Это интересно, Эхо

Безумная королева Ранавалуна, или Мадагаскарский Сталин

О.БУЛАНОВА

Давным-давно в Индийском океане у юго-восточного побережья Африки существовал волшебный остров под названием Мадагаскар, просто рай на земле. Но был в этом Эдемском саду и свой змей, имя ему — Ранавалуна.

В период своего 33-летнего господства она показала себя не менее безжалостной и жестокой, чем любой мужчина-тиран, который когда-либо где-либо правил. Ее часто включают в список 10 волевых правительниц, оставивших след в истории.

Простолюдинка Ранавалуна смогла взойти на престол благодаря случайности. Женой Радамы I она стала благодаря своему отцу: тот предупредил короля Андрианампуанимерину о готовящемся на него покушении, инициатором которого выступил собственный брат монарха. Когда сын спасенного короля Радама взошел на престол, то выплеснул всю свою ненависть к семье Ранавалуны: ему везде мерещились политические соперники, которых он тут же казнил. Горечь королевского брака усугубляло еще и то, что Радама был алкоголиком и не считал Ранавалуну любимой женой — у него их было с дюжину.

Радама умер в 1828 г., когда ему шел четвертый десяток. Ранавалуна решила не терять времени даром: она же забаррикадировалась во дворце и, воспользовавшись наработанными политическими связями, сумела добиться поддержки армейских офицеров, лидеров общин и судей, которые разделяли ее традиционные, фундаменталистские взгляды на общественное устройство. Заявив о том, что муж всегда хотел видеть на престоле ее, Ранавалуна приказала казнить всех соперников, включая племянника своего мужа, который являлся законным наследником трона. Кроме того, она приказала задушить и уморить голодом всех жен и детей из Радамы, тем самым уничтожив род короля, как когда-то он поступил с ее родом.

По острову ходили слухи, что король был отравлен и умер в мучениях, а королева тем временем появлялась на публике в сопровождении тысяч рабов и солдат. Радама I был известен в Европе как реформатор. В середине 50-х гг. XIX в. Радама I открыл Мадагаскар для иностранцев, чтобы использовать европейские политические структуры для модернизации государства. При нем христианство быстро распространялось по всему острову. Сначала его приняли члены королевской семьи, знать, затем и население.

С 1818 г. на острове действовало Лондонское миссионерское общество, которое соединяло проповедь христианства с распространением грамотности, европейских культурных и технических навыков. В течение нескольких лет на большей части острова была создана система начального образования, малагасийская письменность была переведена с арабской графики, мало отвечавшей фонетическому строю языка, на латинскую, открылись первые типографии, в которых, помимо религиозной литературы, печатались азбуки, учебники, словари, сборники сказок и пословиц.

Во время правления Ранавалуны европейское влияние на Мадагаскар значительно сократилось. Ее политика приводила к изоляции местного общества от внешнего мира, к возвращению к жизни старых архаичных структур, разрыву политических и экономических связей с европейскими державами.

В 1838 г., во время переговоров с Великобританией, Ранавалуна потребовала, чтобы торговля в портах находилась под контролем малагасийских чиновников. В ее правление интенсивно использовалась разновидность «барщины» (принудительный труд в качестве налогового платежа), когда каждый человек (кроме рабов) должен был безвозмездно работать на государя. Благодаря этим общественным работам были начаты и завершены крупные строительные проекты. Чего стоит такой факт: только на строительстве оружейного завода трудились около 20 тысяч человек. Кроме этого, была увеличена созданная Радамой I регулярная армия, численность которой теперь составила 30 тысяч человек. Вероятно, стремясь компенсировать недоверие к «женщине- руководителю», свойственное ее культуре, Ранавалуна и выбрала беспощадно-кровожадный стиль управления.

Во время своей коронации она заявила: «Не вздумайте говорить: «Да она просто слабая и неграмотная женщина. Как она может управлять такой огромной империей?» Я не стану молиться богам, мои боги — это мои предки. Океан — вот граница моего королевства, и я ни на волосок не уступлю врагам его территории!» Дабы подтвердить свои слова, она перешла к полному уничтожению образовательных учреждений, открытых в правление Радамы.

В 1832 г. было запрещено учиться рабам, через два года — всем, кто не состоял на государственной службе. В 30-х гг. XIX в. Ранавалуна, придерживавшаяся традиционных для тех мест верований с использованием талисманов и шаманских ритуалов, приказала изгнать с острова всех христиан и миссионеров, которых когда-то принял Радама. Тех, кто рискнул задержаться, ждала ужасная участь: Ранавалуна приказала скидывать последователей христианства с морских утесов. Людей варили в котлах, сжигали заживо и подвергали пыткам, которые по своей изощренности превосходили даже инквизицию.

Одной из самых известных погибших христианок была Расалама, крещенная под именем Мария. Расалама стала одной из первых жительниц острова, кого причислили к лику святых. По дороге на собственную казнь Расалама читала молитвы. Ее сначала пытали, а затем пронзили копьями и бросили на съедение собакам. Смерть Расаламы потрясла тогдашнее общество, и история стала передаваться из уст в уста.

Судебным разбирательствам, судам присяжных и любым иным юридическим процедурам Ранавалуна предпочитала испытание ядом, или иначе «тангену». Воры, христиане, ведьмы и другие вероятные правонарушители должны были проглотить три кусочка куриной кожи и ядовитый орех. Если им удавалось выплюнуть все три кусочка кожи и не погибнуть от отравления, они признавались невиновными. Несложно догадаться, что так везло единицам. Ранавалуна применяла этот прием и для того, чтобы проверить на верность собственных любовников.

