Экономика, Эхо

Азербайджан и «газовые игры»

gas-pipeline-energyНУРАНИ

На фоне бурных протестов перед парламентом Польши на  «варшавском» треке практически незамеченной оказалась другая  новость.

Как передает РИА «Новости», правительство Польши  подало жалобу в Европейский суд на решение Еврокомиссии о  расширении доступа «Газпрома» к газопроводу Opal, сообщила  официальный представитель МИД страны Йоанна Вайда.

Она  отметила, что польское правительство выступает за приостановку  данного решения. По мнению Варшавы, решение ЕК приводит к  концентрации на одном источнике поставок, что противоречит  принципу диверсификации и грозит нарушениями или  прекращением поставок газа.

«По мнению Польши, такая ситуация угрожает безопасности  поставок газа в ЕС, в частности, в регионе Центральной Европы.  Создает серьезные риски для безопасности поставок газа для  Польши через зависимость от одного источника поставок из  России», — заявила Вайда, которую цитирует агентство PAP.

Как поясняет РИА «Новости», в газопровод Opal в Германии  поступает российский газ, приходящий в Европу по морскому  трубопроводу «Северный поток», но из-за ограничений  европейских регуляторов труба загружена только наполовину.  «Газпром» не один год стремился получить полный доступ к  мощностям трубы, однако ЕК ранее в этом отказывала.

На этом  фоне в конце октября Еврокомиссия одобрила расширенный  доступ «Газпрома» к Opal, однако после этого президенты  Украины и Польши Петр Порошенко и Анджей Дуда выпустили  совместное заявление, где подчеркнули, что это решение  Еврокомиссии может создать риск для поставок газа между  Украиной и Польшей.

В свою очередь, трейдинговая дочерняя  компания польской PGNIG подала иск в Европейский суд  правосудия против решения Еврокомиссии о расширении доступа  «Газпрома» к газопроводу Opal, а «Нафтогаз Украины» заявил,  что рассматривает три варианта обжалования этого решения ЕК, в  том числе в суде.

Как подчеркивают эксперты, речь идет не только, вернее, не  столько о коммерческом споре, сколько о нарастающей  политической напряженности вокруг контроля над путями  газового экспорта, вернее, с европейской точки зрения, импорта  «голубого топлива» на континент. И стремлении Европы снизить  свою зависимость от поставок газа из России.

Строго говоря, это уже не первые «политические игры на газовой  трубе». Российские СМИ, в том числе «Газета.ру», напоминают,  что еще в 1982 году президент США Рональд Рейган ввел против  СССР санкции, запрещавшие, в частности, поставку в страну труб  большого диаметра, необходимых для строительства газопровода  «Уренгой-Помары-Ужгород».

«Труба» тем не менее была  построена, обеспечив Москве неплохие бизнес-дивиденды и  солидное влияние в той же ФРГ.  Затем, уже в девяностые-«нулевые», на фоне растущей  нестабильности на Ближнем Востоке Россия рассматривалась как  реальная альтернатива арабским углеводородам.

Но теперь, после серии «газовых войн», устроенных РФ, ситуация  меняется. И не в пользу Кремля. В Европе растет интерес к  альтернативным источникам углеводородов, и Азербайджан здесь  занимает важное место. Об этом, во всяком случае, говорилось в  ходе недавнего визита в Азербайджан спецпосланника и  координатора Госдепартамента США по международной  энергетике Амоса Хохштейна.

Как сообщал, в частности «Тренд»,  Амос Хохштейн заявил: «Вашингтон продолжит поддерживать  реализацию проекта «Южный газовый коридор» так же, как мы  когда-то поддерживали и осознавали важность проекта  Баку-Тбилиси-Джейхан». Такой мощный проект, как «Южный газовый  коридор», который охватывает много стран от Азербайджана,  Грузии, Турции, Греции, Албании до Италии, может сталкиваться с  различными политическими и геополитическими проблемами.

«Как это было и ранее, мы решали эти проблемы вместе и будем и  дальше работать совместно. США продолжат поддерживать  реализацию проекта «Южный газовый коридор», — сказал  Хохштейн.

