НУРАНИ
Москва и Ереван продолжают «крепить боевое содружество». Как стало известно еще накануне, Госдума РФ приняла законопроект о ратификации соглашения с Арменией о создании объединенной региональной системы ПВО в Кавказском регионе коллективной безопасности.
Как уточняет РИА «Новости», этот документ был подписан в Москве 23 декабря 2015 года. «Соглашением предусматривается создание объединенной региональной системы противовоздушной обороны как составной части объединенной системы противовоздушной обороны государств — участников Содружества Независимых Государств», — говорится в пояснительных документах к законопроекту.
Основными задачами региональной системы ПВО являются: организация и несение боевого дежурства по противовоздушной обороне в Кавказском регионе коллективной безопасности; поддержание системы боевого управления, а также вооружения и военной техники войск (сил) ПВО в постоянной готовности к применению; осуществление взаимодействия с войсками (силами), входящими в состав других региональных систем противовоздушной обороны, говорится в пояснительной записке.
Координацию совместных действий войск объединенной системы ПВО и войск (сил), входящих в состав других региональных систем противовоздушной обороны, осуществляет главнокомандующий Воздушно-космическими силами ВС РФ. Общее руководство совместными действиями войск системы ПВО осуществляет командующий войсками Южного военного округа РФ, отмечается в сопроводительных документах. Министерства обороны сторон в мирное время организовывают планирование совместного применения войск объединенной региональной системы ПВО, их совместное боевое дежурство по противовоздушной обороне, взаимодействие, а также совместную оперативную и боевую подготовку в соответствии с ежегодными планами подготовки вооруженных сил, сообщается в документе.
Порядок применения оружия дежурными по противовоздушной обороне силами объединенной системы ПВО определяется законодательством стороны, в воздушном пространстве которой находится объект, в отношении которого применяется оружие, говорится в пояснительных документах. «Его реализация позволит повысить надежность охраны государственных границ РФ и республики Армения, а также определить порядок применения войск (сил) противовоздушной обороны при совместном выполнении задач боевого дежурства», — говорится в пояснительной записке. Эксперты, со своей стороны, напоминают: применительно к Армении все эти благие пожелания не более чем пустое сотрясение воздуха. Создавать единую систему ПВО для нескольких стран имеет смысл в том случае, когда наличествует «соприкасающееся» воздушное пространство.
А Армения, напомним географию, не имеет с Россией ни общей сухопутной, ни общей воздушной границы. Добираться до нее приходится или кружным путем через Каспий и территорию Ирана, или через воздушное пространство Грузии (которая с Россией в состоянии «замороженной войны), или через Азербайджан (который в состоянии войны с самой Арменией). Так что при реализации ратифицированного в Госдуме соглашения набор вариантов на практике невелик: либо этот документ просто останется на бумаге, либо на его основе системы ПВО российской базы в Гюмри возьмут на себя еще и охрану воздушных рубежей Армении.
И даже если формально россияне и не будут «прикрывать с воздуха» армянских оккупантов в Нагорном и равнинном Карабахе, по крайней мере высвободившиеся ресурсы Ереван может свободно использовать уже на «азербайджанском» направлении. Что, впрочем, не мешает Москве заверять, будто бы ее соглашения о военном сотрудничестве с Арменией никоим образом не направлены против Азербайджана. Во всяком случае, в этом пытался убедить азербайджанскую аудиторию председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков. Он, как уже указывалось в прессе, в том числе в Echo.az, уверял, будто бы объединенная группировка войск России и Армении не создает никаких проблем Азербайджану: «Армения граничит со страной, которая является членом НАТО.
Поэтому подписание соглашения о создании объединенной группировки войск в условиях союзнических отношений вполне разумно. Вопрос в том, создает ли это проблемы для Азербайджана? По-моему, никаких проблем не создает. Потому что Азербайджан самый близкий стратегический партнер России». А это его заявление вызвало в Ереване нешуточную панику.
