Точка зрения, Эхо

«Обратный курс», или Уроки географии для командной цепочки

nurani-exo-foto-2НУРАНИ

Сегодня вздыхать по советской очень средней школе считается в обществе хорошим тоном.

И как-то неудобно вспоминать, что в середине девяностых, когда в Азербайджане стартовал третий «нефтяной бум» и открылось множество привлекательных во всех смыслах рабочих мест, где требовалось знание английского языка, вдруг выяснилось: то, чему нас учили сначала в школе, а затем в институте на уроках английского языка, — это совсем не тот английский, на котором разговаривают англичане и американцы.

Просто советская система преподавания иностранных языков была рассчитана на то, чтобы дать возможность читать техническую литературу, а вот знакомиться с прессой и литературой, слушать радио, смотреть кинофильмы, а тем более общаться с иностранцами, советскому человеку уже не полагалось. Точно такой же «секвестированной» была и география. Преподавание которой ни в коем случае не должно было побудить у учеников интереса к путешествиям и дальним странам — еще захотят, чего доброго, полюбоваться «в натуре» на Ниагарский водопад или мыс Нордкап!

Зато «базовые школьные знания» создавали неплохой «задел» для того, чтобы разбираться в военных картах. В романе Дмитрия Фурманова «Чапаев», считавшемся в СССР классическим, есть эпизод, где Василий Иванович с изрядной долей иронии рассказывает новоназначенному комиссару, как он «болтался два месяца» в академии, где один из профессоров — Печкин — спросил у него: «Знаешь, — говорит, — Рейн-реку?» Рейн Чапаев, который «всю германскую воевал», конечно, знал, но у профессора спросил, знает ли тот Солянку-реку? Профессор эту реку не знал. И тогда Чапаев припечатал: «Значит, и спрашивать нечего… А я на этой Солянке поранен был, пять раз ее взад и вперед переходил… Што мне твой-то Рейн, на кой он черт?» Сегодня в необходимости географических знаний в армейских кругах уже не сомневаются. А военные карты отличаются небывалой по сравнению с гражданскими аналогами четкостью. И уж тем более офицеры должны быть «в курсе военно-политической обстановки».

Это аксиома. А на деле? Еще недавно азербайджанские, и не только азербайджанские, СМИ обсуждали историю российского военно-транспортного самолета Ил-76. Взлетев из Сочи, этот «борт» направлялся, по официальной версии, в Сирию. Лететь собирался из России в Азербайджан, оттуда — в Армению и уже через ее воздушное пространство — в Сирию. Однако, как выяснили «авиаблоггеры», Азербайджан пролет российского военного «транспортника» через свою территорию в Армению не разрешил. И Ил-76 пришлось ложиться на обратный курс и возвращаться на аэродром вылета в Сочи. Минобороны Азербайджана от комментариев воздержались — так же, кстати говоря, поступают в аналогичных случаях военные ведомства многих других стран. Молчат и в Москве.

Однако многие косвенные признаки указывают: вероятнее всего, факт имел место. Но есть в этой истории еще одна сторона вопроса. В представлении большинства людей небо, как и море, — это царство свободы, где нет государственных границ. Но в реальности сегодняшнее воздухоплавание бесконечно далеко от обывательского «поднялся в воздух — и лети куда хочешь». Современная авиация, неважно, гражданская или военная — это строго определенные «воздушные коридоры», диспетчерские пункты, которые старательно передают самолет из рук в руки, и самое главное, это планы полета, где четко оговаривается, когда, куда, где и через какие транзитные пункты направляется самолет. Конечно, определенная свобода рук у летчика остается, но действовать ему приходится в весьма жестких рамках.

Варианты «он шел на Одессу, а вышел к Херсону» здесь не прокатят. А за этот самый план полета в военной авиации отвечает не только командир корабля. Особенно если лететь предстоит не в соседний округ, а через несколько границ в другую воюющую страну. А теперь — немного, так сказать, «военно-политической географии». По официальной версии, «борт» направлялся из России через Азербайджан в Сирию. Но Сирия — заявленный «конечный пункт», а непосредственно из Азербайджана Ил-76 собирался лететь в Армению.

Если кто забыл: лететь надо было через линию фронта в прямом смысле слова. Армения при военной поддержке России совершила агрессию против Азербайджана и оккупирует Нагорный Карабах и прилегающие к нему районы равнинного Карабаха. И самое главное, пользовалась и пользуется военной поддержкой со стороны России. Это и 366-й полк, принимавший участие в Ходжалинском геноциде, и «оружейные подарки», которые Москва делала Армении — на миллиард долларов в 1997 году, на 800 миллионов — в «нулевых».

