Культура и Общество, Эхо

Драгоценный изумруд Гейгеля

goygol-bulanovaО.БУЛАНОВА

Сегодня нам бы хотелось предложить очередное путешествие по  Национальным паркам нашей страны. Мы едем на Гейгель.  «Жемчужина Азербайджана», «Азербайджанская Швейцария» —  как его только не называют! Удивительное, ни на что не  похожее место, спрятанное в горах на высоте более 1600 м.

Рассказывают, что когда на Гейгель приехали швейцарцы, они  остановились, пораженные открывшимся видом, и сказали  фразу, которую можно перевести примерно так: «Наша  Швейцария отдыхает!»

Не знаю, в Швейцарии не была, но сколько раз ни посещала  Гейгель, включая поездку в этом ноябре, столько раз замирала в  полном восхищении. Как, видимо, и те швейцарцы.  Неповторимая красота изумрудного озера Гейгель очаровывает  с первой секунды, завораживает своей первозданной прелестью.  День был не то чтобы пасмурный — сами знаете, какая нынче  осень.

Пока добралась до места, небо вроде развиднелось,  проглянуло несмелое солнышко. Впереди были кусты,  невысокие деревья… За кустами — горы. Обычный пейзаж,  ничего особенного. Если не знать, что за теми кустами.  А за теми кустами на меня смотрело огромное озеро. Именно  смотрело. Голубым оком. Над озером стелился чуть видимый  туман, который потом прямо на глазах рассеялся, и  темно-зеленые с золотыми пятнами осенней листвы стоящие вокруг  горы вынырнули из его глубины. Над озером возвышался Кяпаз,  легендарная гора, причастная к тайне рождения озера.

Озеро стало пронзительно голубым, очень ярким. И даже сверху  было видно, каким прозрачным. И одновременно темным,  тяжелым. И безумно, восхитительно, неприлично красивым.  Кстати, фото, которое иллюстрирует этот репортаж, сделано с не  совсем привычной точки. Так Гейгель практически не  фотографируют — существуют «канонические» точки съемки. Но  мне всегда хотелось чего-то необычного…

Такое чувство, что сотворил это чудо великий художник, не упус-  тив из виду нечего, никакой мелочи, которая могла бы сыграть  на общее впечатление.  Здесь и горы, покрытые коврами лугов, и густые леса, и  прозрачный звенящий воздух, и зеркальная гладь воды,  отражающая испуганно озирающегося оленя, и скалистая  вершина горы Кяпаз с вечными проплешинами снегов, как ве-  нец завершающая величественную картину этого легендарного  места.

Оно действительно овеяно кучей легенд и преданий. Не буду их  сейчас здесь приводить, чтобы заинтриговать будущих  путешественников. Расскажу реальную историю. Начнем с того,  что Гейгель имеет дату рождения. Совсем как человек!  Сие знаменательное для всего человечества событие произошло  30 сентября 1139 г.

В тот год случилось катастрофическое  землетрясение, и один из чудовищных толчков сорвал вершину  горы Кяпаз, разнес ее в мелкие кусочки, лавиной обрушил в  ущелье реки Агсу и запрудил ее.  Так и образовалось это прекрасное озеро. При длине в 2500 м и  около 600 м в ширину (79 га) оно имеет фантастическую  глубину — 98 м! Его воды холодны и прозрачны. Самое  интересное, что их можно пить, это одно из самых чистых озер в  мире! Но и одно из самых опасных!

Лучше в нем не купаться,  не известно, чем это может кончиться. Все-таки глубина  нешуточная!  Система озер этого края довольно велика, всего их  насчитывается около 19 штук. Но крупные можно пересчитать по  пальцам. И, конечно же, мне захотелось посмотреть озер как  можно больше — до этого я видела только Гейгель и Маралгель.  И я полезла вверх.

На машине туда уже не пробраться, и  какие-то добрые люди давным-давно соорудили лестницу в 296  ступенек. Без нее никак не заберешься на высоту почти в 2000 м.  Пока лезешь, можно забыть, как тебя зовут.  Но когда выйдешь к Маралгелю, то понимаешь — лезли не зря!  Маленькое, существенно меньше Гейгеля, всего 23 га, оно  скрывалось частично за «поворотом» скалы, частично в лесах, в  основном из дуба и граба, и ласково плескалось о песчаный  берег своей чистейшей водой.

