За рубежом, Эхо

«Базовый скандал» для Москвы и Еревана

rus-gyumri-base-102НУРАНИ

Российская 102-я военная база в армянском Гюмри — вновь в центре скандала. Как передает  «Коммерсантъ», в Ростове-на-Дону завершилось расследование дела полковника Дениса  Зорина, занимавшего руководящие должности в службе продовольственного обеспечения  Южного и Центрального военных округов.

Он обвиняется в мошенничестве и  злоупотреблении должностными полномочиями.  По версии следствия, полковник был причастен к махинациям с закупками продовольствия  для военнослужащих российской 102-й военной базы в Гюмри.

Ущерб оценивается  примерно в 470 млн. руб. (более 7 с половиной миллионов USD). В июне 2016 года был  осужден на семь лет предполагаемый сообщник Дениса Зорина — начальник  продовольственной службы 102-й базы Владимир Фирсов. По данным источников «Ъ»,  полковник Денис Зорин, экс-руководитель службы продовольственного обеспечения  Южного, а затем Центрального военного округа, который с лета прошлого года содержится  в СИЗО Ростова-на-Дону, в настоящее время знакомится с материалами своего уголовного  дела.

Оно было возбуждено по ч. 4 ст. 159 (мошенничество в особо крупном размере) и ч. 3 ст.  285 (злоупотребление должностными полномочиями) УК РФ. Защита уже несколько раз  ходатайствовала перед судом об изменении полковнику меры пресечения, в том числе в  связи с истечением предельных сроков содержания под стражей, однако Денис Зорин по-  прежнему находится под арестом.

Начало расследованию злоупотреблений при поставках  продовольствия для военнослужащих было положено летом 2014 года.  Сначала на основании материалов проверки военной контрразведки в августе было  возбуждено дело в отношении бывшего начальника продовольственной службы 102-й  российской военной базы в Гюмри Владимира Фирсова. Ему инкриминировали «особо  крупное мошенничество» (ст. 159 УК РФ) и «превышение должностных полномочий» (ст. 286  УК РФ).

По данным следствия, Владимир Фирсов обеспечил подписание должностными  лицами актов о приеме положенного к выдаче продовольствия личному составу по  завышенным нормам.  Кроме того, Владимир Фирсов незаконно внес в акты сдачи-приемки оказанных услуг  фиктивные сведения о выдаче личному составу продовольствия в завышенном объеме.

По  данным источников «Ъ», продовольствие также выписывалось на «мертвые души» или  рассчитывалось по нормам выхода на боевое дежурство, хотя на самом деле  военнослужащие получали обычную норму питания. В результате неправомерных действий  снабженцев, как установило следствие, а затем и суд, государству в лице Минобороны был  нанесен ущерб на сумму 471 млн. руб.

В Армении за перипетиями этого судебного процесса следят с понятным вниманием. Во-  первых, 102-я база в Гюмри отвечает и за безопасность Армении, что прямо прописано в  соглашениях о ее функционировании, а с голодного солдата какой спрос? Да и сумма  слишком внушительная, чтобы поверить, будто бы солдаты получали обычный армейский  паек, а махинации делались исключительно на «мертвых душах» и других подобного рода  ухищрениях.

А во-вторых, и «в-главных», в памяти граждан этой страны слишком свежи жуткие  подробности «дела Пермякова». Напомним: трагедия произошла 12 января 2015 года.  Согласно обвинительному заключению, солдат российской базы Валерий Пермяков проник  в дом семьи Аветисян и застрелил жителей дома Аиду Аветисян, Асмик Аветисян, Сережу  Аветисян, Армена Аветисяна, Араксю Погосян и двухлетнюю Асмик Аветисян. Затем нанес  пять ударов шестимесячному Сереже Аветисяну.

Ребенок скончался в больнице семь дней  спустя. Валерий Пермяков потом рассказывал, что хотел банально дезертировать и  добраться домой. В ту ночь стоял в карауле. В какой-то момент самовольно оставил пост,  прихватив автомат, и ушел в город.

Захотел пить, разбив окно, пробрался в дом  Аветисянов. Проснувшаяся от шума Аида Аветисян закричала. По утверждению Валерия  Пермякова, он испугался и начал стрелять. Расправившись с жителями дома, Пермяков там  же переоделся в гражданскую одежду, забрал деньги и мобильные телефоны убитых,  после чего отправился к турецкой границе. Задержали его российские пограничники.

Тогда, напомним, и в Ереване, и в Гюмри бушевали многолюдные митинги, участники  которых требовали как минимум судить Пермякова в Армении и по ее законам, как  максимум — вывести из Гюмри российскую базу. Потом сторонам удалось прийти к  компромиссу: 12 августа 2015 г на выездном заседании 5 гарнизонного суда в Гюмри  Валерий Пермяков был приговорен за дезертирство к десяти годам лишения свободы в  исправительном учреждении строгого режима, а 23 августа суд Ширакской области признал  Валерия Пермякова виновным и приговорил к пожизненному лишению свободы.

Точка в этом деле, правда, еще не поставлена. Правопреемники семьи Аветисян и их  адвокаты подают апелляции и настаивают, что суд не расследовал дело до конца. Но даже  не это главное. Убийство семьи Аветисян не оставило сомнений и в Армении, и за ее  пределами: «морально-психологическое состояние» личного состава базы в Гюмри — тот  фактор, недооценивать который не стоит.