Это, наконец, события недавние и подтвержденные официально и на всех уровнях: 200-миллионный целевой кредит, который Россия предоставила Армении на покупку оружия, «Искандеры», продемонстрированные на военном параде в Армении и в список оружия, приобретенного на этот кредит, не входящие, это, наконец, недавние договоренности о создании Россией и Арменией объединенной группировки войск. Все это ни для кого не новость и не сенсация. И что же — во всей этой российской военно-авиационной «командной цепи» ни один человек не знал о том, что Армения и Азербайджан в состоянии войны? Притом что военный аэродром в Сочи входит в тот же Южный военный округ, которому подчиняется и российская база в армянском Гюмри? В такое «неведение» не верится. Все-таки у генералов голова не только для того, чтобы фуражку носить.

Но тогда…неужели здесь и впрямь рассчитывали, что этот самый Ил-76 пролетит по намеченному маршруту — из России через Азербайджан в Армению? Вернее, были уверены, что Азербайджан пропустит российский военно-транспортный самолет в Армению через свою территорию и свое воздушное пространство с учетом всей «предыстории» военного сотрудничества Москвы и Еревана? Можно на минуточку предположить: в штабе ЮВО рассчитывали, что «всех объединит необходимость борьбы с терроризмом в Сирии». Версия красивая, но…неубедительная.

Во-первых, лететь в Сирию через Армению — маршрут не самый логичный. Совсем недавно Москва устраивала «показательный полет» в эту самую Сирию своих стратегических бомбардировщиков, и они воздушным пространством Армении, так же, как и Азербайджана, не воспользовались. Взлетев с территории самой РФ, они вышли в нейтральные воды над Северным Ледовитым океаном, обогнули Скандинавию и Европу, над Гибралтаром вошли в воздушное пространство над Средиземным морем, «отбомбились» по целям в Сирии, после чего, пролетев через воздушное пространство Ирана, появились над Каспием, провели здесь дозаправку в воздухе и вернулись на свою базу.

И этому Ил-76 тоженичего не мешало лететь через Азербайджан в Иран, если, конечно, он действительно направлялся в Сирию, а не в Армению с грузом очередных военных «подарков» для Еревана. А во-вторых, действия России в Сирии, как бы это помягче выразиться, небезупречны. Не секрет: ВКС России, вопреки официальной риторике, наносят воздушные удары не только, вернее, не столько по ИГ, сколько по воюющей с этой самой ИГ умеренной сирийской оппозиции и по мирному населению.

Азербайджан не участвует в сирийской войне, у нашей страны налажены добрососедские отношения с Ираном, да и с самой Россией, но самый надежный и близкий союзник нашей страны — это Турция. А вот там уже действия РФ в Сирии восторга не вызывают, и это еще мягко сказано. Да, сегодня между Москвой и Анкарой потепление, но вот сблизить позиции по Сирии удается не очень. Так что и здесь аргументация небезупречна. Только вот складывается впечатление: в этой самой «командной цепочке» вовсе не переоценили значение «антиигиловской солидарности».

Здесь просто не могли себе представить, что власти Азербайджана возьмут и развернут российский военный «борт». И речь идет не только об ошибках при составлении отдельно взятого плана полета Ил-76. Просто в Москве, и не только на военном аэродроме близ Сочи, пребывают в полной уверенности, что можно строить планы в отношении соседних стран, будь то Азербайджан или Грузия, и при этом не обращать ни малейшего внимания на позиции и интересы самих этих стран.

Так было в случае с Турцией, когда в разгар прежнего «потепления» президент РФ Путин решил 24 апреля 2015 года отправиться в Ереван. Так было в случае с Венгрией, где некорректные и неэтичные комментарии Дмитрия Киселева о Венгерской революции 1956 года обернулись крупным международным скандалом. Список можно продолжать.

Так что для тех персон, которые и составляют в России ту самую вертикаль, самое время браться за учебники, заново учить географию и уяснить для себя, что теперь на месте «Западной группы войск», «Закавказского военного округа» и т.д. — независимые государства со своими позициями и интересами. Иначе, если план полета составлен без учета реальной ситуации «на земле», велик риск столкнуться с ситуацией, когда придется ложиться на обратный курс и лететь восвояси. И хорошо, если к этому моменту не будет пройдена «точка невозврата», и это возвращение к исходной точке удастся осуществить. Такие вот «уроки географии» для командной цепочки.