвонил сирийскому лидеру на следующий день после  отвоевания Алеппо, воздавая должное «сирийским усилиям». Но в этой  игре в бильярд как минимум от трех бортов — между русскими,  сирийцами и иранцами — глава Сирии располагает определенной  свободой маневра».

«Большим достижением Башара является умение держать иранцев на  земле и россиян в воздухе и действовать так, чтобы одни нуждались в  других», — сказал один приближенный сирийского лидера.  «Несомненно, Асад еще сумеет сыграть на разногласиях между  союзниками», — уверен автор статьи. Но украдкой его приближенные  задаются вопросом о российских намерениях на предстоящих  переговорах.

Это их навязчивая идея, несмотря на расхождение мнений о  возможности отвоевать всю Сирию. В понедельник Асад вновь сказал о  таком намерении французским СМИ, но, похоже, эта идея не разделяется  Москвой.

«Мы думаем, что русские могут захотеть отделиться от Башара в 2021  году, когда закончится его мандат, — сказал неназванный приближенный  сирийского президента. — Но у нас есть иранцы, которые не думают так,  как русские, и иранцы являются нашими историческими союзниками».  Приближение переговоров в Астане в конце января о переходном  политическом процессе усиливает опасения, говорится в статье.