За рубежом, Эхо

«Ракетная тревога» в Южно-Китайском море

А.ШАКУР

Эксперты констатируют очередной взлет напряженности в Южно-Китайском море. Китай продолжает устанавливать системы зенитных вооружений на искусственных островах в Южно-Китайском море, говорится в докладе американского Центра статических и международных исследований.

Специалисты ссылаются на новые снимки со спутников. По их данным, Пекин установил зенитные и противоракетные комплексы на всех семи островах, сообщают «Ведомости». Здесь необходимо пояснение. Как уже указывалось в прессе, в том числе в нашей газете, район Южно-Китайского моря перенасыщен застарелыми территориальными спорами вокруг Парасельских островов и архипелага Спратли.

Парасельские острова — это необитаемый архипелаг, состоящий из маленьких островков и рифов на территории примерно 250 на 100 км, примерно в 230 км к югу от китайского острова Хайнань и в 200 км к востоку от вьетнамского острова Лимон. Спорят же за них и Китай, и Вьетнам, и Китайская Республика на мятежном острове Тайвань. До конца XIX века Китай и Вьетнам не раз заявляли о своих правах на Парасельские острова, правда, дальше слов дело не шло. Потом вмешались «третьи силы». В 1938 году Франция, чьей колонией тогда был Вьетнам, объявила об оккупации всего Парасельского архипелага. Еще через год острова оказались под контролем Японии.

После ее разгрома в 1945 году архипелаг подлили между собой гоминьдановские власти Китая и французская администрация во Вьетнаме, затем франко- вьетнамские территории отошли Южному Вьетнаму. В начале 1970-х китайская сторона решила нанести упреждающий удар по сайгонским гарнизонам на этом архипелаге.

На фоне вьетнамской войны миру было просто не до этих островков. И даже когда в 1975 году война во Вьетнаме окончилась победой «северян», про острова не вспоминали. Спор за другой архипелаг — Спратли — еще более запутанный. На него претендуют сразу шестью государств: Вьетнам, Китай, Тайвань, Малайзия, Филиппины и Бруней. В 1988 году за архипелаг схлестнулись Пекин и Ханой. На 21 острове архипелага держит свои гарнизоны Вьетнам, на восьми — Филиппины, на трех — Малайзия, еще один остров, ключевой исамый крупный, превращенный в укрепленную военно-воздушную и военно-морскую базу, контролирует Тайвань.

При этом еще в в 2012 году Китай «в подтверждение своей твердой позиции» построил в другой части архипелага «город» Саньша с населением в 1 тыс. человек и…разместил там военный гарнизон «дивизионного уровня».

Но самое главное, Китай сооружает здесь искусственные острова с впечатляющей военной инфраструктурой. Китаю удалось увеличить свою площадь на островах Спратли в 15 раз, насыпав на коралловых рифах и атоллах четыре искусственных острова, на каждом из которых есть взлетно-посадочная полоса, маяк и бухта, способная вместить авианосец класса «Ляонин».

В свою очередь, США периодически напоминают властям Китая о свободе судоходства, направляя в спорные районы свои военные корабли. На этом фоне размещение на спорных островах зенитных ракет нормализации обстановки не способствует. В Пекине уже высказали свою позицию. В ходе очередной пресс-конференции в Пекине официальный представитель внешнеполитического ведомства КНР Гэн Шуан прокомментировал размещение оборонительных сооружений на островах в Южно-Китайском море.

По словам дипломата, размещение данных сооружений полностью соответствует нормам международного права, сообщает «Регнум». «Власти КНР в очередной раз напоминают, что острова Сиша и Наньша в акватории Южно-Китайского моря являются неотъемлемой территорией КНР, соответственно любые работы, проводимые на этих островах, полностью законны и соответствуют нормам международного права», — заявил китайский дипломат.

Ранее в ряде американских СМИ появилась информация о том, что на спутниковых снимках отчетливо видны размещенные на островах Сиша и Наньша аэродромы, комплексы ПРО и ПВО.

Пресс-секретарь МИД КНР отметил, что Китай действительно построил несколько взлетно-посадочных полос на островах, однако они, по версии Пекина, не связаны с милитаризацией региона, пишет «Синьхуа».

По словам официального представителя МИД КНР, все заявления относительно китайской милитаризации являются «истерией, не соответствующей реальности». В то же время Минобороны КНР заявило, что развертывание оборонительных систем на островах в Южно-Китайском море является законным и правомерным.

Как отмечают многие эксперты, «игру на обострение» в Южно-Китайском море Пекин ведет вполне сознательно. Прежде всего, архипелаг Спратли расположен на популярном морском пути, по которому ежегодно перевозятся грузы на 5 трлн. долларов. Воды вокруг него богаты рыбой, здесь, по мнению многих экспертов, есть запасы нефти и не только нефти. Плюс ко всему в Пекине не без оснований полагают, что «жесткая игра» на островах Спратли — это неотъемлемая часть имиджа «сверхдержавы».

