Эльдар ЗЕЙНАЛОВ
Среди нескольких дел, по которым Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) начал переписку с правительством в ноябре этого года, всплыло полузабытое дело молодежного движения Yeni Fikir, созданного в 2004 году Партией народного фронта Азербайджана.
В августе 2005 года Генеральная прокуратура Азербайджана предала гласности обвинение против руководителя упомянутого движения Руслана Баширли и двух его заместителей — Саида Нури и Рамина Тагиева, которое потянуло на статью 278 Уголовного Кодекса (насильственный захват власти).
По данным следствия, 28-29 июля 2005 года Р.Баширли и заведующий отделом спорта Yeni Fikir Осман Алимурадов посетили Тбилиси для обмена опытом с грузинскими коллегами. Там они якобы встречались с армянами, от которых получили 2000 долларов на организацию беспорядков на митингах или нарушение режима прекращения огня на фронте.
Далее, Алимурадов получает видеозапись встречи и копии расписки в получении денег и по возвращении в Баку относит их в Генеральную прокуратуру.
К личности «армян», содержанию переговоров, происхождению видеозаписей, заявлениям о пытках во время следствия и пр. аспектам этого дела было немало вопросов еще тогда. Не сняты они были и во время суда, часть которого проходила в закрытом заседании.
Как бы то ни было, 12 июля 2006 года Суд по тяжким преступлениям приговорил Р.Баширли к 7 годам лишения свободы, а его заместителей: Рамина Тагиева — к 4 годам лишения свободы и Саида Нури — к 5 годам условно с испытательным сроком 3 года. 28 сентября 2006 г. и 14 августа 2007 г. приговор был поддержан соответственно, Апелляционным Судом и Верховным Судом.
В период следствия на активистов движения Yeni Fikir были нападения «возмущенной общественности» в Баку и Нахчыване. Было давление и на семью Р.Баширли. Все это привело к тому, что накануне прошедших в ноябре 2005 г. выборов задуманная как копия предвыборных «оранжевых» молодежных организаций Yeni Fikir прекратила существование.
В 2006 г. тяжело больной С.Нури эмигрировал в США и в 2011 г. принял американское гражданство. 15 марта 2012 г. Р.Баширли был освобожден по помилованию. Неделю спустя Р.Баширли отозвал из Евросуда свою жалобу (no. 32066/07). А в ноябре дошла очередь до очередной жалобы по этому же делу (no. 55067/07), поданной отдельно Р.Тагиевым.
Задержанный 14 сентября 2005 г. Тагиев пожаловался на то, что доставлялся на суд в наручниках и содержался в зале суда в металлической клетке. Во время перерывов в слушаниях его помещали в камеру в подвале суда, которая не вентилировалась и в целом была в очень плохом состоянии.
По мнению заявителя, это нарушало статью 3 Европейской Конвенции по правам человека («запрещение пыток»). Сам суд по существу был закрыт для публики, т.к. родственники Тагиева, журналисты и обычная публика в зал заседаний суда не допускались. До суда множество чиновников сделали публичные заявления об уголовном деле, а телевидение передавало тенденциозные сюжеты, настраивая общественность против обвиняемых.
Соответственно, были нарушены статьи 6 (право на открытое слушание) и 6-2 (презумпция невиновности) Конвенции. В этой связи ЕСПЧ направил сторонам дела, в первую очередь, правительству, ряд вопросов («коммуницировал жалобу»).
Кроме того, запрошены видеозаписи и тексты заявлений в СМИ, а также копии всех обращений и жалоб, сделанных заявителем на всех этапах уголовного дела по затронутым темам; апелляционной и кассационной жалоб; решений суда, касающихся публичности заседаний, а также других уместных решений и официальных документов.
Процедура коммуникации включает обмен аргументами сторон через ЕСПЧ, который ставит вопросы и устанавливает сроки для ответов. Когда аргументы будут исчерпаны, дело поступит в Комитет или Палату Евросуда для рассмотрения по существу.
Обычно на этом этапе Евросуд предлагает сторонам свое посредничество в достижении мирового соглашения. Но если отказ Баширли от своей жалобы в ЕСПЧ сэкономил ему 5 месяцев колонии, то у Тагиева такого стимула нет. В любом случае, решение по этому делу будет вынесено не ранее 2017 года.