Асиф УСУБАЛИЕВ, кандидат политических наук ([email protected])
Турция вновь в эпицентре политического внимания. Хочу принципиально подчеркнуть, именно политического внимания. Никак, даже при огромном желании, не получается связать террор в Турции с преступным элементом.
Эта страна своими показателями уровня преступности особенно ничем никогда не отличалась. И даже, наоборот, до недавних времен Турцию можно было отнести к странам, благоприятным для бизнеса и с наименьшими показателями преступности. Более того, считаю, что именно данная характеристика как раз и выступала в качестве основного фактора, обеспечивающего туризму бурный рост.
Ведь в противном случае обеспечить массовость в туризме практически невозможно. Стабильность — залог развития туризма. Данное выражение необходимо воспринимать в качестве экономической аксиомы, не требующей доказательств.
Каждый, кто хотя бы один раз имел счастье побывать в этой стране, мог столкнуться с такими картинами, как: во время намаза все двери магазинов открыты, даже несмотря на отсутствие продавцов; вещи в отелях можно с уверенностью оставлять; приветливый и вежливый турок готов сделать все для того, чтобы угодить туристу; безопасные и веселые ночные прогулки по красивому Стамбулу; шумный и «веселый» общественный транспорт этого мегаполиса, который являлся идеальным примером мультикультурализма в действии (народы и нации всех «цветов» мира любезно и с настроением общались друг с другом); вежливые полицейские, которые как в гражданской одежде, так и в униформе, практически повсюду наблюдают за всеми и в то же время не мешают туристам раскованно себя чувствовать и т.д.
И буквально вдруг «краски», характеризующие эту страну, сменились, помимо экономических потрясений, Турции приходится еще бороться с серьезным прессингом и жестким терроризмом. Случайное совпадение? Конечно, нет. Повторюсь, но подобного рода события не могут не волновать, так как террор — это вызов всему современному цивилизованному миру.
Вот только мировое сообщество далеко не всегда одинаково реагирует на подобные события. На террор в странах Западной Европы реакция происходит на уровне политического руководства конкретных государств, делаются громкие политические заявления, выступают с призывом поддержать страну-жертву теракта, создаются блоки, принимаются политические решения, международные организации работают в чрезвычайном режиме и оперативно подписывают различные резолюции, оказывается материальная помощь и т.д.
А теракт, который происходит в стране «не пригодной» Европе, почему-то остается без внимания, или еще хуже — навязчиво пытаются отождествлять событие с исламским фактором. Это просто лицемерие, которое, увы, характеризует современные международные отношения.
Нельзя забывать, что угроза террора стоит у дверей границ любой из существующих стран мира, и буквально никто не застрахован от данной вероятности. Этот механизм политического давления может быть применен по отношению к любому государству. Вопросы, которые не решаются посредством лоббирования интересов в рамках международных организаций, разрешаются механизмами физического давления и информационного прессинга.
Отчасти именно поэтому многочисленные теракты, взрывы самолетов, громкие политические убийства, государственные перевороты, военные преступления, скандальные события с продажей оружия, милитаристские тенденции и множество иных фактов просто переполняют странички современной мировой истории. Видимо, история нас не учит, и человечеству присуще повторять свои ошибки.
То обстоятельство, что подавляющее большинство преступных по отношению к человечеству и современному миру событий остается не раскрытыми, еще раз доказывает наличие в них четкого политического заказа, поэтому все происходящее в мире нельзя воспринимать в качестве случайности. Развитие подобных тенденций и конфликтогенность современного нам мира создают впечатление того, что современную цивилизацию преднамеренно толкают на глобальный конфликт и всеобщее подозрение.
При этом в качестве «идеального» инструмента политического давления выбран террор, который физически может коснуться каждого из нас. Ведь любой теракт всегда можно списать на какой-либо «талибан», который в разных случаях может быть по-разному назван. Теракт создает информационно-политический повод для вмешательства во внутригосударственные вопросы конкретной страны.
Более того, теракт сегодня заменяет военную интервенцию и создает информационный коридор для политических манипуляций. Нет необходимости военного вмешательства для того, чтобы создать социально-политический хаос в какой-либо стране и посеять зерно народного недоверия по отношению к своей власти. Теракт может все это заменить, причем обойдется намного дешевле, нежели открытые военные действия.
Кроме того, война может дать обратный эффект. Она способна сплотить народ, что усилит политическую силу власти. А волна терактов, как раз наоборот, может стать причиной подрыва народного доверия к своей власти и утраты его международного имиджа. Именно по такому сценарию пытаются сегодня «развести» Турцию. При любом исходе внешняя попытка вмешательства во внутриполитические процессы является непосредственной угрозой государственному устройству.
История доказывает, что почти всегда и почти без исключений жертвой подобного рода вмешательств является рядовой представитель народа. Упаси Бог нашу страну от такого рода терактов. Мы и без того являемся жертвами «масштабного теракта», который проявляется в оккупации наших территорий и политике двойных стандартов международного сообщества по отношению к правовому и справедливому урегулированию существующего конфликта.
Террор на поводке у основных игроков геополитических игр — это оружие массового поражения, которое в общественно-политическом сознании людей сеет сомнение и уничтожает веру в стабильное будущее.