За рубежом, Эхо

«Сирийская дилемма»

НУРАНИ

ООН включается в расследование военных преступлений, совершенных в Сирии. Генеральная Ассамблея ООН распорядилась начать сбор и анализ доказательств преступлений, совершенных за время конфликта в Сирии, с целью упростить уголовные разбирательства в национальных или международных судах и трибуналах, передает Newsru.

Генассамблея ООН постановила создать «беспристрастный и независимый механизм», которому будет поручен сбор доказательств военных преступлений, совершенных за время конфликта в Сирии. Предполагается, что команда будет работать совместно с созданной в 2011 году Комиссией по расследованиям. Она должна была собрать данные о военных преступлениях в Сирии и утверждает, что экспертами был составлен список подозреваемых в совершении подобных деяний с разных сторон конфликта.

Reuters напоминает, что комиссия неоднократно призывала Совбез ООН передать расследование по Сирии в Международный уголовный суд, однако Россия и Китай наложили вето на предложенную странами Запада резолюцию. Но в Генассамблее регламент уже другой, права вето здесь нет, и соответствующая резолюция была принята большинством голосов.

Документ, подготовленный Лихтенштейном и Катаром, поддержали 105 государств, передает ТАСС. Еще 55 делегаций при голосовании воздержались. Против ее принятия высказались 15 стран, в том числе Россия, Иран и Сирия, которая посчитала резолюцию вмешательством в свои внутренние дела. Представитель Лихтенштейна перед голосованием указал, что ООН слишком долго не реагировала на военные преступления и преступления против человечности в Сирии, что могло создать впечатление, будто подобные акты «могут остаться без последствий», передает Reuters.

Москва дополнительных комментариев не озвучила. Тем более что еще недавно в совершении военных преступлений в Сирии обвиняли главным образом Башара Асада и его союзников в лице Москвы и Тегерана. Впрочем, обещает ли новый механизм расследования действительные ответы на вопросы, непонятно.

Как передает РИА «Новости», Комиссия ООН не смогла установить, кто нанес удар по гуманитарному конвою в сирийском Алеппо 19 сентября. Как напоминает агентство, колонна Сирийского арабского Красного полумесяца (САКП) и гуманитарных организаций ООН подверглась обстрелу в районе Урум аль-Кубра, к северо-западу от города Алеппо. Конвой состоял из 31 грузовика и вез помощь для 78 тысяч человек. По данным Международного комитета Красного креста, в результате удара были уничтожены 18 машин, погибли, по меньшей мере, 18 человек, в том числе руководитель САКП в Урум аль-Кубре.

Теперь же в докладе комиссии ООН говорится, что «хотя причиной инцидента стала воздушная атака, невозможно установить исполнителя или исполнителей». Эксперты также сообщили, что у них нет свидетельств того, что случившееся было преднамеренной атакой на гуманитарный объект. Комиссия ООН отметила, что «возможностями совершать атаки, подобные произошедшему 19 сентября 2016 года» обладали самолеты сил международной коалиции, ВКС России и ВВС Сирии, тогда как вооруженные группы оппозиции не могли совершать воздушные атаки.

«Комиссия отметила, что ни одна из сторон не выдвинула предположение о причастности самолетов международных сил коалиции, и их вовлечение крайне маловероятно», — говорится в заключении. Эксперты ООН также отметили отдельные сообщения о том, что «ВВС Сирии с высокой вероятностью совершили атаку», добавив, что удар мог быть «совершен тремя сирийскими вертолетами Ми-17, за которыми последовали три неназванных самолета, также подозревается участие одного российского самолета».

В докладе подчеркивается, что комиссия «была неспособна прийти к определенному заключению», «более того, правительства России и Сирии отрицали обвинения об их вовлечении в инцидент». Напомним: предположения, что ответственность за удар несет Россия, появились сразу же. В Москве эти обвинения отрицали и заявляли, что конвой то ли сожгли сами водители, то ли обстреляли оппозиционеры. Минобороны России заявило, что российские и сирийские самолеты не наносили удары по конвою.

В военном ведомстве также рассказали, что в районе, где находилась автоколонна, летал ударный беспилотник международной коалиции. Кроме того, российские военные, изучив съемку с места событий, заявили, что не обнаружили признаков попадания снарядов в гуманитарную колонну. На видеозаписи заметны только следы пожара, который по времени совпал с началом наступления на Алеппо боевиков террористической группировки «Джебхат ан-Нусра». И вообще, мол, решения об авиаударах в Сирии принимаются только после тщательной проверки данных разведки.

Честно говоря, все это напоминало попытки Москвы откреститься от ответственности за сбитый над Донбассом малазийский «Боинг». Притом что с самого начала было предостаточно доказательств, что сбили его пророссийские сепаратисты из ЗРК «Бук», предоставленного Россией в этакий «лизинг», в Москве изобретали раз за разом взаимоисключающие версии: то самолет этот «сбивал» украинский штурмовик, то все-таки «Бук», но уже украинский, то еще кто-нибудь. И хотя комиссия ООН не назвала по имени ответственных за удар по гумконвою, понятно, что следствие «подбирается» именно к Дамаску и Москве.

Кого назовут виновным — вопрос времени. А это уже вопрос куда более опасный, чем может показаться. Еще недавно, напомним, в мире обсуждалась возможность введения санкций против РФ за военные преступления в Сирии. После убийства посла РФ в Турции Андрея Карлова мировая политическая элита в этом вопросе «взяла паузу»: озвучивать какие-либо сирийские обвинения после того, как убийца дипломата кричал «Это вам за Сирию!» по вполне понятным причинам сочли некорректным.

Но теперь доклад комиссии ООН эту «паузу» прерывает. Более того, как полагают эксперты, «сирийский динамит» еще может сработать и в отношениях России и Турции, которые и так после убийства Карлова подвергаются серьезной проверке на прочность.

После убийства в Анкаре посла России многие опасались новой эскалации в отношениях между Россией и Турцией. Тем не менее сразу после покушения президенты и Путин, и Эрдоган заверили всех, что инцидент не только не окажет негативного влияния на новую дружбу, но даже приведет к более тесному сотрудничеству, пишет Антье Шипманн на страницах Bild, чью статью цитирует ИноПресса.

Однако российско-турецкое сближение, по мнению экспертов, имеет свои «капканы», так как население Турции затаило глубокую обиду на Россию, в том числе из-за российского участия в сирийской войне на стороне диктатора Асада. «Турецкое общество очень внимательно следило за трагедией в Алеппо и обвиняет союзников режима Асада — Россию и Иран — в жестокости в отношении гражданского населения», — утверждает бывший депутат турецкого парламента, ныне старший научный сотрудник американского аналитического центра Foundation for Defense of Democracies Айкан Эрдемир.

По его словам, нынешняя «политика Эрдогана на российском направлении — это балансирование между реальной политикой с Москвой и настроениями на улицах». «Глава государства пытается построить прагматичные отношения с Россией и Ираном, однако его самые преданные сторонники полны гнева на обе эти страны. Лишь недавно перед консульствами России и Ирана прошли массовые протесты», — указал Эрдемир.