Однако теперь, предупреждают многие, условия игры меняются. Шеф тихоокеанского командования ВМС США адмирал Гарри Харрис заявил о готовности при необходимости противостоять Пекину в Южно-Китайском море, сообщает «Взгляд». «Мы не допустим закрытия общего пространства в одностороннем порядке, независимо от числа баз, построенных на искусственных островах в Южно-Китайском море, — цитирует ТАСС адмирала. — Мы будем сотрудничать, пока это возможно, но мы будем готовы к противостоянию, когда это станет необходимым». Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин уверен, что адмирал Харрис имеет в виду гипотетическую ситуацию, если Китай запретит судоходство через Южно- Китайское море и реализовать этот запрет «в военном отношении будет достаточно сложно».

По его словам, Китай сохраняет ускоренные темпы модернизации всех видов вооруженных сил, в том числе и производства баллистических ракет, которые могут угрожать и американским авианосцам. Однако эксперт не взялся предположить эффективность этого оружия, «потому что ни у кого такого опыта не было».

Кроме того, Пекин продолжает быстро создавать и «многочисленные крылатые ракеты». В случае сохранения нынешних темпов развития ВПК обеих стран лет через 15 в северо-западной части Тихого океана и в Индийском океане Китай вполне сможет на равных соперничать с американцами.

«Если столкновение произойдет в Южно-Китайском море, то преимущество окажется на китайской стороне — из-за близости материкового Китая, — сказал Храмчихин газете «Взгляд». — Китайцы будут ближе к центрам снабжения. И береговая авиация сможет содействовать, у американцев же не будет такой возможности».

Другое дело, что такого рода конфликты — это в значительной степени «война нервов». До последнего времени КНР удавалось демонстрировать жесткость и избегать серьезных неприятностей. Но теперь ситуация меняется: более жесткий курс в отношении Китая анонсировал и Дональд Трамп. «Как известно, Трамп на протяжении всей своей предвыборной кампании называл Пекин одним из главных противников США. Он требовал усилить американское военное присутствие в Южно-Китайском море, что позволит сдерживать КНР и остановить возведение Пекином искусственных островов», — напоминает «Взгляд».

По словам того же издания, Дональд Трамп, еще не вступив в должность, успел вызвать легкую панику своими заявлениями о готовности ввести 45-процентный тариф на китайские товары. Настоящая буря последовала уже после победы на выборах: состоялся телефонный разговор Трампа с главой администрации Тайваня. В Китае заявили протест, в ответ Трамп заявил, что не позволит Пекину «диктовать» ему, что делать, а чего не делать. Понятно, что в США конфронтационный курс в отношении Китая поддерживают не все.

По информации того же «Взгляда», несколько крупных американских компаний направили Трампу призыв против углубления конфронтации с Китаем, опасаясь потери рынка, который для многих из них стал основным. Признание независимости Тайваня со стороны США может вызвать войну, предупреждают эксперты в Китае.

«Ни одно китайское правительство не удержится у власти, если согласится с суверенитетом Тайваня, — заявил «Коммерсанту», на который ссылается «Взгляд», директор центра изучения России и Средней Азии Фуданьского университета ЧжаоХуашэн. — Думаю, ответом на такие действия может стать война».

И вот на этом фоне заявление адмирала о готовности противостоять флоту КНР воспринимается уже по-другому. Во всяком случае, аффилированный научный сотрудник программы стран Азии исследовательского центра ChathamHouse в Лондоне Билл Хэйтон в интервью «Независимой газете» заявил: «Думаю, что Трамп действовал скорее преднамеренно и согласно плану, а не просто, что называется, соображал на ходу.

Группа новых советников Трампа имеют конкретное представление о том, чего они хотят добиться от Китая. Их цель — совершить несколько вызывающих жестов в сторону Пекина, оказать на него давление; они хотят вывести власти КНР из равновесия, чтобы затем попытаться достичь с ними какого-то нового консенсуса, который был бы более выгоден для Штатов. Трамп и его администрация намерены играть в отношениях с Китаем первую скрипку, а не реагировать на действия Пекина».

По его словам, «китайцы, судя по всему, действительно не знают, как отвечать на провокации Трампа». Насколько правомерно говорить здесь о «провокациях», вопрос сложный. Однако в чем не приходится сомневаться, так это в том, что политику Вашингтона в отношении Китая Трамп действительно готов пересмотреть.

Как напоминает Хэйтон, «Трамп очень неравнодушен к этой теме, как и многие из тех, кто голосовал за него на минувших выборах. Один из его советников, Питер Наварро, даже написал книгу «Смерть от рук Китая» — о том, как нынешний формат торговли с КНР вредит интересам США. Многим в будущей администрации не нравится подход Барака Обамы к Китаю, и они считают, что нужно действовать с Пекином более агрессивно. Им не по душе, что Обама взаимодействует на равных с Китаем, участвует с ним в переговорах по климату, торговле и т.д.

Среди политиков в Америке популярно утверждение, что Китай фактически превратил Южно-Китайское море в свое озеро, создав там военные базы. Распространен и тезис о том, что КНР не хочет помогать США по вопросу о Северной Корее. В общем, за разворотом от Китая стоит много причин».

Другой вопрос, готов ли к этому противостоянию Китай. Особенно если говорить не об эфемерных категориях вроде «боевого духа», а о реальном военно-морском потенциале. Где Китай, несмотря на все разговоры о «чуде» и «прорыве», заметно отстает от США.