За рубежом, Эхо

Сирия: Россия несет потери

А.ШАКУР

Российские СМИ сообщают о новых военных успехах в Сирии.  Военнослужащие сирийской правительственной армии при  поддержке союзного ополчения выбили боевиков из  исторической части Алеппо, информируют «Вести».

«Остатки  вооруженных бандформирований полностью выбиты из старых  кварталов Алеппо. Противник разгромлен и бежит в южные  кварталы, где все еще остаются форпосты террористов», —  сообщил РИА «Новости» представитель «ополчения», как по  традиции в РФ именуют «лояльных боевиков». Как напоминают  «Вести», «в последние месяцы в городе и окрестностях идут  тяжелые бои. Члены террористических группировок пытаются  удержать захваченные районы, используя местных жителей в  качестве заложников.

Однако правительственные войска при  поддержке союзных отрядов ополчения продвигаются вглубь  восточных кварталов Алеппо, ежедневно освобождая все новые  районы от засевших там боевиков. В частности, накануне был  взят под контроль квартал Мейсар, частично освобожден район  Хальвания».  Другое дело, какой ценой, в том числе и для РФ, достигнута эта  победа. В тот же день, 7 декабря, стало известно, что полковник  ВС России Руслан Галицкий погиб в западной части Алеппо — об  этом, указывают, в частности, «Ведомости», сообщили  российские информагентства со ссылкой на Минобороны  России.

Он умер в госпитале от тяжелого ранения. «Российские  военные медики в течение нескольких суток боролись за его  жизнь. Офицер получил ранения в ходе артиллерийского  обстрела боевиками так называемой «оппозиции» одного из  жилых кварталов западной части Алеппо», — цитирует ТАСС  пресс-релиз.  Минобороны объяснило, что Галицкий находился в Сирии в  составе группы российских военных советников. Когда именно  он был ранен, не уточняется.  «Командованием полковник Руслан Галицкий представлен к  высокой государственной награде посмертно», — заявило  Министерство.

Позднее в Минобороны уточнили «Интерфаксу», что Галицкий,  «находясь в командировке в Сирийской Арабской Республике в  качестве военного советника, оказывал помощь командному  составу одного из соединений сирийской армии в организации  подготовки частей и подразделений, а также в освоении военной  техники». Источник агентства добавил, что в России Галицкий  командовал 5-й гвардейской танковой бригадой в Улан-Удэ  (Восточный военный округ).  Вскоре о гибели полковника Галицкого заговорил и президент  РФ Владимир Путин. Он  поручил представить к государственным наградам погибших в  Сирии военнослужащих и оказать помощь их родным, передает  РИА «Новости».

«Рискуя своей жизнью, российские  военнослужащие делают все, чтобы помочь сирийской армии в  борьбе с террористами, чтобы спасти жизни мирных граждан.  Вы знаете, 5 декабря на своем посту погибли медики военного  госпиталя — сержанты Надежда Владимировна Дураченко и  Галина Викторовна Михайлова. А вчера в Сирии после  тяжелого ранения, полученного накануне в результате обстрела  террористов, скончался полковник Руслан Викторович  Галицкий. Почтим их память минутой молчания», — сказал  Путин на встрече с высшими офицерами и прокурорами.

По  завершении минуты молчания верховный главнокомандующий  поручил Минобороны представить погибших к госнаградам, а  также оказать необходимую помощь их семьям. «Я прошу  Министерство обороны представить всех наших товарищей к  государственным наградам и сделать все, чтобы поддержать в  трудную минуту их близких», — сказал Путин.  Как уточняет Newsru, на 7 декабря 2016 года во время военной  операции в Сирии потери России, которые приводят  государственные информагентства по сводкам Минобороны РФ,  составили всего 24 человека: 21 военнослужащий погиб при  исполнении боевых задач, еще трое — небоевые потери.

По  мнению российской оппозиционной прессы, это далеко не  полные данные: в списках отсутствуют 38-летние Сергей  Морозов и Максим Колганов, а также погибшие офицеры  подразделения сил специальных операций (ССО) ВС РФ Олег  Архиреев и Максим Сороченко. Наконец, как напоминает  Newsru, российские военные принимают участие в сирийской  войне не в качестве военнослужащих Минобороны РФ, а в  качестве наемников российских частных военных компаний.