Так, Арам Аматуни на сайте «Первого информационного» назвал это заявление Пушкова «крайне опасным для Армении» и отметил: «Таким образом, российский депутат фактически намекает, что объединенная группировка направлена против Турции. Ведь из граничащих с Арменией стран только Турция является членом НАТО. Однако только на первый взгляд это заявление является намеком на то, что инициатива президента РФ Путина касательно объединенной группировки направлена против Турции — для того, чтобы защитить Армению от Турции».
По мнению Аматуни, «прямо заявляется о НАТО, то есть, российский депутат втягивает Армению в противостояние с НАТО. И хотя это противостояние не является прямой конфронтацией, тем не менее, это заявление означает, что Армения является российской картой против НАТО. А это в свою очередь означает, что эта карта может быть пущена в ход не только в направлении Турции, но и, скорее, в грузинском направлении, если НАТО по этой части проявит активность и углубит свои отношения с Грузией вплоть до ее членства в Альянсе».
В свою очередь, ереванская «Лрагир», еще один рупор местных «западников», устами небезызвестного Игоря Мурадяна обвиняет Россию в попытке нанести Армении «удар ножом в спину» и предрекает, что «роль России в период новой армяно-азербайджанской войны станет весьма ограниченной, и она не состоянии будет даже отчасти управлять этой войной». Наконец, напомним: еще в начале декабря в статье американского аналитического центра Stratfor, которую цитировал, в частности, «Росбалт», указывалось, что Армения засомневалась в неизменной лояльности России по отношению к Еревану после апрельской эскалации на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск в регионе Нагорного Карабаха.
К ужасу Еревана, Россия в последнее время провела переговоры, направленные на укрепление военного сотрудничества с Азербайджаном и Узбекистаном, государствами, которые во все большей степени укрепляют свои отношения с Москвой в таких областях, как закупка вооружений и подготовка военных кадров. На этом фоне пророссийские силы в Ереване пытаются по мере сил успокоить публику.
Экс-депутат Национального Собрания Армении, экономист Вардан Бостанджян в интервью Tert.am объявил, что да, возможно, Пушков сделал не хорошо, сказав, что объединенная группировка войск Вооруженных Сил Армении и России не будет вмешиваться, если в отношении Армении будут угрозы со стороны Азербайджана, после чего тут же дал понять, чего в действительности стоят заверения российского сенатора: «Но он же не станет говорить, что в случае нападения со стороны Азербайджана эта объединенная группировка будет противостоять или нанесет ответный удар. Об этом нельзя говорить по одной ясной причине — Российская Федерация является страной- сопредседателем Минской группы ОБСЕ, и таким образом получится, что одна из стран- сопредседателей защищает интересы одной из сторон конфликта».
Теперь на повестке дня пророссийских сил в Армении новая «неприятность» — визит в Азербайджан вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, отвечающего в российском правительстве за военное сотрудничество. Эта новость также вызвала в Армении нешуточное беспокойство: Ереван давно нервируют закупки нашей страной российского оружия. Особенно с учетом того, что это оружие «заговорило» в Карабахе в дни апрельских боев.
В России, похоже, понимают, что усилиями одних только пророссийских политиков в Армении с нарастающим беспокойством Еревана можно и не справиться. «В политический прорыв» брошены силы посерьезнее — Госдума, которая спешно ратифицирует соглашение о единой системе ПВО с Арменией. Удастся ли Кремлю таким образом удержать свой последний форпост на Южном Кавказе — вопрос интересный, но, возможно, не самый важный.
Политические маневры Москвы в очередной раз показали: на «беспокойство» и обиды своего «форпоста» Кремль по-прежнему отвечает новыми оружейными «подарками» и укреплением военного сотрудничества с Ереваном. Не задумываясь при этом, насколько такая политика может быть успешной при нынешнем геополитическом раскладе на Южном Кавказе.