НУРАНИ
В Армении подводят итоги российского вояжа своего президента. Начистоту говоря, Сержу Саргсяну не удалось предстать в образе этакого «Деда Мороза» и привезти в Армению полный мешок политических «подарков» из Москвы.
Усиленно обсуждаемые уже в течение нескольких месяцев надежды, что представитель Армении возглавит ОДКБ, так и остались надеждами. Нового генсека у «путинского НАТО» так и не появилось. Эти надежды всколыхнулись перед нынешним саммитом, но, увы, не оправдались и на сей раз.
Вопрос о генеральном секретаре ОДКБ будет рассмотрен на следующей сессии совета ОДКБ в апреле, заявил журналистам действующий генсек организации Николай Бордюжа.
«Договорились, что в апреле месяце пройдет очередное заседание совета коллективной безопасности, где полностью будет рассмотрен вопрос о генеральным секретаре. Это было сегодня не рассмотрено в связи с тем, что не было кворума. Вы знаете, что одна из делегаций государств-членов организации на этих рабочих встречах не участвовала «, — сказал журналистам Бордюжа, которого цитирует РИА «Новости».
Туманная ситуация и в экономике. Нет, в официальных речах все обстоит как нельзя лучше. Президенты четырех стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) одобрили старт переговоров по подготовке соглашения о зоне свободной торговли стран объединения с Ираном, Египтом, Индией и Сингапуром. Как передает «Панорама», об этом сообщил журналистам председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян.
«Первый трек переговоров о заключении договоров о зоне свободной торговли запущен, мы ведем переговоры с Израилем, Сербией, а также отдельный процесс торгово-экономических отношений запущен с КНР», — сказал Т. Саркисян журналистам по итогам заседания Высшего евразийского экономического союза.
«Сегодня президенты четырех стран одобрили предложение о том, что нам необходимо запустить также переговорный процесс с Ираном, Египтом, Индией и Сингапуром», — добавил он.
Т. Саркисян отметил, что на платформе ЕЭК начнется интенсивный процесс по подготовке заключения соглашений с этими странами. Серж Саргсян честно попытался ускорить процесс. Президент Армении сообщил, что Иран и ЕАЭС могут заключить временное соглашение, которое приведет к созданию зоны свободной торговли.
Как передает РИА Новости, об этом заявил в понедельник президент Армении Серж Саргсян на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) в Санкт-Петербурге. «Президент Ирана выразил заинтересованность в заключение временного соглашения с ЕАЭС, ведущего к образованию зоны свободной торговли. Армения активно содействует переговорному процессу между Евразийской экономической комиссией и Ираном, имея цель быстро достигнуть подписание данного соглашения», — интригующим тоном поведал Сержик Азатович.
На заседании он рассказал о своей последней встрече с президентом Ирана Хасаном Роухани, на которой они обсудили планы по созданию транспортного транзитного коридора Персидский залив — Черное море. «Армения — единственный член ЕАЭС, имеющий сухопутную границу с Ираном, делает упор на развитие транспорта и логистических инфраструктур, в том числе и благодаря осуществляемому ныне строительству коридора, что создаст платформу для удобного и безопасного выхода в Персидский залив и далее в Индийский океан для наших партнеров в ЕАЭС», — изрек с надеждой президент Армении.
Правда, при этом Сержик Азатович не учел несколько ну совсем мелких и несущественных деталей. Во-первых, транспортный коридор Персидский Залив — Черное море проходит через Иран, Армению и Грузию, а Грузия уже не в ЕАЭС. Есть и еще одно неприятное обстоятельство. Да, Армения — единственная страна СНГ, которая имеет сухопутную границу с Ираном. Только вот при этом — какая досада! — общей границы ни с одним из государств, входящих в ЕАЭС, у нее нет.
«В переводе»: воспользоваться теми гипотетическими преимуществами, которые дает граница с Ираном, в Ереване не смогут. Другой вопрос, что Иран для Сержа Азатовича — это едва ли не последняя «соломинка», за которую он пытается ухватиться. Экономическое положение Армении точнее всего было бы назвать «вялотекущей катастрофой», первопричиной которой является агрессия Армении против Азербайджана и ее логичное следтвие — «зажатое» положение самой Армении. Ереванские СМИ цитируют заявление секретаря фракции «Армянского национального конгресса» Арама Манукяна: «Война предполагает экономику. По подсчетам различных экономистов, из-за блокады импортируемые товары стоят дороже на 30%, так как у нас нет железной дороги. По темпам развития мы отстаем в 15-20 раз. Кто-то должен об этом говорить или нет?»
