А.ИСЛАМ
Пожалуй, вряд ли кто будет спорить о том, насколько сложно давать концерты серьезной, классической музыки,все время обновлять репертуар, поддерживать техническую форму. А если речь идет о десятке концертов в год, то тогда становятся очевидным необыкновенная творческая работоспособность и талант исполнителя. Прибавьте к этому зарубежные поездки и записи на ведущих европейских студиях звукозаписи, и тогда становится совершенно ясно, что речь идет о профессионале международного масштаба…
Мне дважды доводилось присутствовать на выступлениях Заслуженной артистки Азербайджана, профессора Бакинской музыкальной академии (БМА) имени Узеира Гаджибекова, доктора философии,профессора Наргиз Алияровой, замечательной пианистки, игру которой отличает глубоко продуманный и интеллектуальный подход к исполняемым произведениям.
В общую, привычную для всех интерпретацию Наргиз ханым привносит свое, только ей присущее видение, она высвечивает грани, которые оставались доселе как бы в тени. Наряду с часто исполняемыми произведениями она также играет порой не известные или редко звучащие сочинения, время от времени представляя публике премьеру какого-либо сочинения.
За последние годы пианистка записала в Европе три компакт-диска, изданные в Бельгии престижной звукозаписывающей компанией ETCETERA. Диск «Nargiz Aliyarova plays Frederic Chopin» издан в прошлом году и был представлен на Государственную премию Азербайджана, а также на престижный европейский приз Международной классической музыки в номинации «Сольное исполнение».
Она также была удостоена диплома «За выдающийся вклад в дело пропаганды наследия Шопена» Министерства культуры и национального наследия Польши.На недавнем сольном концерте в Международном центре мугама, состоявшемся в рамках VIII Международного музыкального фестиваля Узеира Гаджибекова, и организованном Фондом Гейдара Алиева и Министерством культуры и туризма Азербайджана, Наргиз ханым презентовала новый компакт-диск — «Nargiz Aliyarova Plays Azerbaijani Music».
В этот диск, который был записан в Амстердаме, и также издан в ETCETERA, вошли произведения ярких представителей национальной композиторской школы Азербайджана — Гара Гараева, Джевдета Гаджиева, Арифа Меликова, Азера Рзаева, Акшина Ализаде, Франгиз Ализаде, Вагифа Мустафазаде, Фараджа Гараева, Исмаила Гаджибекова, Джаваншира Гулиева и Фаига Суджаддинова. Интересно, что, издавая диски, компания ETCETERA выпускает буклеты к ним на трех языках — английском, французском и немецком.
Наргиз ханым настояла, чтобы в диске с произведениями азербайджанских композиторов буклеты были на азербайджанском языке. Автором предисловия успешно выступил заслуженный деятель искусств Азербайджана Джахангир Селимханов. Большую поддержку в издании диска оказало Министерство культуры и туризма Азербайджана. Диск поступил в продажу во всех странах мира, начиная с Америки и Канады и заканчивая Тайванем и Японией, его можно заказать на сайте студии. Рассказывая о диске, Наргиз ханым отмечает, что долго думали и работали над титульной страницей буклета.
Поскольку записана современная азербайджанская музыка, — всего 13 произведений, — на обложке вместо фотографии исполнителя, как это обычно делается, решили поставить фотографию современного Баку и пейзаж Гей-Геля, как быподчеркивая, что современная азербайджанская фортепианная музыка корнями уходит в глубь веков, в традиционное национальное творчество.
Диск выпущен в серии «Современная музыка», руководство студии было очень заинтересовано в выпуске этого уникального, как они говорят, диска, потому что азербайджанской фортепианной музыки как таковой нет на европейских рынках, т.е. можно найти народную музыку или джаз, но не записи с классической музыкой. Выпуск этого диска и широкий ареал его распространения — конечно же, событие для культурной жизни Азербайджана, это прежде всего пропаганда азербайджанской профессиональной музыки и пропаганда ее фортепианной школы, славящейся своими замечательными традициями и представителями.
Диск уже официально поданна соискание звания лучшего диска года в European Classical Music Awards в номинации «Современная музыка». Запись была сделана в Амстердаме на Power Studio. Как отмечает профессор Наргиз Алиярова, в целом это ее пятый диск, первые два были изданы в Турции. В прошлом году в Германии она записала произведения венских классиков: Гайдна, Моцарта и Бетховена, этот диск увидит свет в конце нынешнего года.
На вопрос о том, как обычно составляется программа для записи, Наргиз ханым ответила так:
«Все произведения для записи выбираю сама. В азербайджанском диске собраны созвучные моему сердцу, близкие мне по дух сочинения, кроме того, я пыталась охватить разные стили и жанры. Среди них произведения, превратившиеся в классику, например, «Прекраснейшую» К.Караева я воспринимаю как гимн азербайджанской женщине с ее красотой, пластикой, огромной внутренней силой, возвышенностью, грустью и способностью к самопожертвованию. «Вальс» из «Семи красавиц» — знаковое сочинение в азербайджанской музыке, для меня он как гимн азербайджанской культуры.
