НУРАНИ
В Армении рапортуют об очередных успехах своей гражданской авиации. Как радостно сообщают местные СМИ, авиакомпания Armenia запускает с 16 декабря первый рейс Ереван-Воронеж.
Как сообщает пресс-служба авиакомпании, стоимость авиабилетов на рейс начинается с 49 евро (около 25 тыс. драмов) в одном направлении. Еще раньше пресс-служба воронежского аэропорта информировала, что перелеты будут осуществляться на «Боингах 737-500» два раза в неделю — по вторникам и пятницам.
Запустить регулярные рейсы по этому маршруту авиакомпания Armenia планировала еще в октябре, однако на согласование документации перевозчику потребовалось больше времени, чем предполагалось изначально. Напомним: авиакомпания «Армения» — это новый национальный авиаперевозчик, которого здесь создают после оглушительного банкротства авиакомпании «Армавиа».
Основателями авиакомпании Armenia являются Ашот Торосян (51% акций), Тамаз Гаиашвили (25%) и Роберт Оганесян (24%). Причем Гаиашвили является основателем и бывшим председателем Совета директоров грузинской авиакомпании Airzena, а Роберт Оганесян — его бывший заместитель.
До «Армавиа» статус национального перевозчика имели «Армянские авиалинии», но они еще раньше «сложили крылья» по причине финансовых неурядиц. Теперь вот в Ереване пытаются «поставить на крыло» Air Armenia. Но вот насколько успешно — вопрос открытый.
Напомним: некоторое время назад в Армению начал осуществлять регулярные рейсы российский лоукостер «Победа». Его самолеты летают не в Ереван, а в Гюмри, но тем не менее на российских направлениях «Победа» укладывает армянских конкурентов на обе лопатки.
Во всяком случае, еще несколько дней назад, по сведениям Aysor.am, президент и учредитель авиакомпании «Армения» Тамаз Гаиашвили в ходе встречи с журналистами заявил, что в Армении в сфере авиаперевозок царит недобросовестная, даже криминальная конкуренция.
«У нас было много планов, которые остались нереализованными, поскольку в Армении в этой сфере царит недобросовестная, и даже криминальная конкуренция», — жаловался Тамаз Гаиашвили.
Коснувшись входа на армянский рынок российской авиакомпании «Победа», Гаиашвили отметил: «Мы не боимся честной конкуренции, но опять говорю, если услуга предоставляется ниже себестоимости, это уже нечестно. Что касается «Победы», то это дочерняя компания «Аэрофлота» и создана для того, чтобы вытеснить из сферы конкурентов и установить монополию».
Более высокие цены на билеты «Армении» объяснил просто: «Все знают, что аэропорт «Звартноц» — один из самых дорогих, предоставляемые услуги дорогие, топливо и т.д. Это приводит к формированию цены. А вследствие недобросовестной конкуренции есть компании, которые предлагают гражданам цены на билеты ниже себестоимости. Урегулирование этого вопроса вне нашей компетенции, сейчас действует непонятная политика открытого неба и есть необходимость в систематизации всего этого. Так что в ближайшее время мы встретимся с новым правительством и поднимем этот вопрос».
И добавил, что российские компании осуществляют в Армении мощный демпинг, чего, к примеру, нет в Тбилиси.
Добавим от себя: если значительную часть пассажиров составляют жители регионов Армении, отправляющиеся в Россию на заработки, то им все равно — из Еревана или Гюмри придется вылетать и насколько комфортным будет перелет. Во всяком случае, газета «Голос Армении» решила прочитать мораль учредителям и руководителям своего «национального перевозчика». И глубокомысленно изрекла: дескать, «…понятно, что представитель авиакомпании Armenia недовольны приходом на армянский авиарынок такой компании, как «Победа».
Но, признаться, как-то не совсем убедительно звучат претензии относительно демпинга и неравной конкуренции. Прежде всего потому, что все лоукостеры устанавливают на свои билеты фантастически низкие цены. Это отличительная черта бюджетных авиакомпаний. И антиконкурентной эта особенность не считается.
По крайней мере во всем мире классические авиакомпании нормально сосуществуют с бюджетными, предлагающими буквально смешные цены на билеты. Кроме того, если уж усматривать в появлении в армянском небе «Победы» признаки демпинга и даже «криминальной конкуренции», то эта проблема по идее должна встревожить всех авиаперевозчиков, а не только авиакомпанию Armenia.
И наконец, если все же реально проявляются признаки нарушения принципов справедливой конкуренции, то есть орган, в обязанности которого входит как раз обеспечение равных конкурентных условий на рынках: Государственная комиссия по защите экономической конкуренции. Так что аргументация жалоб АК Armenia выглядит достаточно сомнительной».
Впрочем, «Голос Армении» признает и другую реальность: » По определению новичок не может конкурировать на равных с, так сказать, тяжеловесами, старожилами авиарынка. У последних, вполне естественно, гораздо больше места для маневров (коммерческих) в любых условиях. Они всегда имеют конкурентное преимущество в виде огромного бюджета, огромного авиапарка, огромного персонала. Иными словами, тут речь идет о разных весовых категориях на одном «ринге» при наличии единых правил игры. Тут фактически неравенство заложено в самой основе рынка».
А затем высказывает главное: «Еще тогда, когда Армения только собиралась присоседиться к политике «открытого неба», было очевидно, что тем самым ставится крест на перспективах отечественной гражданской авиации.
«Открытое небо» как раз и подразумевает равные условия конкуренции между неравными соперниками. Еще тогда было очевидно, что при таких принципах рождение отечественного авиаперевозчика и его стабильное функционирование в принципе маловероятны, если не сказать, невозможны».
Правда, «присоединение к «открытому небу» принесло вполне ощутимый эффект: авиабилеты в целом заметно подешевели, увеличился пассажиропоток через «Звартноц». Но за это Армения фактически расплатилась перспективой возрождения собственной гражданской авиации. Возможно, в стандартных условиях такая сделка могла бы считаться, так сказать, взаимовыгодной.
Но вряд ли можно назвать стандартными условия, в которых живет Армения уже третье десятилетие. И вряд ли жизнь в транспортной блокаде — не повод для обязательного наличия национального авиаперевозчика, пользующегося господдержкой и преференциями…» А вот это уже серьезно. Теоретически, конечно, в Армении могут попытаться найти способ отказаться от прежней политики и «закрыть небо», чтобы помочь своему национальному перевозчику.
Но лишь теоретически. Во-первых, «закрывать небо» сегодня придется прежде всего перед российскими авиакомпаниями, а такую «вольность» в Армении позволить себе не могут.
В особенности после апрельского разгрома. А во-вторых, никуда не делись экономические реалии, в результате которых обанкротились сначала «Армянские авиалинии», а затем — «Армавиа». В самом деле, во многих странах национальные перевозчики получают поддержку от государства.
Но для той «Армении», которая авиакомпания, это несбыточная мечта, а для той Армении, которая страна, — непозволительная роскошь. Денег на такую поддержку банально нет.
Конечно, авиационная сфера может и должна быть прибыльной, но для этого нужны инвестиции — в новые пассажирские и грузовые терминалы, в систему управления воздушным движением, в туристическую инфраструктуру…то есть снова деньги, которых у «дотационной» Армении нет и не предвидится.
Словом, политику «открытого неба» официальный Ереван объявил не без причин, несмотря на все вопли и стенания по поводу «блокады». «Авиационный суверенитет» оказался Армении не по карману.