По его словам, «Южный газовый коридор» играет важную роль в  политической и энергетической безопасности Европы, важно  диверсифицировать энергопотоки в Европу.  «Для нас приоритетом являются уже существующие проекты, но  мы следим за развитием событий вокруг проекта » Турецкий  поток». Неважно, какой проект — «Южный поток» или «Турецкий  поток», важно обеспечить энергетическую безопасность Европы»,  — сказал спецпосланник, отметив, что в любом случае трубопровод  не должен использоваться как оружие против какой-то страны или  как средство влияния.

А вот это куда серьезнее, особенно с учетом последних новостей с  «газового фронта». Сайты и аккаунты в социальных сетях,  посвященные политическому юмору (нынешняя реинкарнация  советских политических анекдотов), Москва уже третий год  предрекает, что Украина не переживет зиму без ее газовых  поставок. Нынешний холодный сезон не стал исключением.

Глава  «Газпрома» Алексей Миллер, по сообщению симоньяновского  RT, в очередной раз предрек: рекордно низкие запасы газа в  Украине дают основания для опасений, что Киев может начать  отбор российского топлива, чтобы погасить незаконный штраф,  выписанный «Нафтогазом Украины» «Газпрому». «Украина на  сегодняшний день имеет проблемы с наличием газа в подземных  хранилищах.

Они закачали газа меньше всего за всю свою  историю, начали отбор газа раньше, чем обычно» — объяснял  Миллер, уверяя, что он точно знает, сколько газа необходимо  Украине на зимний период: «Самое главное, что мы знаем,  сколько в Украине газа требуется в том случае, если наступает  период сильных морозов».

В связи с тем что Украина отказалась от закупки российского газа,  а у «Газпрома» на ее территории нет никаких активов,  посягательство Киева на имущество компании представляется  весьма вероятным. Тем более что Хозяйственный суд вынес  решение о принудительном взыскании штрафа, напомнил Миллер.

«Это значит, что, поскольку у «Газпрома» нет никаких активов на  территории Украины, «Газпром» не работает на территории  Украины, а наш газ находится в (транзите. — RT), по-видимому,  взыскать штраф можно только благодаря отъему фактически  нашего газа на территории Украины в размере штрафа».

После  чего добавил: «Мы видим, что на европейском рынке спрос на  российский газ в настоящее время очень и очень высокий,  «Газпром» установил рекорд суточных поставок на европейский  рынок — 614 млн кубометров газа. Это дополнительная нагрузка  на газотранспортную систему Украины».

После чего перешел к  главному: «В контракте 2009 года очень четко написано, что в  случае, если Украина начинает несанкционированный отбор,  «Газпром» имеет право ограничивать поставки в объёме  несанкционированного отбора. «Газпром» может осуществлять  ограничение поставок непропорционально. Также предусмотрена  возможность, что даже в случае единичного  несанкционированного отбора «Газпром» сразу может прекратить  поставки».

В Киеве уже заверили, что транзитных поставок трогать не будут.  Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что  Украина при взыскании антимонопольного штрафа с Газпрома не  будет отбирать транзитный газ, сообщил глава минэнерго Украины  Игорь Насалик, передает «Взгляд».

Только вот это, повторим еще  раз, не означает, что поставки газа не «срежет» сам «Газпром», но  как бы «от имени» Киева.  А на таком фоне внимание к поставкам газа из Азербайджана по  понятным причинам растет. Как и необходимость обеспечить  политическую безопасность этих поставок.

Амос Хохштейн говорил о политической стороне вопроса прямо,  признав, что проект Южного газового коридора может  сталкиваться с проблемами. Другой вопрос, включают ли на  Западе в число этих самых проблем «Искандеры»,  продемонстрированные на армянском военном параде. Сегодня в  СМИ по-прежнему звучат весьма противоречивые заявления,  Армении или России принадлежат эти ракетные комплексы.

Только вот в Армении еще по опыту боевых действий начала  девяностых знают: с российскими офицерами можно  «договориться». А в Ереване с самого начала не скрывали, что  намерены с их помощью нанести удар по азербайджанским  нефтяным месторождениям.

И откровенно намекали, как сильно  от такой перспективы будто бы выиграет Россия. На этом фоне уже  нет сомнений: «газовые игры» могут вестись не только за столом  переговоров. Особенно если речь идет о Южном Кавказе.