Политика, Эхо

«За счет карабахского урегулирования они достаточно обогатились…»

uzeir-jafarovБ.САФАРОВ

Интервью Echo.Az c независимым военным экспертом, Узеиром Джафаровым.

— Близится к завершению 2016 год. Каким он стал для нас, с точки зрения военного эксперта?

— Этот год прежде всего запомнится тем, что в начале  апреля произошли события, в ходе которых наши  военнослужащие разрушили сложившийся годами стереотип,  якобы Азербайджан не в состоянии возвратить  свои территории. И более двух десятков лет  дипломаты впустую проводили эти встречи, мониторинги. С  обеих сторон погибали военнослужащие различного ранга.  И это продолжается по сей день. В апреле наши солдаты,  пресекая очередную провокацию армянской стороны,  вначале отбили их атаку, а затем приступили к  преследованию противника.  За короткое время наши военнослужащие освободили  большой участок территории.

После 1994 года, знаменитой  горадизской операции, которую отмечаем ежегодно 5  января, это та самая бригада, в которой и я лично  принимал участие в боевых действиях, это первый такой  успех нашей армии. Это будет изучаться долгие годы  историками, политиками, военными аналитиками. В  принципе, если бы не вмешательство больших держав, точнее  в лице Российской Федерации, которая заступилась за  Армению, Азербайджан мог бы за короткое время освободить как  минимум два-три района — Физулинский, Джабраильский и  Агдеринский.  Однако из-за вмешательства одного из сопредседателей, к  сожалению, уже более девяти месяцев ничего не  изменилось.

Мы были правы в том, что некоторые  государства играют под диктовку Армении. И это сегодня  еще раз подтверждается. Но как бы то не было, наши  Вооруженные силы в 2016 году добились хороших  результатов. Это совместные с турецким и грузинскими  Вооруженными силами, наши двусторонние и трехсторонние  боевые учения. В 2016 году арсенал Вооруженных сил  Азербайджана пополнился более современными видами  вооружения, можно сказать третьего и четвертого  поколения.  Иными словами, у нас есть такое вооружение, которого и  близко нет у Армении, нашего потенциального противника,  который более 20 лет держит под оккупацией при помощи  международных структур наши территории.

— Завершается очередной год, однако незавершенным  остается карабахский конфликт. Хотя сопредседатели  Минской группы ОБСЕ и проявляли определенную активность  в 2016 году, тем не менее, подвижек нет. Можно ли  констатировать это как их очередной провал?

— Международные структуры и, в частности, МГ ОБСЕ, ни на  что не способны. За 20 лет от трех  стран-сопредседателей в лице США, России и Франции мы  не услышали, чтобы хотя бы один раз они сослались на четыре резолюции Совбеза ООН, где подчеркивается, что  армянские вооруженные формирования должны безоговорочно  освободить оккупированные территории Азербайджана. За  последние 20 лет мы только слышали от них одни дежурные  фразы. Эти люди либо неграмотны, или же считают себя  слишком умными. Мы сами порой предлагаем им более  разумные пути урегулирования конфликта чем эти  «боссы», в чьих карманах толстые кошельки.

За счет  карабахского урегулирования они достаточно обогатились.  Даже ныне бывшие сопредседатели, находясь на этом  посту, говорили одно, а после отставки мы слышим от них  иные «байки». Это тот же Владимир Казимиров, тот же  Мэтью Брайза, или Роберт Братке. Мне не понятно, зачем  тратят на этих бездельников столько денег. Я называю  вещи своими именами. Если нет отдачи более 20 лет,  зачем нужно содержать МГ ОБСЕ? Зачем нужны все эти  встречи? Наши земли находятся под армянской оккупацией,  а эти лица только и проводят встречи, организовывают  себе рекламу. За счет карабахского конфликта они пишут  какие-то «научные» работы.

Поэтому в 2017 году перед собой я ставлю задачу:  бойкотировать МГ ОБСЕ. Как? Мы подумаем об этом. Нужно  в первую очередь их бойкотировать. Ничего полезного они  нам не сделали. За эти годы они навлекли на себя очень  большие грехи. Представьте себе, что могилы одной семьи  разбросаны по разным точкам. Отец похоронен в Нагорном  Карабахе, который сейчас находится под оккупацией, мать  похоронена в Сумгайыте, дочь или сестра, в другом месте.  Это бесчеловечно. Для сопредседателей карабахский  вопрос, просто нечестное рабочее место.  Они получают очень большую зарплату, а тем временем  проблема не решается. Поэтому в 2017 году, я намерен  собрать ветеранов первой Карабахской войны, и мы будем  препятствовать бездеятельности МГ ОБСЕ. Где бы это не было:  у здания посольства России, офиса ОБСЕ и так далее.  Сколько можно терпеть? До безграничности?

Армянских  политиком понять можно. Они как игрушки в чужих руках,  той же Москвы, Вашингтона или Парижа. Но мы не должны  мириться с таким положением дел. ОБСЕ, как и ООН, ни на  что не способные структуры. Хитрый Пан Ги Мун ушел, его  заменил Антониу Гутерриш. Таких генсеков мы видели  много. Они только и делали, что закрывали глаза на  решения той организации, которой они руководили. А мы  еще их и расхваливали, мол, это генсек ООН, большой  дипломат и так далее. Все они доказали, что ни ООН, ни  ОБСЕ ни на что не способны. А свои решения они  выполняют, только когда им самим это выгодно.

