Дж.АЛЕКПЕРОВА
«В наступающем 2017 году исполнится 12 год с того момента, как в Азербайджане приняли закон «О декларировании доходов государственных чиновников». Тогда в 2005 году президент Ильхам Алиев поручил Кабинету министров подготовить механизм декларирования. Однако воз и ныне там,» — сказал Echo.az эксперт в области экономики Фуад Ализаде.
«Дело в том, что бывают вопросы, которые на протяжении долгих лет не решаются. И вопрос принятия декларации о доходах относится именно к этой категории. Сегодня процесс принятия формы декларации просто повис в воздухе, и тут уже ничего не поделаешь. Для меня сегодня остается загадкой, что именно может сдвинуть эту тему с мертвой точки», — сказал Ализаде.
Как сказал Ализаде, последнее заявление президента АР о социальной справедливости затрагивает больше тему того, что богатые граждане, которые хотят покупать дорогие авто и виллы, должны платить больше налогов.
«В целом, я думаю, что принятие декларации о доходах мало что решит. Богатые все равно найдут возможность скрыть свои доходы. Это будет просто очередной бюрократический механизм, который^ я думаю, что не сильно и нужен», — пояснил он.
Как сообщил Echo.az экс-заведующий отделом ценовой, экономической и кредитно-финансовой политики Кабинета министров, экс-заместитель министра экономики Азербайджана Октай Ахвердиев, в Азербайджане многие годы делают вид, что не могут утвердить единую форму декларации о доходах.
«А ведь надо учесть, что закон «О декларировании доходов государственных чиновников» был принят еще в 2005 году. Только после того, как он заработает, можно будет говорить о принятии «Всеобщей декларации о доходах»,» — сказал Ахвердиев.
По его словам, закон «О декларировании доходов государственных чиновников» не работает по той причине, что некоторым чиновникам выгодно скрывать свои доходы.
«Если закон заработает практически, они просто не смогут объяснить, откуда у них дорогие авто, виллы и несколько квартир. Я не думаю, что Кабмин до сих пор не подготовил форму декларации. Просто есть силы, которые тормозят этот процесс. Когда я работал в Кабинете министров, то сам готовил программу по борьбе с коррупцией, в которую входили как декларация о доходах, так и декларация о расходах. Ведь одна не может существовать без другой. Тогда моя программа в течение пяти лет так и не была задействована. Поэтому сложно сказать, когда Азербайджан сможет принять декларацию о доходах и закон, наконец, заработает», — сказал он.
По его словам, после того, как в стране будет принята как декларация о доходах, так и декларация о расходах, из тени выйдут миллионы, если не миллиарды манатов.
«Условный оборот рынка под названием «одолжил у друга», включая объем теневой экономики, оценивается примерно в 30 млрд. долларов. Иначе это явление можно назвать «коррупционной емкостью». Кстати говоря, в РФ она оценивается в 300 млрд. долларов…», — отметил Ахвердиев.
В свою очередь, исполнительный директор Фонда по борьбе с коррупцией Васиф Мовсумов ранее сказал, что недопустимо столько лет не принимать единую форму декларации о доходах государственных чиновников. Этот закон представляет очень большую значимость в процессе борьбы с коррупцией.
Он сказал Echo.az, что наличие данного закона позволило бы добиться положительных результатов в борьбе с коррупцией.
«Но по тем или иным причинам декларация не утверждена, соответственно, практическая активизация закона задерживается. Но правительство должно повлиять на ускорение утверждения формы декларации и добиться, чтобы закон начал работать,» — подчеркнул он.
Напомним, что в статье 18 «Основные обязанности государственного служащего» закона Азербайджанской Республики «О государственной службе» говорится, что госслужащий обязан «ежегодно представлять руководителю органа, где проходит службу, финансовый отчет о своих доходах и имущественном положении, указывать в нем источник, вид и сумму дополнительных доходов».
В 2005 году в Азербайджане был принят закон «О декларировании доходов государственных чиновников», который вступил в силу в 2006 году. Но, несмотря на то, что с тех пор прошло уже 9 лет, форма декларации так и не была утверждена. И о причинах такой задержки ничего не сообщается.