Конечно, оппозиционным «утечкам» можно верить или не очень,  но поток плохих новостей из Сирии в последние дни был  слишком уж впечатляющим. Российские СМИ и официальные  споуксмены подробно осветили обстрел военного госпиталя в  Алеппо.  А еще раньше стало известно, что российский истребитель Су-33  потерпел аварию в Средиземном море во время посадки на  многострадальный авианосец «Адмирал Кузнецов». Как еще  накануне официально признало Минобороны РФ, «после  выполнения боевой задачи в небе Сирии при совершении  посадки на авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» из-за  обрыва троса аэрофинишера выкатился за пределы палубы  истребитель Су-33″.

По данным Минобороны, «пилот  катапультировался и силами поисково-спасательной службы  был сразу доставлен на борт «Адмирала Кузнецова». «Здоровью  летчика ничего не угрожает», — уточнили в военном ведомстве.

И  хотя «Арбатский военный округ» подчеркивал, что «полеты  палубной авиации продолжаются в соответствии с задачами»,  этому уже не верили. Виктор Баранец, полковник в отставке,  бывший пресс-секретарь Минобороны, заявил BFM: «Пока не  пройдет полное разбирательство, что случилось с  аэрофинишером, я думаю, что полетов не будет. Потому что  сейчас там работает очень крутая комиссия. Там полетит кое-кто  из должностей. Самолеты — вещь очень дорогая. Там хоть  кто-то и написал, что их стоимость 35 млн долларов, но это их  стоимость новыми.

А эти самолеты эксплуатировались, и надо  говорить об остаточной стоимости. Но это все равно не меньше  25 млн долларов. Вот мы, получается, утопили 50 млн долларов  за 3 недели». Ситуация усугубляется тем, что косвенной  причиной падения в море МиГ-29 13 ноября также мог стать  оборвавшийся трос аэрофинишера, предположил полковник  запаса, военный обозреватель «Газеты.Ру» Михаил Ходаренок.

Тогда же появились «утечки», что истребители c российского  тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» могут  быть переброшены на российскую базу Хмеймим в Сирии в  случае, если не удастся оперативно решить проблему с тросом-  аэрофинишером, из-за обрыва которого были потеряны два  самолета. Об этом, во всяком случае, писал «Коммерсантъ» со  ссылкой на свои источники в Минобороны.

По словам  собеседников издания, на авиабазу в Латакии могут быть  переброшены порядка восьми Су-33 и два МиГ-29. Оттуда они  будут наносить удары по целям в провинциях Идлиб и Алеппо.  Но даже на этом невеселом фоне гибель полковника Галицкого  — это серьезный повод задуматься, насколько РФ в Сирии  вовлечена в боевые действия «на земле». Тем более что  погибший офицер был не летчиком, а танкистом.  Напомним: уже упомянутый выше Михаил Ходаренок еще в  конце сентября нынешнего года на сайте «Газеты.ру»  предупреждал: боевой дух и выучка асадовских войск не на  высоте.

«Чаще всего происходит так: российские ВКС наносят  удары, а солдаты Асада в бой не идут. Шестьдесят метров  пройдут — залягут. Затем отступят. Говорят: «Так ведь убьют же  нас». Стреляют по противнику, не целясь, выставив руки с  оружием из-за угла, — подчеркивал он. — Сирийская группировка  из района Пальмиры полтора месяца пробивалась к городу  Дейр-эз-Зор, где находится гидроузел на реке Евфрат.

До  конечной цели оставалось семь километров. В итоге все  завоеванное с таким трудом сдали всего-навсего за сутки.  Приехал начальник генерального штаба ВС Сирии, о чем-то  поговорил со своими местными военными, после чего те  ударились в бегство. Порой только один бородатый боевик,  въехавший в зону боевых действий на автотачанке с  крупнокалиберным пулеметом, способен разогнать целое  сирийской подразделение.

Не лучше боевая выучка и в  остальных родах войск. Артиллерия Асада в лучшем случае  может вести огонь только прямой и полупрямой наводкой.  Стрельбе с закрытых позиций местные артиллеристы не  обучены и не знают, как это делать».

На этом фоне, конечно, нелишне поинтересоваться, что  изменилось на сирийском фронте, если «войскам Асада»  удалось так продвинуться в Алеппо. И уж тем более задуматься о  том, насколько вероятно повторение в Сирии того самого  «афганского варианта», то есть втягивания РФ в боевые  действия уже «на земле».