А.ШАКУР
Власти Турции продолжают серию спецопераций против террористов. За прошлую неделю в Турции по подозрению в связях с РКК были задержаны в общей сложности более 500 человек, передает «Росбалт».
По данным Reuters, которое ссылается на МВД Турции, еще около 1,1 тыс. человек были за тот же период задержаны по подозрению в связях с исламским проповедником Фетхуллахом Гюленом. Его в Турции обвиняют в попытке госпереворота 15 июля. Также 78 человек были арестованы по подозрению в связях с террористической группировкой «Исламское государство».
Среди задержанных есть и известные персоны. Турецкие власти задержали заместителя председателя прокурдской Партии демократии народов Айсель Туглук, говорится в полученном РИА Новости сообщении пресс-службы партии. «Заместитель председателя нашей партии адвокат Айсель Туглук сегодня утром была незаконно задержана в своем доме в Анкаре», — говорится в сообщении.
В минувшую пятницу была задержана у себя в стамбульской квартире вице-спикер парламента, депутат от той же партии Первин Булдан, однако после дачи показаний, она была отпущена. Ранее по запросу прокуратуры Турции были задержаны 15 депутатов турецкого парламента от Партии демократии народов, в том числе ее сопредседатели Селахаттин Демирташа и Фиген Юкседаг, которых турецкие власти ранее обвиняли в связях с запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана. Позже 12 депутатов были арестованы судами. Это уже не первая волна их арестов.
Ранее в Турции в рамках расследования попытки июльского переворота были уволены более 10 тыс. госслужащих, подозреваемых в связях с Рабочей партией Курдистана. Как сообщало Reuters, министр труда Мехмет Мезиноглу заявил, что власти страны «борются с партизанами РКК в основном на юго-востоке страны». Ранее были уволены несколько сотен учителей, связанных с группировкой, а также арестованы прокурдские политики. Всего с середины июля в Турции были уволены или отстранены от должностей около 125 тыс. чиновников.
Не меньше внимания привлекают и задержания «гюленистов». Именно проповедника Фетхуллаха Гюлена, живущего в США, власти Турции обвиняют и в организации июльского переворота, и в подготовке убийства посла РФ в Турции Андрея Карлова. Следствие по делу о покушении на посла России в Анкаре Андрея Карлова установило, что преступление — не результат личной инициативы террориста, нападение было спланировано. Об этом, как передает Anadolu, заявил глава МВД Турции Сулейман Сойлу, передает «Лента.ру».
«Мы стараемся выявить связи террориста как внутри Турции, так и за ее пределами. На данном этапе четко определена связь убийцы с террористическим течением Фетуллаха Гюлена», — уточнил министр, указав, что покушение на Карлова является результатом действий сил, пытающихся пресечь усилия по обеспечению мира на Ближнем Востоке.
Сойлу добавил, что теракты, произошедшие в Турции после парламентских выборов 7 июня 2015 года, и вооруженное нападение на дипломата взаимосвязаны и являются цепью единого плана. «Турция и Россия не попадут на подобные ловушки. Политическая воля, проявленная Москвой, — яркое тому подтверждение, и это вселяет в нас надежду. Я вновь выражаю соболезнование России и дружественному российскому народу», — сказал министр.
Сойлу отметил, что на данном этапе в интересах следствия было бы неверно обнародовать детали расследования, которое продолжается в тесной связке с экспертами из России. Хотя в окружении Гюлена обвинения назвали «смехотворными», турецкие следователи указывают, что люди, помогавшие стрелку попасть в полицейскую школу, были членами FETO и сам Алтынташ также был из FETO. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган также заявил, что связи Алтынташа указывают на его принадлежность к FETO. «Я должен прямо сказать — эта грязная организация до сих пор действует в армии и полиции», — сообщил турецкий лидер.
В семье преступника, впрочем, его связи с Гюленом отрицают. Турецкий полицейский Мевлют Алтынташ, застреливший российского посла в Анкаре Андрея Карлова, успешно сдал экзамены, пытаясь стать охранником президента Турции, но его не приняли на работу из-за короткого срока службы в полиции. Об этом рассказала его сестра Сехер, пишет газета Hurriyet Daily News, на которую ссылается Newsru.
«Мой отец умер, когда я была маленькой, мать снова вышла замуж, когда мне исполнилось четыре года. Меня вырастили дед и бабка, потому что мать постоянно работала», — поведала она. Сама Сехер училась читать Коран, но не увлеклась этим, ее брат тоже выучился читать и совершал намаз, когда был маленький, но затем, став студентом, он сделался более религиозным. «В полицейской школе он стал молиться по пять раз в день», — отметила сестра террориста. «Он не мечтал стать полицейским и принял это решение для семьи. Сдал экзамен в полицейскую школу. Мы хотели, чтобы он получил эту работу, потому что это гарантия, к тому же это было дешевле, чем в других школах», — объяснила сестра.
Она опровергла информацию о том, что Мевлют учился в частной школе Korfez, спонсируемой движением гюленистов, и о том, что обучение оплачивали какие-то бизнесмены. Зато в этой школе обучалась она сама: «Но тогда это не было FETO (террористическая организация фетхулаистов), я и много моих друзей поступили в школу в 1999 году», — рассказала Сехер.
По ее словам, в семье Мевлюта никогда принуждали к исполнению религиозных обрядов: «Я знаю, что он употреблял алкоголь, мы никогда не заставляли его читать Коран или молиться. У нас не такая семья». Сехер считает, что он попал под влияние исламистов и отдалился от семьи, в прошлом году она разговаривала с братом не больше пяти раз.
«Я не смотрела видео убийства целиком. Я смотрела без звука, потому что не хотела слышать его голос. Я видела, что он ведет себя странно на этом видео», — отметила она. «Некоторые говорят, что мы его вырастили таким, но это не так. Он никогда не носил костюм и не знал арабского», — утверждает женщина. По ее словам, Мевлюту промыли мозги и старались держать подальше от семьи.
Она упомянула человека по имени С., о котором ее брат много говорил и с которым они вместе успешно сдали экзамен, чтобы охранять президента в Анкаре. Этот человек — некий юрист, с которым Алтынташ вместе снимал квартиру.
«Но они служили в полиции меньше года, поэтому их не приняли. Но я думаю об этом сейчас. К счастью, им не удалось стать телохранителями президента», — добавила Сехер.