Забегая вперед, скажу, что когда мы со спутниками лезли с  риском для жизни вдоль его крутых берегов по козьим тропам,  чтобы посмотреть третье, Медвежье озеро, только воды  Маралгеля и спасли нас от неминуемой смерти от усталости и  жажды.  Устали мы, потому что карабкались вверх по таким камням,  что если бы нам показали эту тропу в начале пути, мы бы  покрутили пальцем у виска и сказали: «Н-е-ет, мы уж тут, на  бережку посидим! Нам свои головы еще дороги!» А жажда — это  от бестолковости: воду с собой надо брать!

Там, у Маралгеля, уже нет той цивилизации, которая добралась  до Гейгеля и устроила вокруг него смотровые площадки,  чайханы и т.п., о чем расскажу ниже. (Что, кстати, на мой взгляд,  разрушило в некоторой степени очарование места.) Последняя  «цивилизованная» точка общепита — у подножия лестницы.

К Маралгелю цивилизация вряд ли доберется, поэтому есть  шанс увидеть в дикой природе марала — благородного оленя.  Очень он любит это место. И водички из него попить, и  искупаться.  Мне один раз довелось его увидеть — несколько лет назад, на  противоположном берегу озера. Величественный зверь гордо  входил в воду, собираясь принять ванну.

Ему все равно, что  глубина этого озера была еще больше, чем глубина Гейгеля — 99  м!  Проплыв метров пять, он услыхал наш восхищенный вопль  (акустика-то великолепная!) и тут же скрылся в чаще. Легендар-  ное животное! Как и с джейраном, у нас с маралом нередко  сравнивают красивую и стройную девушку.  А вот Медвежье озеро, когда мы, наконец, с риском для жизни  все-таки добрались, нас обмануло.

В том смысле, что название  обещает медведей, но медведь был, наверное, занят какими-то  своими важными медвежьими делами и проигнорировал наше  присутствие.  Обмануло и своим размером — оно оказалось маленьким, не  очень-то и интересным. Так что лезть к нему по козьим тропам  необязательно… И без него в Гейгельском Национальном парке  есть на что посмотреть.  Открылся он в 1925 г. — как самый первый в Азербайджане  заповедник.

Потом был упразднен и вновь открылся в 1965 г.  Национальным парком стал в 2008 г., и площадь его была уже в  два раза больше, чем в 1925 г.  Основной целью его создания — было сохранить в  неприкосновенности живописнейшую природу и животный мир  этих мест. Площадь парка немаленькая — 7,1 тыс. га. На этой  площади небольшое государство уместить можно, не то что  Национальный парк!

Половину площади занимает реликтовый лес, который, кстати,  сильно пострадал из-за смерча, пронесшегося здесь 5 марта 2004  г. Сейчас Национальный парк занимается охраной и изучением  типичных ландшафтов и фауны Малого Кавказа, обеспечением  сохранности чистоты вод уникального Гейгеля как источника  питьевой воды, а также реаклиматизацией благородного оленя.

Кроме марала, в лесах Гейгеля обитают косуля, барсук, заяц,  каменная и лесная куница, кеклик. Особо выделяется подвид  закавказских бурых медведей, занесенных в Красную Книгу,  кавказский тур, лесной кот, улары каспийские и горные козлы.  (Те самые, наверное, по тропам которых мы пробирались к  Медвежьему озеру.)  Встречаются рысь, выдра, шакал, волк, большие скопления  образуют летучие мыши, есть поселения дикобраза, нутрии.  Здесь гнездится более 50 видов птиц.

На Гейгеле можно  спокойно любоваться лебедями, их там теперь довольно много.  Особый интерес вызывают занесенные в Красную Книгу  каспийский удар и каменная куропатка. В водоемах  Национального парка водится озерная и ручьевая форель.  Флора парка состоит из 420 видов растительности, в том числе и  знаменитый и очень популярный у нас чабрец. Попробовав чая с  гейгельским чабрецом, понимаешь, что с таким чаем ничто не  сравнится!  Кстати, недалеко есть заповедник «Эльдарская сосна», бывший  филиал бывшего Гейгельского заповедника.

