А.ШАКУР
Галуст Гюльбенкян в свое время сказал: «Нефтяные дельцы похожи на кошек. По их воплям никогда нельзя разобрать, они дерутся или занимаются любовью». То же самое можно сказать о нынешних переговорах по сирийскому урегулированию.
Где обмен резкими заявлениями нередко представляет собой лишь прелюдию к деловому торгу. А уж «тактические союзы» в рамках этого торга могут заключаться самые неожиданные. Переговоры Ирана, Турции и России по сирийскому урегулированию по-прежнему остаются темой номер один.
Напомним: еще 20 декабря по итогам встречи с турецким и иранским коллегами министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что формат Россия — Иран — Турция является наиболее эффективным для решения сирийского кризиса. При этом глава российского МИДа подчеркнул, что Москва, Анкара и Тегеран выступают за безальтернативность политико-дипломатического урегулирования в Сирии и не видят военного решения проблемы.
«У нас общее мнение, прежде всего заключающееся в том, что необходимо в полной мере уважать суверенитет, территориальную целостность, единство Сирии», — говорил Лавров. Главы внешнеполитических ведомств также согласовали совместное заявление по политическому процессу в Сирии, направленное на «оживление политического процесса с целью прекращения сирийского конфликта».
Правда, вопрос со следующей встречей несколько «завис»: ее дату эксперты пока что не называют, притом что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев во время телефонного разговора с президентом России Владимиром Путиным и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом заявил о готовности предоставить площадку для диалога по Сирии в Астане. Теперь же СМИ обсуждают новую сенсацию. Россия, Турция и Иран планируют разделить Сирию на неофициальные зоны регионального влияния, сообщает Reuters со ссылкой на несколько источников. По их словам, президенту Башару Асаду при этом позволят сохранить свой пост как минимум еще на несколько лет, до следующих выборов.
После этого Сирию возглавит менее противоречивый кандидат, а Асаду дадут уйти с гарантиями безопасности для него и его семьи, говорят собеседники агентства, на которое ссылается РБК. Такая сделка, которая позволила бы создать автономии в рамках федеральной структуры, контролируемой Асадом, в настоящее время находится в зачаточном состоянии и должна быть согласована с властями Сирии, повстанцами и, в конце концов, также со странами Персидского залива и Соединенными Штатами, отметили источники, знакомые с позицией России. «Достичь окончательного соглашения будет трудно, но исходные позиции [сторон] изменились», — заявил в беседе с Reuters генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
Он также сообщил, что несколько кандидатур на замену Асаду уже обсуждались, но конкретных имен не назвал. Ранее турецкое агентство Anadolu со ссылкой на осведомленные источники также сообщило, что Россия и Турция согласовали план всеобъемлющего перемирия в Сирии, который будет передан сторонам конфликта. В случае успеха соглашения о перемирии режим Асада и оппозиция при содействии Москвы и Анкары проведут переговоры в столице Казахстана, указывало агентство.
При этом в Кремле не смогли прокомментировать информацию о якобы достигнутых договоренностях России и Турции. «Не могу ответить на этот вопрос, не обладаю достаточной информацией», — сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Можно, конечно, долго рассуждать о том, насколько жизнеспособной окажется предложенная «кантональная» модель.
Более того, ряд экспертов уже готовы проводить параллели едва ли не с разделом Германии во время «холодной войны» — а это уже верный показатель, что отношения между Россией и Ираном, с одной стороны, и Турцией, с другой, не такие близкие и теплые, как казалось еще накануне. Что особенно примечательно на фоне недавней сенсационной новости: Эрдоган обвинил возглавляемую США коалицию в поддержке боевиков в Сирии.
Как передавало то же РБК, президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что у Анкары есть доказательства того, что антитеррористическая коалиция, возглавляемая США, оказывает поддержку террористам в Сирии, в том числе запрещенной в России организации «Исламское государство» и курдским группировкам YPG и PYD, передает Reuters. «Они обвиняли нас в поддержке ИГ. Но они сами оказывают поддержку террористам, включая ИГ, YPG [«Отряды национальной обороны»] и PYD [партия «Демократический союз»]. Нам это ясно. У нас есть подтверждение этому, включая фотографии и видео», — заявил Эрдоган, выступая на пресс-конференции в Анкаре.
В самом деле, еще недавно в США прозрачно намекали на поддержку, которую ИГ получает из Турции, Затем, правда, вынуждены были признать, что обвинения не подтвердились. Курдские организации «Отряды национальной обороны» и партия «Демократический союз» считаются в Турции террористическими, напоминает РБК. В ответ, передает РИА «Новости», госдепартамент США выступил со своим комментарием. «Это нелепое заявление», — отметил официальный представитель ведомства Марк Тонер.
Эта пикировка между Москвой и Вашингтоном произошла на весьма показательном фоне. В августе 2016 года Турция начала в Сирии операцию «Щит Евфрата» против «Исламского государства». Как отмечал Эрдоган, цель операции — зачистка от террористов территории площадью 5 тыс. кв. км, на которой будет создана безопасная зона для размещения беженцев. В конце ноября турецкий лидер заявил, что турецкие военные вошли в Сирию, чтобы положить конец режиму Башара Асада. «Мы там для установления справедливости. Мы вошли туда, чтобы прекратить правление тирана Асада, который осуществляет государственный террор. [Мы не вошли бы] по любой другой причине», — подчеркивал Эрдоган.
