Асиф УСУБАЛИЕВ, кандидат политических наук ([email protected])
Еще один год ушел в историю. В контексте международных отношений и глобальных тенденций минувший год был весьма ярким. Боюсь такого предположения, но все же, думается, что этот год еще более сильно укрепил фундамент назревающих содержательных изменений в современной системе международных отношений.
Складывается впечатление, что мир буквально толкают на «системное переформатирование», а теория С.Хантингтона о «столкновении цивилизаций» все больше приобретает статус основного социально-политического сценария будущего развития современного нам мира. Нетерпимость притом в любой своей вариации проявляется буквально во всем на всех континентах мира. При этом данные тенденции с каждым годом все больше набирают свою силу. Навязанный миру глобальный экономический кризис дополнительно напрягает ситуацию и создает «благоприятные» условия для усиления конфликтогенных процессов.
К тому же не сложно спрогнозировать, что подобные тенденции и впредь будут только развиваться. Как минимум, потому, что нефть, доллар и разность культур в руках основных игроков геополитических игр всегда будут оставаться идеальным инструментом для политических манипуляций и спекуляций. Усугубляет ситуацию также и то, что нетерпимость перешла из латентной (скрытой) стадии в открытую форму.
К такого рода процессам активно присоединяются уже и лидеры ряда европейских государств, которые как раз и инициируют распространение кризиса идеи мультикультурализма. А международные организации, в свою очередь, также переживают кризис доверия. Они постепенно превращаются в «свадебных генералов» современной системы международных отношений. В своих статьях неоднократно предполагал, что двойные стандарты, порожденные международными организациями, когда-нибудь «убьют» своих же создателей. Тот факт, что эти организации не блюдут международные интересы, а занимаются лоббированием заказных интересов конкретных государств, уже даже и не требует особых доказательств.
Об этом говорят даже те государства, которые до недавних пор весьма успешно пользовались правовым потенциалом данных организаций. А неисполнение резолюций по Нагорному Карабаху просто разоблачает «двуличие» международных организаций. Кроме того, терроризм, который уже имеет место практически во всех странах мира, также сгущает краски и буквально толкает мир на изменения в характере международных отношений. Терроризм толкает государства не только на радикальные и силовые меры, но и становится причиной всеобщего недоверия, так как активно муссируются мнения о том, что конкретные теракты заказываются конкретными государствами.
Отчасти поэтому с определенной натяжкой, но все же можно говорить, что теракт — это инструмент политического давления. Последние события в Турции — наглядное тому доказательство. Собственно говоря, такого характера примеры были всегда, просто сегодня они происходят очень близко. Близко настолько, что все происходящее там необходимо не просто активно наблюдать и сопереживать, но и учитывать. Глобализация также делает свою «медвежью услугу».
Тотальная глобализация, которая расширяется отчасти посредством распространения и «насаждения» «демократических ценностей», оформляет на уровне политического сознания людей культурную разность. Оформленная культурная разность отчасти как раз и становится причиной идеализации своей культуры и формирования мысли об ее преобладании над всеми иными культурами.
Культурная разность, извращенное представление о демократических свободах, навязываемая либерализация законов, отсутствие крепко сформировавшегося среднего звена, а также отсутствие (в силу пока еще короткого срока полноценной независимости) своих крепко устоявшихся традиций государственности, становятся косвенными причинами увеличения конфликтогенных ситуаций. Хочу принципиально подчеркнуть, что данная картина специфична для многих стран мира. Извращенное представление о демократических принципах, а также экономические катаклизмы и уязвимость национальных экономик стали причиной усиления тенденций всеобщего стремления к личному обогащению.
К сожалению, но порою у предпринимателей личный интерес преобладает над интересами национального масштаба. Вот здесь и скрывается источник ряда проблем, стоящих на пути к скорому развитию конкретных отраслей национальной экономики. Отсутствие социальной ответственности, а также искривленное представление о частном секторе экономики реально тормозят процесс развития.
Для полноценного роста государственные проекты должны подкрепляться частными инициативами. Обратите внимание, здесь вновь проявляется проблема социокультурного характера. Такие факторы, как идеологическая разобщенность современного мира; эскалация конфликтогенных ситуаций; усиление радикальных тенденций; навязываемая исламофобия; глобальный экономический кризис (который, заметим, каждый год меняет свою форму); образовательные шаблоны (которые в силу своей легкости смывают национальные особенности); культурная унификация (которая посредством процессов глобализации смывает национальную идентичность) и прочие явления в совокупности, стали основными характеристиками современного нам мира.
Хочу принципиально обратить ваше внимание на то, что практически все перечисленные и реально существующие явления имеют непосредственное либо косвенное отношение к фактору культуры, поэтому «культура» сегодня должна восприниматься в качестве источника устойчивого развития.
А для этого как минимум необходимо отказаться от потребительского подхода к восприятию культуры и попытаться сформировать созидательную парадигму ее существования, что предполагает переосмысление в общественном сознании роли культуры.