НУРАНИ
В Армении новый сезон больших надежд. Здесь вновь рассуждают о собственных «транзитных» перспективах, на сей раз с иранским «прицелом». Местный политический бомонд продолжает обсуждать визит в Армению президента Ирана Хасана Роухани, вернее, «пиарить» этот визит как большой политический и дипломатический успех Еревана.
Впрочем, насколько Ирану интересна Армения как страна — большой вопрос. Ереванская «Хетг» по горячим следам комментировала визит Роухани весьма откровенно: «Визит президента Ирана в Армению Хасана Роухани вызвал интерес и в то же время беспокойство в других столицах региона. Азербайджан больше не скрывает свое недовольство, угрожая еще больше углубить стратегическое сотрудничество с заявленным врагом Ирана — Израилем.
Тем временем, состоявшийся 13 декабря визит премьер-министра Израиля Биньяминa Нетаньяху в Баку сам по себе был углублением отношений, и сделавшие из этого свои выводы иранцы дадут соразмерный ответ из Еревана». «В переводе» — Армения интересует иранцев как инструмент «игры» против Азербайджана и не более того. Косвенно это признал и бывший руководитель Службы национальной безопасности РА, директор Центра политических и правовых исследований «Согласие» Давид Шахназарян, по информации Tert.am, в ходе очередного круглого стола заявил, что у Тегерана и Еревана много совместных интересов в сфере безопасности, именно в этой сфере имеется огромный потенциал для расширения и углубления сотрудничества между Арменией и Ираном.
«Иран — самодостаточное государство, таких государств не очень много в мире, в частности, в нашем регионе. Во-вторых, Иран доказал, что в нашем регионе является способствующим стабильности фактором. Иран — один из тех немногих государств, которые всегда проводили и продолжают проводить независимую внешнюю политику, исходя исключительно из своих интересов. У Армении и Ирана много общих интересов во всех сферах», — рассуждал Шахназарян.
Да и в вопросе карабахского конфликта Иран всегда проводил сбалансированную политику, уверен бывший глава спецслужб Армении. Поясним: об «общих интересах в сфере безопасности», как правило, говорят в том случае, когда дружить планируется против кого-то. Хорошо, конечно, когда такую «политическую повестку дня» удается дополнить экономической, но в случае Еревана и Тегерана это не удалось. Просто экономический потенциал Армении напоминает сегодня старый анекдот про «у всех телосложение, а у меня теловычитание».
В самой Армении, правда, куда больше тех, кто ищет способы решить при помощи Ирана насущные проблемы собственной страны. Так, по сообщению Aysor.am, эксперт Центра политических и международных исследований Рубен Меграбян напомнил, что последний из президентов Ирана Армению посещал Махмуд Ахмадинежад: «Когда во время торжественной церемонии с Робертом Кочаряном зажгли поступающий в Армению газ, газовая труба вдруг сузилась. Армяно-иранские связи ослабли тогда, когда Роберт Кочарян во время своего президентства заменил иранский газ на российский, и «Газпром» стал в Армении полноправным монополистом».
Согласно эксперту, армяно-иранские отношения исходят из интересов и Армении, и Ирана. Комментируя визит Роухани в Армению, господин Меграбян отметил, что это показало, что Иран готов и имеет эту политическую волю, необходимую для преодоления препятствий. Весь вопрос в том, имеет ли такую волю Армения? — вопрошал он. Словом, «сузилась» не только труба, но и «газовая мечта» Армении.
Еще недавно здесь грезили транзитом иранского газа по своей территории, теперь мечтают хотя бы заиметь альтернативный источник газа. Господину Меграбяну, конечно, лучше бы напомнить: дело не в политической воле, а в «презренном металле». Армения просто отдала России за долги все 100% акций собственной газотранспортной системы, после чего вопрос, где, у кого и за сколько покупать газ для Армении, решается уже не в Ереване.
Но надежда, как известно, умирает последней, и теперь в Армении транзитные надежды вновь живы — правда, их увязывают уже не с газом. И даже пытаются представить дело так, будто у Армении есть надежды на экономическую «реанимацию» при поддержке Ирана, и это даже подтверждают эксперты из «третьих стран». Вор, к примеру, ереванская Panorama.am опубликовала новость под кричащим заголовком: «Украинский эксперт: Транзитные проекты с Ираном — это победа Армении, повышение ее роли в регионе и Европе».
Правда, при детальном рассмотрении выясняется, что эксперт этот — Марат Акопян, политический обозреватель одного из информационных сайтов. Который действительно рассуждает о том, что энергетические и транзитные проекты с Ираном серьезно укрепляют роль Армении в регионе и делают страну привлекательной для инвестиций. «Об энергетическом сотрудничестве Ирана и Армении известно давно, эта тема серьезно развивается, и думаю, мы еще не раз услышим о развитиях в этой сфере.
Новой темой во взаимоотношениях Тегерана и Еревана являются транспортные проекты, в частности, уже опробованные мультимодальные грузоперевозки, которые превращают Армению в транзитную страну», — заявил эксперт. По его словам, роль транзитной страны приносит Армении как экономические, так и политические дивиденды, так как Ереван выходит победителем из непростой ситуации.
«Полублокадная Армения превращается в важное транзитное звено как для Европы, так и для Ирана. Это не маленькая победа, а реальный прорыв, ведь статус наиболее безопасной страны для грузоперевозок в таком взрывоопасном регионе дорогого стоит. Ситуация в мире стремительно меняется, трансформируются и роли государств, координируя усилия с Грузией и Ираном, Армения превращается в мост между Европой и Азией», — уверял Акопян. Здесь бы, конечно, поинтересоваться: каким образом Армения с ее криминальным произволом превратилась в «наиболее безопасную страну для грузоперевозок»? А во-вторых, откуда и куда эти перевозки планируется осуществлять?
Теоретически, конечно, можно «нарисовать» какие угодно маршруты, но на практике конкурировать с Азербайджаном Армении будет непросто. Транспортная инфраструктура, будь то шоссейные или железные дороги, грузовые терминалы аэропортов и т.д., требуют вложений и инвестиций, а денег на это у Армении банально нет и не предвидится. Напомним: в Азербайджане «вкладываться» в инфраструктуру начали, едва лишь в страну пошли доходы от нефти.
Иран выходит в Каспийское море, у Азербайджана здесь строится суперсовременный торговый порт, у Армении выхода к Каспию нет. Наконец, у Азербайджана есть налаженное травостое общение с Россией, а транзит из Армении в Россию по территории Грузии держится на волоске под названием КПП «Верхний Ларс».
Так что иранские грузовики в Армению заезжать, конечно, будут, но вот транзитные мечты так и останутся мечтами. Впрочем, Марат Акопян, да еще в роли украинского эксперта, вряд ли возьмет на себя неблагодарную обязанность ткнуть своих собеседников из Panorama.am и их читателей, пардон, «фейсом в реальность».
Его попросили дать оптимистичный комментарий, вот он и старается. А уж насколько результат окажется похожим на реальность, а тем более оправдается в ближайшем будущем — не суть важно. Когда проект провалится, всем будет не до «украинского эксперта Марата Акопяна».