Политика, Эхо

Пока Саргсян утешает сепаратистов, ресурсы армянской армии истощаются

sargsyan-bako-sahakyan-karabakhБ.САФАРОВ

«Не сложно догадаться по поводу «трудных времен», о  которых ранее упомянул президент Серж Саргсян, посетив  оккупированные со стороны Армении территории  Азербайджана. Прежде всего он дал понять, что где-то в  политической сфере, на международной арене на него  оказывается давление», — сообщил  Echo.az профессор Западного университета, политолог  Фикрет Садыхов.

«Ведь не случайно заявление,  озвученное на полях саммита в Гамбурге главами МИД  стран — сопредседателей МГ ОБСЕ, гласит, что  азербайджанские территории должны быть освобождены. А  переговоры по статусу Нагорного Карабаха потом могут  быть продолжены. Эта фраза не случайна. Фактор испуга в  армянской политической элите присутствует», — сказал Садыхов.

Помимо этого, эксперт напомнил о том, что продолжается  активное наращивание военного потенциала Азербайджана.  И апрельские события показали, что Азербайджан не  намерен мириться с оккупацией своей территории.

«Рано  или поздно этот вопрос прорвется, как нарыв. И  завершится тем, что мы освободим захваченные со стороны  Армении наши территории», — добавил Ф.Садыхов.

Кроме того, политолог отметил, что речь может также идти  об экономических сложностях.

«Армения практически  находиться в плотном «кольце». Это также отражается и на  населении Нагорного Карабаха. Армения находится за  пределами всех региональных проектов, у нее закрыта  граница с Азербайджаном и Турцией. Естественно, что  все это сказывается на социальном и экономическом  положении населения. Это серьезный фактор, который  необходимо всегда поддерживать на должной высоте. Но у  них не получается. И, видимо, не получится в ближайшие  годы», — подчеркнул Ф.Садыхов.

Одновременно эксперт напомнил о том, что президент  Армении, после того, как встретится и проведет  переговоры в рамках Минской группы, часто посещает  оккупированные территории Азербайджана.

«Ему нужно  успокоить проживающих там, они устали и сыты  саргсяновскими обещаниями об «окончательном» решении этой  проблемы». У них ничего не получается, ни с  «независимостью», ни с «признанием» со стороны  кого-либо. Все это пугает население, оно сокращается. К  тому же есть определенное давление и признание  территориальной целостности Азербайджана. Все эти  факторы в совокупности подвигли С.Саргсяна на подобные  заявления», — заключил Ф.Садыхов.

Напомним, что во время встречи с деятелями культуры  Серж Саргсян, отвечая на вопрос, почему именно сейчас он  решил посетить оккупированные территории Азербайджана,  отметил, что «это внутренняя обязанность, потому что  сейчас тот период, когда и армия, и население, и  граждане «НКР» уже должны быть готовы к трудным  временам. У армии есть много потребностей, и эти  потребности нужно оценить, потому что наши возможности  не безграничны, чтобы мы могли решить все вопросы, все  проблемы. Поэтому необходимо оценить потребности,  посмотреть — какие из них первоочередные, и решить их.»

Как напоминает Lragir, Саргсян не стал детализировать,  что имеет в виду под «трудными временами» —  социально-экономические или военные проблемы. Армянское  издание не исключает того, что следует полагать, что  проблема — в обеспечении армии в условиях истощения  ресурсов.

К такому выводу приводит и проект «1000  драмов», который в эти дни обсуждается в парламенте  Армении. Lragir также напомнила о том, что Саргсян  поехал параллельно встрече глав МИД ОБСЕ в Гамбурге, в  ходе которой прозвучали определенные заявления по  Карабаху.

«Таким образом, Гамбургская встреча  констатировала этап заморозки карабахского  урегулирования в условиях несогласованности и  противоречий. В этих «новых» старых условиях Армении  остается только укреплять Вооруженные силы и готовиться  к новым авантюрам. Как показал апрель, общество так или  иначе готово, но готова ли правящая система? В апреле  ее сначала не было слышно, а потом на поверхность  всплыли ее преступления против армии и государства.  Серж Саргсян говорит о трудных временах. Все имеет свою  цену, но готова ли власть заплатить эту цену, или она  прикроется 1000-драмовой «индульгенцией»?» — подчеркивает  Lragir.

В свою очередь, другое армянское издание, ru.1in.am,  также задается вопросом: а не являются ли все эти  заявления и готовности к трудным временам всего лишь  предвыборным трюком, уловкой, для того, чтобы перед  выборами удерживать общество в психологических оковах,  под моральным прессом?

«Тем более, если ясно, насколько  чувствительно общество в вопросе судьбы  государственности, вызовов, и насколько ответственно и  щепетильно — в отличие от правящей системы. Эти, мягко  говоря, опасения может рассеять, пожалуй, только одно  обстоятельство — когда общество ясно, ощутимо и  убедительно почувствует, что власти и сами готовятся к  трудным временам, но не посредством оптимизации  общественного бюджета — это само по себе должно быть  всегда, а отвечая на эти трудности проявлением  сдержанности и смирения».

В свою очередь, независимый военный эксперт Узеир  Джафаров напомнил о том, что последние два десятка лет  Минская группа только имитировала переговорный процесс.

«Уже и нам ясно, что МГ ОБСЕ ни на что не способна и  ничего не решает. Все три страны — сопредседателя не  назвали вещи своими именами. Страна, которая совершила  агрессию, Армения не была названа страной-оккупантом. А  мы, страна, пострадавшая от оккупации, только получаем  дежурные фразы о поддержке нашей территориальной  целостности и суверенитета,» — сказал он.

«Но поддерживают нашу  территориальную целостность в каких рамках? В тех, в  рамках которой мы вступили в ООН? Есть также резолюции  Совбеза ООН, которые до сих пор не выполнены. Накануне  вступил в должность новый генсек ООН. Он наверно, также  будет озвучивать какие-либо заявления, пока не покинет  свой пост. Точно так же хитро поступил Пан Ги Мун. Одним  словом, международные структуры бессильны перед  Арменией. И в Армении уже понимают, что Азербайджан  скоро примет конкретные решения по восстановлению  территориальной целостности», — пояснил он Echo.az.

Также армян воодушевило создание совместной с Россией  военной группировкой, поэтому С.Саргсян старается любым  способом вовлечь нас в свои авантюры.

«Армения совершает  разведывательно-диверсионные действия против наших  Вооруженных сил. Пытаются вовлечь наших солдат в  различные провокации. Последняя их провокация — это  проведение военных учений на оккупированных  территориях. Они, с одной стороны, клянчат по всему миру  деньги для сепаратистов, а с другой, проводят военные  учения,» — сказал Джафаров.

«С.Саргсян знает, что долго терпеть все  это мы не намерены, поэтому и заявил, что в принципе  переговорный процесс остановлен. А народ и армия должны  быть готовы к «трудным временам». А такое трудное время  для них скоро наступит. Как бы ни было тяжело нам, мы  освободим свои территории. А оккупанты, чем быстрее  осознают и покинут наши территории, сохранят свою  жизнь. В противном случае, мы не будем слушать ни  Россию, ни США, ни Францию, либо иные международные  структуры, которые за последние 20 лет доказали свою  недееспособность. И не смогли вынудить Армению  освободить наши территории», — добавил У.Джафаров.

Хотя обстановка на линии фронта не так уж и сложная,  тем не менее, происходят серьезные события, которые в  любой момент могут перерасти в крупномасштабные боевые  действия, добавил военспец.