Еще одна показательная история: в 1845 г. королева почувствовала, что ей нужно немного отдохнуть от политики и дворцовых интриг, и отправилась поохотиться на буйволов. Естественно, она взяла с собой всех придворных и рабов. Пятьдесят тысяч человек провели целых четыре месяца в изматывающей и совершенно бесполезной экспедиции. Пятая часть свиты погибла от истощения, т.к. запасы провизии и воды подошли к концу.

Франция в XIX в. пыталась удержать остров под своим контролем и, безусловно, была не в восторге от антиевропейских порядков мадагаскарской правительницы. Отбивая атаки военного флота Франции, королева пыталась найти способ положить конец зависимости острова от торговли с иностранными государствами. В этом ей помог ее друг и, возможно, любовник Жан Лаборд. Вскоре им удалось наладить производство алкоголя, ружей, пороха, шелка, мыла, свечей, фарфора и глиняных изделий.

Любопытно, что Ранавалуне, которая в открытую осуждала Францию и ее политику, очень нравилась французская мода, и ходила она преимущественно во французских платьях. С возрастом королева становилась все более и более жестокой, эксцентричной и склонной к паранойе. Ради устрашения Франции она приказала нанизать головы убитых французских солдат на копья и расставить вдоль побережья. В итоге французы поворачивали корабли назад, хотя немаловажным фактором здесь послужила и малярия.

В 1829 г., через 9 месяцев после смерти короля Радамы I, у Ранавалуны родился сын Ракуту. Официально он считался наследником и сыном законного правителя, неофициально — сыном одного из любовников Раваналуны. С самого детства мальчик ненавидел убийства и пытки и даже успел подружиться с несколькими европейскими послами, которые тогда находились на острове. Более того, принц, получивший в честь отца имя Радамы II, втайне посещал католические храмы. Принц ненавидел также все, что делали его мать и ее окружение в области политики, т.к. считал, что это — основной тормоз на пути процветания Мадагаскара.

В 1854 г. втайне от королевы принц написал письмо Наполеону III с просьбой занять территорию Мадагаскара. Предполагается, что Радама II даже совершал покушения на свою мать, и не раз. В обход матери, поддавшись на уговоры французского дипломата Жозефа-Франсуа Ламберома, принц 28 июня 1855 г. подписывает т.н. «Договор Ламберома». По сути, произошла попытка государственного переворота, спровоцированная Ламберомом, который хотел возвести на королевский трон Ракуту, открытого европеизации.

В 1857 г. Ранавалуна, наконец, узнала о тайных планах своего сына, и по стране прокатилась череда жестоких казней и репрессий в отношении европейцев. Как ни странно, королева пощадила собственного сына и верного соратника Жана Лаборда. Пощадить-то пощадила, но свободы лишила: принц Ракуту был посажен под стражу во дворце и занял трон только после естественной смерти своей матери — Калигулы в юбке. По разным подсчетам, в результате политики изоляционизма, политических и религиозных репрессий, террора во имя сохранения традиций и независимости на острове, в результате «испытания ядом» и других безумств Ранавалуна отправила на тот свет более трети населения своей страны, почти половину.

Кстати, ее так и звали — безумная (бешеная) королева. Несмотря на политику тотального террора, неисчислимые человеческие жертвы, некоторые историки называют Ранавалуну I хорошей правительницей и лидером. Она сделала все, чтобы защитить культурное наследие и воспрепятствовать колониальному захвату острова европейцами. Иными словами, Мадагаскар сохранял свою независимость.

С Ранавалуной гуманисты сравнивали… Сталина. Те же приемчики: террор против своего же народа с уничтожением вольнодумцев и образованных людей, полная изоляция от внешнего мира, накапливание военного потенциала, грандиозное строительство за счет дармовой рабочей силы… Аналогии можно продолжать. Например, паранойя по поводу покушения на собственную жизнь — Ранавалуна все время боялась, что ее убьют. Кстати, этого так никто и не сделал: она мирно дожила до 80 лет. Совесть о невинно убиенных ее не мучила. Сталина, кстати, тоже. Оба этих тирана были искренне уверенными в том, что все делают правильно и на благо своего народа.

Любопытно, что даже в смерти они похожи: во время похорон Сталина были сотни погибших в жуткой давке, а во время похорон Ранавалуны случайно взорвался бочонок с порохом, в результате было разрушено три здания и погибли несколько прохожих. После смерти матери Радама II отказался от прежней политики королевы, и многим на острове казалось, что дух королевы преследовал нацию, выражая неудовольствие политикой, которую проводил ее сын. Однако на троне новый король продержался недолго — в 1863 г. Радама погиб в результате покушения приверженцев консерватизма. Любопытно, что европейские современники Ранавалуны в целом осуждали ее политику и называли королеву тираном или «безумной королевой».

Такие негативные характеристики сохранялись в иностранной научной литературе до середины 70-х гг. XX в. Последние академические исследования пересмотрели деятельность Ранавалуны I. Теперь, по мнению историков, она — королева, пытающаяся расширить империю, защитить малагасийский суверенитет от посягательств европейского культурного и политического влияния. Сталина некоторые сейчас тоже пытаются обелить, пересматривают историю и выставляют этого кровавого параноика борцом за светлое будущее своей страны. Но что стоит борьба за светлое будущее миллионов ценой смерти других миллионов?