Юрий Бочаров, политолог (Израиль), член правления ассоциации Израиль-Азербайджан — «АЗИЗ»
Азербайджанскую республику и Государство Израиль связывают давние и очень дружеские отношения. Израиль был одним из первых государств, признавших независимость Азербайджана. Дипломатические отношения между нашими странами были установлены в апреле 1992 года, а уже в августе 1993 года Израиль открыл в Баку свое посольство.
С этого момента между странами начался обмен как политическими, так и экономическими делегациями на самом высоком уровне. За этот период в Азербайджане побывали и президент Израиля Шимон Перес, и премьер-министр Биньямин Нетаньяху, и ведущие министры государства Израиль, такие как министр МИД Авигдор Либерман, министр связи Моше Кахлон, министр обороны Моше Яалон и ряд других.
В Баку неоднократно бывали депутаты израильского парламента (Кнессета), представители израильской общественности, прессы и, естественно деловых кругов. Подавляющее большинство делегаций было принято на самом высоком уровне. Уже первые израильско-азербайджанские переговоры послужили началом развития двусторонних отношений.
Торгово-экономические взаимоотношения, подкреплённые партнерством на самом высоком уровне, развивались столь динамично, что Азербайджан был признан стратегическим партнером Израиля.
Стоит отметить, что это был двусторонний интерес. За эти годы в Израиле побывали министры сельского хозяйства, экологии, транспорта, спорта и туризма Азербайджана. С официальными визитами в Израиле так же побывали Кемаледдин Хайдаров, глава МЧС Азербайджана и министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедьяров. В Израиле регулярно принимают азербайджанских парламентариев, курирующих вопросы взаимоотношения между странами и диаспорами.
Вопросы взаимодействия с выходцами из республики находятся на постоянном контроле со стороны комитета по работе с диаспорой Азербайджана. Сегодня в Израиле проживает почти стотысячная община выходцев из Азербайджана, их многие из которых уже играют активную роль в израильской политике и экономике. Стараниями выходцев из Баку в Израиле уже десять лет на общественно-политической ниве трудится международная ассоциация Израиль-Азербайджан «АЗИЗ», благодаря которой в израильском парламенте сформировалась дружественная депутатская группа «Израиль-Азербайджан», которую в свое время возглавлял также выходец из Баку, депутат парламента Йосеф Шагал.
В израильском парламенте (Кнессете) активно действует азербайджанское лобби, регулярно дающее отпор армянскому экстремизму и блокирующее все попытки армянской диаспоры протащить в Кнессете закон о признании армянского геноцида в Турции.
В то же время стоит отметить, что в Израиле активно действует и армянская церковь, и различные, хорошо профинансированные общиной армянские центры, которые постоянно поднимают тему признания «армянского геноцида». А противостоят им лишь активисты «АЗИЗ», опирающиеся в основном на моральную поддержку из республики. Естественно, что вопросы противоставления армянскому экстремизму должны решаться не на уровне общественности, а по линии МИДа.
Как ни странно, но только четыре республики СНГ до сих пор не имеют своего официального представительства в Израиле: Киргизстан, Таджикистан, Армения и Азербайджан. Но если у первых трех вопрос скорее всего упирается в экономику, то Баку уже пора определиться со своей позицией в регионе, невзирая на недовольство и протесты со стороны ряда соседей. Тем более, что руководство республики четко дало понять, что не будет идти на поводу чужих представлений о региональных проблемах и намерено и дальше налаживать отношения с дружественным Израилем, исходя из собственных национальных интересов.
На мой взгляд, диппредставительство Азербайджана в Израиле поможет вывести и торгово-экономические взаимоотношения между нашими странами на новый уровень, ведь не секрет, что при вроде очень солидной цифре товарооборота он носит слишком однобокий характер. С одной стороны, позиции Азербайджана в сфере поставок в Израиль нефти близки к доминирующим. По косвенным данным, в последние годы азербайджанская нефть покрывала более чем треть внутренних потребностей Израиля, а это уже суммы в пару миллиардов долларов.