Наряду спроизведениями К.Караева и Дж.Гаджиева, звучит джазовая композиция В.Мустафазаде, сочинение Ф.Караева «Господин Билайн эксцентрик», произведение И.Гаджибекова, написанное «в стиле Ватто». Это как бы небольшая антология национальной фортепианной музыки, попытка показать разные полюса азербайджанского искусства, думаю, когда слушаешь этот диск, возникает представление о масштабе и разнообразии азербайджанской музыки. Например, сочинение Ф.Суджаддинова «Баллада о родине» я играла во многих странах, это очень колоритное сочинение и хорошо воспринимается слушателями. Оно покорило меня сначала своим названием — я очень трепетно отношусь к своей родине, позже эта простая, искренняя пьеса уже вошла в мой репертуар.
Вообще, признаюсь, весь этот диск преисполнен для меня самыми глубокими и горячими патриотическими чувствами, это символическое посвящение моей стране. Я благодарна Министерству культуры и туризма, они поддержали идею выпуска этого диска и оказали существенную финансовую поддержку, министр Абульфас Караев лично выразил заинтересованность в этом проекте. Тираж выпускается партиями и по мере продажи переиздается и обновляется.
На днях я говорила с господином Дирком де Грифом — генеральным директором компании ETCETERA, и он сообщил мне, что за два месяца с момента выпуска азербайджанский диск уже превзошел продажу моего диска с произведениями Шопена, который реализуется уже почти два года. Насколько удачным окажется этот проект, не знаю, но хочу верить, что этот диск внесет скромный вклад в пропаганду отечественного музыкального искусства».
— А как происходил сам процесс записи музыки? Какое впечатление оказывала азербайджанская музыка на звукорежиссеров студии?
— В Амстердаме запись происходила на PowerStudiо, где сам владелец компании присутствовал в качестве звукорежиссера. Это был высочайшего класса профессионал своего дела,кстати, не имеющий профессионального музыкального образования, обладающий тончайшим вкусом, прекрасно ориентирующийся в любой музыке, и даже той, которую слышал впервые. Совершенно потрясающая личность! Им очень понравилась азербайджанская музыка, программа очень разносторонняя и охватывает все грани и течения нашей фортепианной музыки, сюда включены также произведения для подготовленного инструмента. Скажем, сочинение Джаваншира Гулиева, где рояль временами звучит, как нагара и уд.
— Раскройте, пожалуйста, что такое подготовленный инструмент?
— Это когда между струнами рояля вставляются определенные предметы, например, бусы или канцелярская резинка, и при игре инструмент звучит необычно, скажем, напоминает ситару, как в пьесе Франгиз Ализаде. Этим достигается разнообразие звучания, и словно раздвигаются границы возможностей самого рояля.
— Что дает исполнителю запись дисков?
— Концерты, как бы часто ты их ни давал, какими бы яркими ни были впечатления, забываются, они недолговечны, а диски — это как бы вне тебя, диск живет уже своей собственной жизнью.
Профессор Алиярова подчеркнула, что очень рада своему участию в фестивале Уз.Гаджибекова в сентябре этого года, это третий фестиваль, на котором она выступила. Пианистка призналась, что очень трепетно относится к личности Узеир бека и ко всему, что он сделал для азербайджанского народа. Каждый раз, проходя мимо его памятника, она ощущает свою ответственность за сегодняшнее развитие всего, что он заложил, за консерваторию, которую он создал, за все, что происходит в стенах этого очага культуры, где ей посчастливилось работать, приходить изо дня в день на протяжении долгих лет.
Думаю, каждый из нас должен нести на себе этот груз ответственности перед памятью этого великого человека, потому что он открыл новую страницу в истории культуры азербайджанского народа, и насколько достойно мы продолжаем его дело, судить, конечно, не нам, а нашим потомкам.
Делясь впечатлениями о своем последнем сольном концерте, профессор БМА посетовала, что «в прессе у нас всегда только самые восторженные отклики, а хотелось бы больше профессиональных отзывов и рецензий с объективным анализом. К сожалению, сегодня предпочитают только освещать мероприятия, рациональной критики как таковой, почему-то нет».
С этим утверждением нельзя не согласиться, пространство для профессиональных музыкальных критиков и театроведов остается открытым и востребованным. Наргиз ханым далее добавила, что»многие люди искусства не любят критику даже в небольших количествах, реагируют на нее очень болезненно».
Будучи представителем пишущей братии, я полагаю, что можно посмотреть на этот вопрос с другой стороны: в данном случае конкретно приглашать музыковедов и теоретиков на концерты с последующим написанием рецензии для прессы. Ведь тут кроется и мощная просветительская составляющая для читателей, которые могут расширить свой кругозор и понимание серьезной музыки.
«Вы правы, но когда читаешь сплошные восторги, получается, что нет никакой, грубо говоря, конкуренции, все великолепные и высокопрофессиональные. Для меня лично критика, открытое высказывание каких-то слабых или недостающих моментов становятся информацией к размышлению и превращаются в анализ собственной профессиональной деятельности. Все, что может двигать меня вперед, — работает на меня, я воспринимаю критику рационально и с пониманием, пытаюсь из нее извлекать для себя уроки и все время учиться,» — сказала Н.Алиярова.
