НУРАНИ
Книги о разведчиках вызывали интерес читательской аудитории всегда: захватывающий сюжет, главный герой, умный, проницательный, смелый, да еще и пользующийся невероятным успехом у дам… А для аудитории «за железным занавесом» эти книги были еще и таким нечаянным окошком в «жизнь за бугром».
Разведчикам было несподручно вынюхивать секреты американских спецслужб где-нибудь в Мытищах — они прогуливались по Елисейским полям или по берегам Женевского озера, назначали встречи своим агентам в самых шикарных ресторанах Лондона и Нью- Йорка… Одна беда: описывать все это приходилось, скажем так, «не с натуры». Те писатели, которые поосторожнее, переносили действие в вымышленные страны, где был уже полный простор для авторской фантазии. Другие предпочитали разворачивать сюжет в узнаваемых и «раскрученных» городах.
А потом… «железный занавес» рухнул. Лондон, Нью-Йорк, Женеву и Стамбул стало возможно увидеть не только глазами ведущего «Клуба кинопутешественников» Юрия Сенкевича. И внезапно выяснилось, что, кроме всего прочего, авторы многих этих книг, живописуя нам приключения «бойцов невидимого фронта» где-то в дальних странах, как бы это помягче выразиться, «не владели темой». Что улицы в Женеве, рестораны в Лондоне и отели в Нью-Йорке и расположены не там, и называются не так, и ясно, что описывали нам их люди, которые — не по своей вине, конечно! — сами эти города видели разве что в репортажах советских журналистов-международников.
И что и советские разведчики, и их противники из ЦРУ в жизни совсем другие. Да и работают разведки, спецслужбы, не говоря уже о политических институтах, совсем не так. Впрочем, от литературы трудно требовать полной достоверности. Особенно если эта литература создавалась за «железным занавесом». Да и действует здесь известный, хотя и не очень афишируемый, принцип «Не любо — не слушай, а врать не мешай», то есть, в ситуационном контексте, «не нравится — не читай, но остальным удовольствия портить не надо».
Во всяком случае, не стоит относиться к этим детективам как к документальному исследованию, туристическому путеводителю и тем более пособию по изучению работы разведчиков, политиков и т.д. Но вот как быть, если такие «ляпы» допускают уже не в детективной литературе, а в жизни? Да еще в таком вроде бы уважаемом учреждении, как МИД России?
Между тем события развиваются именно так. Глава этого ведомства Сергей Викторович Лавров собственной персоной вполне официально, «на камеру» и «под диктофон», заговорщическим тоном поведал: оказывается, в ЕС существует письменная инструкция об употреблении определенных терминов при упоминании России. В ней есть «аннексия Крыма» и «оккупация Донбасса», и Москве известно о ее существовании.
«Не думаю, что открою большой секрет, если скажу, что нам известно о наличии в Евросоюзе письменных инструкций о том, как каждая страна, включая страны — кандидаты на вступление, должна публично высказываться при любом упоминании о РФ», — цитировали Лаврова околокремлевские СМИ.
«Там записано, что абсолютным обязательством всех этих стран надо произнести, как мантру, термины «аннексия Крыма», «оккупация Донбасса» и т.д. Очень похоже на то, что эта инструкция обязательна к исполнению», — пояснил министр. Коронного лавровского «дебилы!» с добавлением популярного «русского артикля» на сей раз не прозвучало. Но эффект тем не менее оказался оглушительным.
Речь шла не о пародии на Лаврова на одном из многочисленных страниц политического юмора — Сергей Викторович заявил это на полном серьезе. Очевидно, глава МИД РФ уверен: без соответствующей «методички» европейские политики сами не разберутся, что Россия аннексировала Крым, а на Донбассе воюют вовсе не «шахтеры», а российские солдаты из регулярных воинских частей, которые формально находятся «в отпуске».
То, что почти что четверть века признавала Крым украинской территорией, но как только в Киеве (и не без участия самой же России) возник «вакуум власти», тут же направила на захват этого полуострова своих «вежливых людей», а затем после весьма неубедительного «референдума» объявила Крым частью своей территории, что ЗРК «Бук», из которого сбили малайзийский «Боинг», затруднительно «купить в любом универмаге», что, наконец, президент Украины Петр Порошенко демонстрировал на конференции в Мюнхене паспорта и военные билеты россиян, воевавших на востоке Украины — все это, по мнению Лаврова, не заслуживает внимания.
А вот «методичка», о которой узнали коллеги Путина по его «первой» профессии — это, по предоставлениям Сергея Викторовича, должно убедить всех и вся, будто бы жесткое противодействие агрессивной политики РФ — это не логичная реакция Европы на эту самую политику, а чья-то, как писали в советские годы журналисты, «идеологическая диверсия».
Более того, глава МИД искренне уверен: официальная позиция той же Польши или, скажем, Нидерландов формируется исключительно по «методичке». Вот наблюдали в Европе за «зелеными человечками» в Крыму как за голливудским боевиком, но тут спустили им сверху «ценное руководящее указание» — и готово.