С другой стороны, Азербайджан — один из основных партнеров израильской военной промышленности. Причем Азербайджан приобретает у Израиля самое последнее оружие, что не каждая страна может себе позволить. В соответствии с ранее достигнутыми договорённостями армия Азербайджана получила израильские беспилитники, противокорабельные ракеты, зенитно-ракетные комплексы и радиолокационные станции раннего обнаружения целей. И как показали недавние события, не только получила, но и сумела воспользоваться ими наилучшим образом. Общая стоимость военных поставок в республику измеряется также в миллиардах долларов, что, видимо, пропорционально поставкам нефти в Израиль.
Мне несколько трудно оценить данный товарооборот между странами, так как в связи с особенностями израильского статистического отчета, связанного с «секретностью», ряд показателей в нем отсутствует. Так, в частности, специфика взаимоотношений с различными поставщиками нефтепродуктов привела к тому, что в отчете не указывается страна-экспортер, а только объем продукции. И, естественно, что из большинства отчетов исключены разделы «поставка оружия и боеприпасов».
Однако все другие параметры товарооборота приведены более чем скрупулёзно. И тут надо отметить явный провал. Так, по данным израильского статистического отчета, в 2015 году в Азербайджан было экспортировано продукции «всего» на 129,5 миллиона долларов. В том числе на 43 млн. долларов механических приборов и компьютеров, на 32 млн. долларов изделий из алюминия, 15 млн. долларов машин и оборудования, и остальное по мелочам.
В то же время из Азербайджана в Израиль было поставлено товара лишь на 2,5 миллиона долларов. На 1,5 млн. долларов машин и механических приборов, на 0,5 млн. долларов продуктов питания и аж на тысячу долларов музыкальных инструментов. Все это еще раз говорит о том, что торгово-экономический потенциал между нашими странами реализован не в полной мере. И тут открывается широкое поле деятельности. Не секрет, что продукция с маркой Made in Israel ценится во всем мире, но по известным причинам не продается напрямую в большинстве стран Ближнего Востока. Хотя рынок там более, чем большой.
На мой взгляд, Азербайджан мог бы стать мостом между нашими странами, открыв на своей территории совместные предприятия с ведущими израильскими компаниями по выпуску различного рода сырья и оборудования по израильской технологии. Здесь есть большие перспективы по выпуску установок по опреснению как морской, так и загрязнённой воды, оборудования для солнечной энергетики, приборы электроники, коммуникаций.
Есть большой потенциал для развития сельского хозяйства, информационных технологий, фармацевтического сектора, а нынешнее состояние с ценами на нефть и газ является отличной возможностью диверсифицировать экономику. Израиль заинтересован в Азербайджане развивать отношения в сельском хозяйстве, информационных технологиях, коммуникациях и фармацевтике.
Не полностью реализован потенциал для обеих стран в области туризма и здравоохранения. Сегодняшняя ситуация очень уникальна для двух стран. Как в свое время Петр Первый «прорубил окно» в Европу, так и сегодня президент Азербайджана уважаемый Ильхам Алиев может «прорубить окно» на Ближний Восток для Израиля.
При этом «окно» будет на территории Азербайджана, через которое сможет пройти новый караванный путь из Израиля в Персию. Все эти перспективы открываются в связи с визитом премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху.
Безусловно, у наших стран прекрасные отношения, и я считаю, что личная встреча между лидерами двух государств — президентом Азербайджана и премьер-министром Израиля — имеет большое значение для развития двусторонних отношений между странами.
Прямые взаимоотношения между лидерами такого высокого уровня всегда дают не только возможность поднять все нерешенные вопросы как в политической сфере, так и в экономике, но и найти приемлемое для сторон решение. На мой взгляд, визит Биньямина Нетаньяху даст правильный сигнал именно для частного сектора и здесь, и в Израиле. Главное, чтобы он был услышан.