Тем более что убийство семьи Аветисян — самый  кровавый и жуткий, но не единственный инцидент с российскими военнослужащими в  Армении.  14 апреля 1999 года двое российских пограничников с автоматами, находясь в нетрезвом  состоянии, пришли на рынок в Гюмри и открыли беспорядочную стрельбу. В результате  погибли два человека, еще девять были ранены. 11 июля 2003 года около полуночи по  местному времени несколько молодых людей попытались проникнуть на территорию базы.  Часовой не пропускал, вспыхнула перебранка, которая закончилась стрельбой. В  результате двое жителей Гюмри были убиты, еще двое ранены.

И хотя, на первый взгляд, часовой «по уставу правильно стрелял», после инцидента  приказом министра обороны России от занимаемой должности был освобожден командир  дислоцированной в Гюмри 102-й российской военной базы генерал-майор Александр Титов.  В отчете военного совета Закавказского военного округа отмечалось, что Титов допустил  грубые нарушения воинской дисциплины и «не выполнял служебные обязанности». Уже в  начале февраля нынешнего года в Гюмри полиция задержала изрядно пьяного российского  военного, который попытался вломиться в чужую квартиру.  Потом задержанный рассказывал: он выпивал со своим другом, вышел, чтобы взять такси,  не нашел, вернулся, но перепутал дома.

На фоне «дела Пермякова» этот инцидент уже не  посчитали мелким. «Перепутал ли российский солдат дом или его запутали, не ясно, но то,  что российская база «запуталась» со своей миссией, и вместо защиты безопасности  Армении вот уже два десятилетия держит в страхе гюмрийцев, очевидно и бесспорно.  Жертвами террора уже стали более десяти жителей, а тех, кто подвергся психологическим  ударам, намного больше» — писала тогда «Лрагир».

Теперь же разоблачения «Коммерсанта» о масштабном воровстве продовольствия на базе  в Гюмри совпали с очередным всплеском дискуссии об отношениях Москвы и Еревана в  военной области. Накануне ереванская «Лрагир» предоставила трибуну «Союзу  информированных граждан», который отвечал на обвинения посольства России в Армении в  свой адрес.

Напомним: накануне посол РФ в Армении Иван Волынкин выступал перед журналистами и  рассказывал о том, что Россия финансирует в Армении программу школьного питания.  Рассказал заодно и о поставках в Армению российского оружия. «Союз» на своем сайте  откликнулся двумя статьями под красноречивыми заголовками «Посол приписывает России  Программу школьного питания Армении и ООН» и «Посол России в Армении Волынкин  соврал про поставки оружия». «Посольство назвало их «ложью», «заказными», «свежими  ПСАКИ» (возможно, имея в виду бывшего официального представителя Госдепартамента  США Дженнифер Псаки), а авторов этих статей — купленными за «30 серебряников»».

В ответ команда «Союза» ссылается на «начальника отдела Финансового-экономического  управления и бухгалтерского учета Министерства образования Армении Геворга Егиняна,  который опроверг информацию о финансировании Россией данной программы» и даже  выставила аудиозапись.

«А что касается публикации о покупке оружия в кредит на сумму  200 млн. долларов, посольство предлагает обратиться в Министерство обороны Армении,  или же просто просмотреть военный праздничный парад, который прошел 21 сентября  (парад ко дню независимости Армении).

Между тем как «Союз информированных граждан»  в связи с этим вопросом обратился как в МО Армении, так и в Министерство финансов. Не  получив из МО РА ответа, мы опубликовали ответ из Министерства финансов, из которого  становится ясно, что поставок оружия по кредитному договору не осуществлялось».  Проще говоря, по версии «Лрагир», на параде демонстрировалась российское оружие,  которое выдавали за армянское. Можно, конечно, поинтересоваться, не повторят ли этот  «финт ушами» и на линии фронта, как это делалось еще во времена 366-го полка в  Ходжалы. Только важно другое.

«Лрагир» и «Союз информированных граждан»  представляют тот самый прозападный блок в Армении. Однако в эти дни и горячие  сторонники союза Армении и России уже не скрывают своего беспокойства по поводу  сближения Москвы и Анкары. И продолжают «делать намеки» в связи с убийством в Турции  посла России Андрея Карлова.

Во всяком случае, в интервью «Голосу Армении» директор  Института востоковедения НАН РА Рубен Сафрастян заявил, что, по его мнению, убийство  посла «преследовало стратегические цели». Оно, уверен армянский востоковед, «выгодно  тем силам, которым вовсе не хочется, чтобы ситуация в Сирии нормализовалась. И если  отвечать на ваш вопрос более детально, то надо отметить, что это выгодно, кроме всего  прочего, также и части турецкого истеблишмента. Я не говорю, что речь обязательно идет о  людях, задействованных в правительстве, потому что фактов таких нет. Но, по логике  вещей, очевидно, что части турецкого истеблишмента — той, что лелеет планы расширения  Турции за счет Сирии, восстановления Османской империи, реализации неоосманистских  идей, невыгодна нормализация ситуации в Сирии». А на этом фоне у статьи в  «Коммерсанте» может оказаться неожиданное продолжение.