— Порой эксперты озвучивают призыв об увеличении  количество «тройки» стран-сопредседателей МГ ОБСЕ до  пяти, за счет Турции и Пакистана. Это может привести к  каким-либо подвижкам?

— Даже если МГ ОБСЕ расширят за счет Пакистана или  Турции, что они могут сделать, если там решения  принимают большинством голосов. Если США, Россия и  Франция различными хитросплетениями тормозят решение  карабахской проблемы, что может решить один турецкий  или пакистанский сопредседатель? Просто у  сопредседателей должна проснуться совесть. Они должны  соблюдать все буквы международного законодательства. Но  эти люди ничего решать не желают. Они глубоко  ошибаются, если думают, что мы закроем на все это  глаза.

Нужно просто ликвидировать такие лишние  организации.  Эти сопредседатели — обычные бездельники. Я называю их  «счастливыми туристами». Где только они ни проводят  свои встречи? Но пусть отчитаются, какая от них польза?  Тысячи людей лишились жизни, начиная с 1994 года. За  это они не несут ответственности? В 2017 нужно ввести  конкретные ответы на вопрос, нужна ли МГ ОБСЕ? Их нужно  разогнать. Если бы не вмешательство России, Франции и  США, Азербайджан давно бы решил карабахскую проблему.

— Азербайджан продолжает реформировать Вооруженные  силы. Какими изменениями в ВС запомнится 2016 год? И на  какие вопросы необходимо обратить внимание в самые  кратчайшие сроки?

— Апрельские события еще раз должны обратить внимание  руководства Минобороны на качественный подбор и  расстановку кадров. Желательно, чтобы в  передовых корпусах и бригадах были лица, которые имеют  боевой опыт и участие в боевых действиях. Таких  офицеров и в аппарате Минобороны, и в других  подразделениях достаточно. Руководство Минобороны  должно обязательно обратить внимание. Не хочу бросать  тень на сегодняшних командиров корпусов или бригад.  Среди них очень авторитетные люди. Но есть и те, кто не  принимал участия напрямую в войне. А опыт набирается на  поле боя. Кроме того, мы должны увеличить количество  офицеров, прошедших курсы НАТО в рамках программы  «Партнерство ради мира».

Меня также беспокоит сокращение в некоторых посольствах  военных атташе. Наоборот, мы должны иметь в посольстве  каждой страны военного атташе. Это не простая  должность. Военный атташе является «правой» рукой  посла. К сожалению, наблюдается не очень удачное  предложение по сокращению военных атташе. Это ошибочный  подход. У нас есть «раздутые» штаты в других силовых  структурах. Сейчас у каждой силовой структуры своя  военная академия. Зачем? Для такой маленькой страны,  как Азербайджан, это большое бремя. Лучше направить те  средства, что им выделяют, на нужды обороны и  госбезопасности. На эти нужно выделять финансы, которые  «благодаря» некоторым нашим новоиспеченным генералам  вылетают в «трубу». А отдача от них не такая уж и  большая.

— Какую роль может сыграть гражданское общество в  вопросах реформирования ВС АР?

— За последнее время этот вопрос отошел на второй план.  Понимаю, что гражданское общество не должно мешать  силовым структурам. Но это не говорит о том, что  силовые структуры должны остаться вне поля зрения  гражданского общества. У нас предостаточно НПО, которые  лоббируют интересы Вооруженных сил. Многие из них  действуют формально. Мы должны активизировать свою  деятельность с ветеранскими организациями.

Нужно  объединить все ветеранские организации. Бывшие воины и  офицеры, которые прошли огонь, воду и медные трубы,  должны помочь в вопросах военно-патриотического  воспитания. Сегодня Министерство образования,  Минобороны и Госслужба по мобилизации и призыва говорят  на «разных» языках. Наша молодежь, прежде чем будет  призвана в ряды ВС, должна обрести первоначальные  навыки со школьной скамьи. Но все отдалились и думают,  что этим вопросом должно заняться лишь Минобороны.

Но предыдущие годы этим вопросом занималось  Минобразования.  Не только юноши, но и девушки имели определенные  навыки. Поэтому считаю, что в 2017 году наши некоторые  госструктуры должны больше привлекать к  военно-патриотической работе тех лиц, которые в свое  время участвовали в боях за Карабах, склонных к  педагогической деятельности. Помимо этого, наши НПО  должны активно принять участие в проводимых во всех  силовых структурах мероприятиях. К сожалению, сегодня  уже есть такая болезнь, когда организация больше делает  себе рекламу на фоне ВС, вместо выполнения конкретной и  полезной работы.

К тому же, если не будет общественного  контроля, о котором мы говорим много лет, те негативные  явления, которые еще имеются, завтра обернутся для нас  в большую проблему. Эти проблемы есть не только у нас,  но и в армиях других стран, в том числе и в России,  США, Китае. И в целом там, где есть человеческий  фактор, всегда есть и положительные, и отрицательные  моменты. Гражданское общество должно реальными  действиями оказывать содействие в вопросе укрепления  Вооруженных сил.