Д.ТАРИВЕРДИЕВА
В ноябре и декабре 2016 года в Азербайджане произошло свыше 50 суицидов. Об том свидетельствует статистика самоубийств, согласно которой, в среднем в день в республике заканчивают жизнь самоубийством один или два человека.
По всем этим фактам возбуждаются уголовные дела по статье 125 («Доведение до самоубийства») Уголовного кодекса Азербайджана, ведется следствие (1news.az).
В беседе с Echo.az главный психиатр Министерства здравоохранения, ректор Азербайджанского медицинского университета Гярай Герайбейли сообщил, что несколько лет тому назад цифры, объявленные Всемирной организацией здравоохранения, указывали на то, что примерно 15-20% людей, совершающие суицид, страдают тяжелым психическим заболеванием. Остальные 15-20% могли бы быть под надзором психиатра.
У них нет тяжелых хронических болезней, однако психиатрические и психологические заболевания не исключены. А 70% — психически нездоровые люди. По его словам, эта цифра относится не к какой-либо стране, а к категории людей, совершивших самоубийство.
Отметив, что депрессия также является тяжелым психическим заболеванием, Г.Герайбейли сказал, что находящиеся в тяжелой депрессии лица могут совершить суицид. Однако многие люди совершают суицид не из-за болезни, а по причине психологических проблем — одиночество, шокирующая новость, а также в связи с тяжелыми утратами и событиями, происходящими в семье и в личной жизни.
Он подчеркнул, что в Азербайджане давать самоубийцам имя психически больного является идеей, сохранившейся от советской психиатрии. В советское время была такая мысль, что только психически больные могут добровольно покинуть этот мир.
Как ранее сказал Г.Герайбейли, нужно усилить механизм наказания за агрессивное поведение. Он отметил, что роль в увеличении количества случаев применения насилия играет пропаганда агрессивного поведения.
«Человек может быть очень агрессивным в душе, однако воспитание, следование законам общества, в котором он проживает, может уберечь его от неприятных происшествий и шагов. Но есть люди, у которых механизм социального и внутреннего морального торможения недостаточный. Здесь важную роль играют несколько факторов, в том числе, пропаганда агрессии», — сказал Г.Герайбейли.
«В последнее время агрессивное поведение среди молодежи не только не осуждается, его пропагандируют. Это воспринимают как «крутость», силу. Даже в мультфильмах уже герои решают какую-либо проблему не переговорами, а с применением силы. В таком случае и ребенок начинает думать, что это правильно. Если у меня возникла проблема, я должен вести себя агрессивно, ударить кого-то, толкнуть. В результате формы агрессивного поведения увеличиваются»,- добавил он.
Г.Герайбейли отметил, что в стране должны быть усилены механизмы наказания за агрессивное поведение. По словам главного психиатра, если человек не боится наказания, значит для него проще вести себя агрессивным образом.
«С другой стороны, иногда причиной этого является ослабление внутренних духовных семейных связей. Я с ужасом читаю новости о том, что ребенок избил свою мать или убил отца. Полученной информации нам достаточно, и мы не можем идти в глубину вопроса. Может тот, кто совершил это, был наркоманом, алкоголиком или душевнобольным. Иногда сама жертва агрессии провоцирует агрессию. Это также нужно учитывать. Конечно, тот, кто совершил преступление или убил человека, должен наказываться. Однако никто не учитывает тот момент, что, возможно, есть причины, которые побудили их на это», — сказал главный психиатр (АПА).
По его словам, обсуждение в Милли меджлисе законопроекта о психологической помощи — очень важный и правильный шаг. Он отметил, что психология — очень сложная наука, одно слово может нанести большой удар по психике человека.
«В последние годы психология стала модной. Некоторые используют эту сферу для прибыли, в коммерческих целях. Если человеку прописывается какое-то неправильное лекарство, его можно выявить. Однако ошибку психолога невозможно установить. Люди думают, что говорить с кем-то, задавать вопросы о жизни, то можно решить психологические проблемы. Нет, это не так. Поэтому я очень надеюсь на этот закон, так как новый закон должен придать формальный характер многим вопросам. У психолога должно быть образование. Пройти трехмесячный курс, открыть офис, 3-5 раз выступить на телевидении — не значит быть психологом. Поэтому оказание психологической помощи в стране должно быть под государственным надзором», — сказал главный психиатр.