Не менее важной для Турции задачей является и другое — в Анкаре полны решимости отодвинуть от своей границы курдские отряды. Серия устроенных РКК терактов в Турции с десятками жертв — это, простите за цинизм, слишком красноречивое доказательство, что опасения Анкары как минимум не беспочвенные. Плюс ко всему еще на прошлой неделе Reuters со ссылкой на портал SITE Intel Group сообщил, что боевики «Исламского государства» опубликовали видео, на котором двух пленных турецких военных в Сирии казнят, сжигая заживо. Однако у властей Турции пока нет подтверждения подлинности данной видеозаписи, заявил вице-премьер Турции Нуман Куртулмуш накануне.
Есть, впрочем, и другая составляющая — вопрос контроля над городом Эль-Баб. Этот город, расположенный на границе с Турцией, на сегодняшний день контролируется боевиками ИГ. На юге-востоке от Эль-Баб с террористами ИГ ведут бои курдские вооруженные формирования. Однако, по данным курдских боевиков, в последние дни продвижение к Эль- Баб со стороны правительственных сил Сирии и курдских отрядов не наблюдалось. Со своей стороны, Турция, по информации «Регнума», потребовала от международной коалиции в борьбе против террористической группировки «Исламское государство» предоставить авиаподдержку поддерживаемым Анкарой силам, осадившим сирийской город Эль-Баб, сообщает Figaro.
«Международная коалиция должна выполнить свои обязательства в отношении воздушной поддержки в битве, которую мы ведем в Эль-Бабе. Отказ от предоставления необходимой помощи будет носить неприемлемый характер», — официальный представитель президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана Ибрагим Калын.
А такая перспектива не радует курдов. Присутствие турецких войск в городе Эль-Баб на севере провинции Алеппо напрямую нарушит суверенитет Сирийской Арабской Республики, заявил в интервью РИА Новости представитель курдской оппозиционной партии «Сирийский демократический совет» Рейзан Хеду. «Мы в «Сирийском движении сопротивления» (СДС), которое включает в себя курдов и арабов, на фронте Эль-Баб вместе с сирийской армией…
Если турки совместно с группировками из коалиции «Щит Евфрата» войдут в Эль-Баб, это будет воспринято как оккупация. Эль-Баб — сирийский город и мы будем биться за суверенитет своей страны и не позволим туркам и их союзникам закрепиться в Эль-Баб и продолжить наступление дальше»,- уверял Хеду. «Мы выступаем за целостность территории Сирии и борьбу с терроризмом. Но необходимо уничтожить «муравейник», что бы убить всех муравьев. Я имею в виду, что пока источники снабжающие терроризм существуют, террористы продолжат присутствовать в Сирии. Хочу подчеркнуть, что мы за единую, светскую и демократическую Сирию»,- добавил он.
Если учесть, что США готовы оказывать поддержку курдским отрядам против ИГ, повод для беспокойства у Анкары есть, и серьезный. Наконец, никуда не исчез и торг по вопросу об экстрадиции проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого в Анкаре обвиняют в создании террористической группировки FETO, подготовке неудавшегося путча 16 июля и организации покушения на посла РФ в Турции Андрея Карлова. Как передает «Росбалт», в Турции начался показательный процесс над соучастниками путча.
Перед судом в Стамбуле предстали 29 сотрудников МВД. Обвиняют офицеров в попытке государственного переворота 16 июля. Всего расследование по делу о попытке переворота, отметим, ведется в отношении почти 102 тыс. человек. Полицейских, входящих, по версии обвинения в «параллельное правительство» — организацию оппозиционного проповедника Фетхуллаха Гюлена, обвиняют в попытке свергнуть правительство.
Кроме этого, подсудимых обвинили в отказе защищать стамбульскую резиденцию президента Реджепа Тайипа Эрдогана в ночь на 16 июля, когда произошел путч. Большинство обвиняемых — 24 человека, заключены под арест, четверо были отпущены под залог. Одного полицейского будут судить заочно, так как он скрывается от правосудия. Если суд признает вину правоохранителей, то 21 из них грозит до трех пожизненных сроков, остальным — от 7,5 до 15 лет.
Также сообщается, что выданы ордера на арест 45 военнослужащих военно-морских сил, которые использовали мобильное приложение ByLock, что, по мнению Анкары, связано с попыткой путча. В турецком правительстве считают, что мобильное приложение ByLock было главным средством коммуникации среди членов движения Гюлена, которого официальная Анкара считает организатором попытки мятежа.
Как пишет Turkish Minute, полиция провела рейд по нескольким адресам и задержала пять человек в Стамбуле, одного в Хатае и еще одного в Коджаэли. Словом, на этом фоне у Анкары наличествует множество «чувствительных» и нерешенных вопросов с США. В Турции явно рассчитывали на большее понимание. Другой вопрос, что в Анкаре вряд ли всерьез намерены развернуть свою политику на 180 градусов.