Правительство Карена Карапетяна провозглашает программу реформ, делится радужными планами, но в реальности — и в Ереване это уже осознают — всем этим планам не суждено сбыться, если экономика страны не получит реальных денег. А вот с ними в Армении «напряженка». Об иностранных инвестициях страна может только мечтать.
На фоне коррупции и криминального произвола желающих вложить деньги в экономику Армении, прямо сказать, немного. Плюс ко всему для потенциальных инвесторов необходимы действительно прибыльные проекты, а где их взять?
Можно было бы продать часть золотого запаса, но, как говорят герои «Операции «Ы»», «все уже украдено до нас». Точнее, золотой запас Армении — 1,4 тонны — был распродан еще в 2004 году. Как утверждал тогдашний премьер-министр Армении Тигран Саркисян, золото продали по 500 долларов за унцию, потом выяснилось, что всего за 200, куда ушла разница, так и осталось неизвестным. Не годится и такой универсальный инструмент, как внешние заимствования. Как передавал, в частности, Tert.am, по данным министерства финансов, по положению на конец августа текущего года, государственный долг Армении составлял около 5.5 млрд долларов, что продолжило расти до конца года, составив 54.4% ВВП.
В 2015-2016 годах государственный долг Армении продолжил стремительно расти с 43.7% до 54.4% ВВП.
Как подчеркивал господин Манукян, накануне «парламент одобрил еще 3 кредитных договора, и внешний долг Армении достиг 6 миллиардов долларов, это 60% ВВП». Власти уверяют, что ничего страшного не происходит. Любой долг включает в себя риски.
«Но риски есть и когда берешь долг, и когда не берешь. Не берешь — не создаешь возможности для развития экономики, берешь — сталкиваешься с проблемами обслуживания этих кредитов. Поэтому мы детально представляем, говорим во время отчетов, какие мы видим риски», — об этом в беседе с Tert.am сказал замминистра финансов РА, главный казначей Армении Атом Джанджугазян.
Отвечая на замечание, что Армения продолжает брать внешние кредиты, несмотря на заявления по поводу того, что страна подошла к опасному порогу долга, Джанджугазян сказал: «Это естественный процесс, то есть, конечно, подобное положение дел озадачивает, но оцениваем также, что есть риски, которыми необходимо управлять», — сказал он.
Однако на практике это означает, что даже если Армении и удастся найти деньги на мировом финансовом рынке, то, во-первых, условия будут далеко не самыми комфортными, а во-вторых, новые займы уйдут на обслуживание старых, и экономике может не достаться вообще ничего. Иссякает и поток частных трансфертов.
Недавно в России опубликовали информацию о притоке и оттоке за границу денежных переводов физических лиц, за III квартал текущего года, констатирует News.am. При этом, в отличие от данных Центробанка Армении, в российской информации приводится средняя величина одного перевода. А также, что немаловажно, отправители и получатели дифференцируются по резидентам и нерезидентам страны. Согласно этим данным, за последние годы приток денежных переводов из России физическим лицам в Армении резко иссяк.
В январе-октябре, за два последних года, сумма денежных переводов из этой страны сократилась почти в 1,9 раза. Одновременно увеличился отток денег в Россию — примерно в 1,4 раза. «По абсолютной сумме приток денег из России всегда был больше оттока туда.
Но, разница между притоком-оттоком последовательно нивелируется. Приведем данные за тот же январь-октябрь. Если положительное сальдо два года назад составляло 1144 млн. долл., то ныне оно уменьшилось до 447 млн. То есть сократилось в 2,6 раза, — отмечает сайт. — Средняя величина одного перевода из России в Армению составила в III квартале текущего года 217».
На таком безрадостном фоне Сержу Саргсяну просто не остается ничего другого, кроме как всеми силами убеждать аудиторию, будто договоренности с Роухани открывают перед Арменией некие экономические перспективы. Вопрос только в том, поверит ли ему эта самая аудитория.