А не было бы указания, так и не реагировали бы. Правда, не понятно, кто эту «методичку», по представлениям Лаврова, писал и составлял. Словом, осталось только поинтересоваться, сам ли Сергей Викторович собственной персоной или кто-то рангом пониже пишет «методичку», скажем, для Захаровой с подробными инструкциями, как танцевать «Калинку» или же после того, как в Украине переименуют Днепропетровск в Днепр, заявить в соцсетях, что она-де волнуется за Херсон?
Или же спросить, читал ли господин Лавров…ну хотя бы «Правду» в советские годы, где все сообщения о саммитах НАТО или «Общего рынка», из которого «вырос» сегодняшний ЕС, начинались с дежурной фразы: «В обстановке острых разногласий прошла встреча руководителей стран Запада…» Если политика строится по «методичке», то разногласий не может быть априори. Это аксиома. Только вот в реальности важно другое: «ляпсус» у Сергея Лаврова случился прямо-таки по Фрейду.
Своими детективными сказками о «еврометодичке» Сергей Викторович не столько выявил собственные представления о том, как, по мнению МИД РФ, «крутятся колесики» в европейской политике, но и показал, хотя и невольно, как строится эта самая политика в самой России. Нет, дело даже не в «профессиональной деформации». Напомним: как уже указывалось в прессе, в том числе и в нашей газете, многие специалисты в области психологии труда полагают, что политики, попав в кризисную ситуацию, подсознательно возвращаются к своей «первой» профессии.
То есть персоны, пришедшие в политику из адвокатского мира, ищут юридические объяснения и лазейки, политологи строят версии, а разведчики то ли ищут чьи-то происки, то ли пытаются решить все проблемы с помощью «спецопераций». Но на сей раз процесс куда масштабнее.
Во-первых, в Москве, похоже, уверены: союзнические отношения между независимыми странами должны строиться именно так, с «ценными руководящими указаниями» и «методичками», которые «спускают» из первопрестольной в столицы формально независимых государств. Именно так формировались отношения Москвы со странами Восточной Европы во времена СССР. Теперь точно так же Москва пытается действовать на постсоветском пространстве, и не только на постсоветском пространстве.
А результат оказывается вполне предсказуемым. На основе своих представлений о «методичках» и «ценных указаниях» уважать интересы и даже границы других государств, в том числе тех, чьи отношения с РФ никоим образом не «натянуты», в Кремле, на Смоленской площади и на Арбате считают для себя излишним. А такая уверенность в политике обходится слишком дорого: в других столицах демонстративного пренебрежения собственными интересами и границами со стороны РФ могут не понять и не потерпеть.
И ответить. Недавний кризис в отношениях с Турцией — пример на все времена. Так что известное российское «Боятся — значит, уважают!», быть может, для кого-то и звучит эффектно, но в реальности является самым надежным способом получить в ответ такие шаги, после которых остается только вопить об «ударе в спину».
Чтобы, пардон, не констатировать «пинок пониже спины» — это только кажется, что со «сверхдержавой» так поступить не получится. А во-вторых, лавровская «евроконспирология» не оставила сомнений: в Москве, будь то Кремль, «Арбатский военный округ» или Смоленская площадь, не считают границы новых независимых государств чем-то достойным внимания и уважения. И так в этом уверились, что теперь никак не могут взять в толк, что в той же Европе границы той же Украины признают и уважают.
А тем более никто не решится признать вслух такое вот «расхождение позиций» между Москвой и странами Запада. Вот и остается изобретать конспирологические теории о «методичках». Только вот, судя по уверенности Москвы, кое с кем эти «политтехнологии методичек» работают исправно — так, как, к примеру, с Арменией.
Нет, спешно переименовывать Республиканскую партию Армении в «Единую Армению» здесь не стали, но вот Следственный комитет вслед за РФ учредили. В поддержку РФ в Сирии выступили. Против Украины в ООН послушно проголосовали. Список можно продолжать.
И вот тут уже не получится не задать другой вопрос: оккупацию азербайджанских земель Ереван тоже продолжает в соответствии с российской «методичкой»? А вот «методичку» с требованиями вывести войска с чужой территории в Москве для Еревана не составили? Впрочем, любому, кто отслеживает политику России и знает, что такое «крымнаш», должно быть понятно: в Москве к границам примерно так же, как солдаты Гитлера на известных кадрах хроники, где они без особых церемоний «разворачивают» польский пограничный шлагбаум.
Самое время составить, если уж кому-то полюбилось это советское выражение, «методичку» уже для российских политиков с разъяснениями, что чужие границы и чужую территориальную целостность надо научиться уважать, пока еще за это неуважение не пришлось расплачиваться. Правда, внимать советам из-за рубежа в Кремле считают для себя излишним.
Не зря же Владимир Путин заявил в своем послании Федеральному собранию РФ: «Заказные информационные кампании, изобретение и вброс компромата, менторские поучения всем уже порядком надоели. Если потребуется, мы и сами кого угодно можем поучить». Только вот здесь лучше помнить: уважать чужие границы учат, как правило, не «информационными кампаниями» и не методичками, но и при помощи санкций. Пока — пока! — Запад не перешел к более жестким методам давления.
Но достаточно сравнить практически нулевую реакцию на Карабах, Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье с тем, каким оказался ответ на Крым, чтобы понять: с благодушием покончено. И сопротивление действиям РФ будет нарастать, причем по всем фронтам. Правда, не факт, что это отражено в кремлевских «методичках для своих».