А.ШАКУР
Убийство в Турции главы российской дипмиссии Андрея Карлова остается новостью номер один. Правоохранительные органы Турции продолжают расследование убийства посла РФ в этой стране Андрея Карлова.
Здесь уже прошли первые аресты. Правоохранительные органы задержали уже 12 человек, среди которых родственники убийцы Мевлюта Алтынташа и активисты Террористической организации фетхуллахистов (FETO) исламского оппозиционера Фетхуллаха Гюлена, передает Newsru.
По информации Anadolu, арестованы шестеро родственников Алтынташа и его сосед. Позднее мужчина по имени Хасан Ф., приходящийся преступнику дядей, был отпущен на свободу. Кроме того, правоохранительные органы назвали имя еще одного подозреваемого, проходящего по этому делу. Им оказался лидер ячейки FETO в полицейской академии Измира, в которой учился Алтынташ, некий Сулейман Е. Арестованы были и четверо полицейских, принятых на работу в правоохранительные органы одновременно с Алтынташем.
Под стражей находится и еще один подозреваемый, причастность которого к убийству российского дипломата пока не ясна. Турецкие следователи в настоящий момент внимательно изучают связи убийцы, 22-летнего полицейского Мевлюта Мерта Алтынташа, с FETO. По словам источника агентства Reuters, стрелок учился в школе вместе с людьми, которые ранее были задержаны за связи с данной организацией, которая в Турции считается террористической.
«Согласно полученной информации, люди, помогавшие стрелку попасть в школу, были членами FETO. Знаки указывают на то, что человек, убивший российского посла, также был из FETO. Сейчас следствие исходит из этого», — заявил собеседник агентства в правоохранительных структурах Турции.
Версия о связи между преступником, который убил посла РФ в Турции Андрея Карлова, и проживающим в США проповедником Фетхуллахом Гюленом на данном этапе выглядит убедительно, заявил неназванный турецкий чиновник. И эта версия на данный момент является основным направлением расследования. Сам Гюлен позже обнародовал свое заявление относительно произошедшего теракта на сайте нью-йоркской организации Alliance for Shared Values («Альянс за общие ценности»).
«Я был шокирован и глубоко огорчен, когда узнал о трагическом убийстве российского посла в Турции Андрея Карлова. Я резко осуждаю этот чудовищный теракт», — заявил политик, более 15 лет проживающий на территории США. Накануне глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу высказал предположение, что за убийством Андрея Карлова стоят последователи лидера исламской оппозиции Фетхуллаха Гюлена. Об этом он заявил в ходе телефонного разговора с госсекретарем США Джоном Керри. В свою очередь Керри предложил Турции помощь в расследовании преступления.
Перед этим он обратился с аналогичной инициативой к главе МИД РФ Сергею Лаврову. Тем временем ответственность за убийство дипломата взяли на себя сирийские боевики. Вооруженная коалиция «Джейш аль-Фатх», в которую входит экстремистская группировка «Джебхат Фатх аш-Шам» (прежнее название «Джебхат ан-Нусра»), взяла на себя ответственность за убийство посла РФ в Турции Андрея Карлова, передает ТАСС. Об этом сообщила в своей электронной версии газета «Аль-Яум ас-Сабиа».
На ее сайте приведена копия заявления этого действующего в Сирии альянса экстремистских групп, в котором говорится об ее ответственности за совершенное в Анкаре преступление. Президент Владимир Путин посмертно присвоил звание Героя России убитому в Анкаре послу Андрею Карлову, сообщается на сайте Кремля. Награда присвоена дипломату за стойкость и мужество, которые он проявил на службе в Турции, а также большой вклад в осуществление внешнеполитического курса России.
Объявлено, что сегодня президент примет участие в церемонии прощания с Карловым в министерстве иностранных дел. Из-за этого большую пресс-конференцию главы государства перенесли с четверга на пятницу, сообщает РИА «Новости». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что нападение на посла — это фактически нападение на страну, сообщает «РИА Новости».
Он также добавил, что новость об убийстве в Турции российского посла Андрея Карлова стала для президента Владимира Путина эмоционально очень тяжелой новостью. Президент квалифицировал нападение как теракт, добавил представитель Кремля. Обвинений в адрес официальной Анкары в Москве не высказывают — по крайней мере пока. Однако эксперты предупреждают: измениться может многое.
Убийство российского посла в Турции не станет значимым политическим фактором, но миролюбие Путина и Эрдогана обманчиво, пишет обозреватель немецкой газеты Sueddeutsche Zeitung Штефан Корнелиус, которого цитирует «ИноПресса». Если бы убийца Андрея Карлова совершил это преступление сразу после инцидента с уничтожением российского бомбардировщика турецкими ВВС, последствия были бы непредсказуемы, считает автор: «Хотя в нынешние времена убийство посла не приравнивается к нападению на государство, вызвать серьезный конфликт оно способно».
В этом году российско-турецкие отношения впечатляюще изменились. Однако после «убийства Карлова Россию и Турцию объединяет вовсе не разум, а собственные интересы», подчеркивает журналист.
Так, Турция заинтересована «в минимизации курдского влияния на сирийской территории. С ее точки зрения, если уж не удается свергнуть Башара Асада, то по крайней мере надо остановить продвижение курдов. И в этом ей может помочь Россия, пишет Корнелиус. Интерес Путина, в свою очередь, заключается в том, чтобы гражданская война в Сирии пришла к его (и Асада) условиям, и для этого Турция необходима ему не как противник, а как стабилизирующий фактор на границе. Убийство Карлова в Анкаре препятствует этому компромиссу, и «поэтому оно не должно стать значимым политическим фактором и тем более не станет поводом для военной конфронтации», говорится в статье.
В то же время последние события показывают, насколько опасна сложившаяся ситуация.
«Если бы на днях не был взят Алеппо, Россия не стала бы искать взаимопонимания с Ираном и Турцией по поводу дележки сирийского пирога и убийство посла было бы представлено совершенно в ином свете. Таким образом, Россия и Турция играют в регионе с очень большим риском. Любое, даже самое небольшое смещение центра тяжести может вывести компромисс из равновесия. А поскольку взятие Алеппо не означает окончания войны, курды не хотят отказываться от своих претензий на автономию, а Иран продолжает оставаться непредсказуемым союзником, миролюбие Путина и Эрдогана обманчиво», — заключает автор.