«В последнее время наблюдается и такая тенденция: ввиду загруженного ритма жизни сами музыканты реже посещают концерты своих коллег, а когда-то бакинская публика состояла в основном из музыкантов или людей, хорошо знающих классическую музыку, и славилась своей разборчивостью и культурой,» — отметила она.
Я решила, не откладывая в долгий ящик, извлечь урок из критики, воспользоваться случаем и попросить профессионалов-музыкантов высказать свое мнение об искусстве Наргиз Алияровой в целом, и о концерте, в частности.
Профессор кафедры специального фортепиано БМА профессор Циала Цинамзгваришвили, как и Наргиз Алиярова, училась в консерватории в классе у замечательного педагога Эльмиры Сафаровой, поэтому у нее была возможность наблюдать за музыкальным развитием Наргиз ханым еще со студенческого возраста.
«Наргиз всегда отличала интересная и нестандартная игра, и вообще в ней удивительное сочетание красоты, таланта, работоспособности и целеустремленности — наличие всех этих качеств у одной личности встречается, согласитесь, крайне редко. Столь яркий симбиоз породил многогранную личность в музыке, и не только. Она прекрасно образована, владеет европейскими языками, это модная и элегантная современная женщина.Удивительно, когда она успевает заниматься, имея студентов, семью и троих детей?»
-Это то, что на поверхности, а как бы вы охарактеризовали Наргиз ханым с профессиональной точки зрения, как музыкант музыканта?
— Если говорить о ней как о музыканте, то это всегда необычная и только ей присущая трактовка, свое отношение к композитору, сочинение которого она играет. Скажем, известные и популярные произведения, которые у всех на слуху, у Наргиз звучат несколько иначе, у нее свой подход, свой ключ, и слушать ее всегда интересно. При этом трактовка делается очень деликатно, органично, с чувством меры и вкуса, очень убеждает слушателя, и такое прочтение воспринимается как должное. Это пианистически виртуозный музыкант, она в великолепной технической форме, у нее прекрасное владение звуком, чудесное пиано. Ее игра интеллектуально тонка и насыщенна, пронизана необыкновенным вкусом, это очень большая редкость в нашем деле. Вообще, скажу вам, наша фортепианная школа невыразимо возвысилась на международном уровне, у нас очень много международных лауреатов, причем даже среди студентов, и это очень радует.
Руководитель концертной деятельности и педагогической практики БМА, доцент Лятафет Юсифова отметила, что на концертах Наргиз ханум она знает, что ее ожидают новый репертуар и новое прочтение старых, казалось бы, очень знакомых произведений
«Наргиз ханым очень много работает над собой, ее трудолюбие и работоспособность, музыкальность и тонкая интуиция поистине удивляют. Она не просто тонко чувствует музыку, но и также хорошо умеет передавать слушателю ее значимость и ценность. Последний концерт вообще был ошеломительным! Она со сцены рассказывала слушателям о своих дисках, где и как она получала ту или иную награду за рубежом, давала информацию об авторах и исполняемых сочинениях, а это весьма широкая просветительская работа в сфере классической музыки,» — сказала Юсифова.
«Наргиз ханым прекрасно владеет английским и французским языками, умеет наладить контакт со зрителем, тонко и ненавязчиво ввести его в мир музыки, т.е., помимо непосредственно исполнения музыки, она также и говорит, общается с людьми со сцены, это значительно расширяет пространство воздействия как ее личности, так и исполняемых произведений. Наргиз ханым — первая среди азербайджанских классических музыкантов выпустила за рубежом диски в звукозаписывающей фирме мирового уровня ETCETERA и представлена на престижную европейскую премию. Это, поверьте, дорогого стоит, ведь за этим стоит повышение имиджа Азербайджана, его культуры, высочайшего музыкального образования и прекраснейшей музыки,» — отметила Юсифова.
«При всей скромности натуры Наргиз ханым — большой и горячий патриот, она позиционирует себя в качестве не просто красивой, но и высокообразованной и высокоинтеллектуальной женщины Востока. Великолепный пианист, она обновляет свою программу много раз в год, это редчайший случай, который по плечу лишь избранным музыкантам! Общение с ней невероятно обогащает и умиротворяет, у нее можно многому поучиться, потому что в исполняемой музыке она показывает и раскрывает не только задуманное автором, но и собственное видение сочинения и его стиля. Через свое прочтение исполнитель раскрывается как личность и музыкант, и это очень важный момент».
…Человек, думающий и требовательный к себе, в силу своей неординарности, оригинальности и нестандартного подхода всегда интересен и притягателен. Происходит это не просто так, это глубоко продуманная и четкая составляющая его личности. Истинно талантливый музыкант, который не осознает, что он талантлив, всегда отличается скромностью, внешняя мишура не для него, он живет, погружаясь в свое искусство, в мир исполняемых произведений, порождая свой собственный, возвышенный мир, и это его естественное состояние, в котором он живет и творит…