Занимается он  охраной и изучением единственной в мире естественно  произрастающей рощи засухо- и солеустойчивой эльдарской  сосны.  Находится он в Элляроюгу в Самухском районе на  возвышенности Джейранчель (судя по названию, здесь когда-то  бегали джейраны), в междуречье Куры и Габыры.  Сейчас этой сосной засаживают склоны засушливых территорий,  а также озеленяют города республики. Очень полезное  оказалось это дерево. И очень красивое!  Но вернусь к путешествию. Переждав дождь, мы поехали  обратно. По дороге страшно обрадовались, что удалось  полюбоваться Кяпазом.

Как рассказали местные жители,  обычно эта прекрасная вершина нечасто балует зрителей своим  величием, предпочитая кутаться в пелерины облаков. Высота  горы, между прочим, 3066 м.  Сейчас посещение Национального парка уже не сопряжено с  таким сложностями, как еще лет десять назад, когда вход туда  как в заповедник был строжайше запрещен. С лета прошлого  года экологический туризм здесь процветает вовсю! На  северном берегу озера есть даже курорт.  Среди новшеств — три так называемых точки самообслуживания.  Можно приехать, арендовать беседку, мангал, шампура, самовар  и отдыхать, сколько душе угодно.

Рядом с беседками есть  водопровод, туалет, мусорные баки.  Для тех, кому не хочется возиться самому, работают пять  ресторанов. Цены, в общем, приемлемые, от Баку не сильно  отличаются. Так, например, садж стоит 15-20 манатов.  Стоимость посещения территории Гейгельского Национального  Парка составляет 2 маната, детям до 6 лет вход бесплатный,  инвалидам Карабахской воны 25-процентная скидка.

Комплекс  открыт с девяти утра до восьми вечера. Иногда до десяти — если  туристов и отдыхающих много.  Но т.к. в Национальном парке ведется природоохранная работа,  маршруты, по которым туристы могут перемещаться, четко  обозначены. С ними можно ознакомиться в информационном  центре.  Есть и определенные правила поведения на территории парка.  Так, нельзя привозить с собой животных, купаться в озере.

И  даже не потому, что можно утонуть, а потому, что озеро это —  своего рода стратегический объект: служит источником  питьевой воды для Гянджи.  На территории нельзя мусорить (имеется предостаточное  количество мусорных баков). За чистотой и порядком следят  специальные «дружинники» и за нарушение могут оштрафовать.  Но, видимо, мало штрафуют или штраф небольшой, потому что  несознательные граждане так и норовят выкинуть бытовой  мусор, объедки, пакеты и бутылки или под кусты, или даже в  озеро. Обидно, честное слово! Такую красоту не жалеют…

Забыли, видимо, что совсем недавно они даже мечтать не могли  о посещении подлинной жемчужины Азербайджана и  любовались Гейгелем лишь на фотографиях!  К сожалению, таких вот несознательных граждан оказывается  так много, что Гейгельский Национальный парк вынуждены  иногда закрывать на сутки — для очистки от мусора.

В такие дни  вход в него закрыт.  Еще один запрет на территории парка — это подъезд к берегу  озера на автомобиле. Вообще-то въезд на территорию парка на  авто разрешен, потому что от входа до озера — километров семь.  На пропускном пункте все номера машин, а также количество  пассажиров записывают. Если не хотите пользоваться на  территории парка машиной, ее можно поставить на стоянку.

Стоянка дешевая — один час стоит 50 гэпиков. Контроль времени  — по билету, который выдается при въезде в паркинг.  Добраться до Гейгельского Национального парка можно либо  на автомобиле (часов за шесть), либо на поезде до Гянджи  (самый дешевый билет в плацкарте стоит манатов 8-9 в  зависимости от поезда), далее до Гейгельского автовокзала за 20  гяпиков.

Оттуда, говорят, есть специальные маршруты, но я их  не видела, ничего сказать по этому поводу не могу.  Гарантированно можно доехать на такси манатов примерно за 10.