НУРАНИ
Москва в очередной раз оказалась втянутой в кризис власти на «подконтрольной территории». На сей раз речь идет об оккупированной грузинской Абхазии.
Напомним: под фактической оккупацией со стороны РФ этот регион находится с 1993 года. В 2008 году, после «пятидневной войны», Кремль признал Абхазию вместе с другим оккупированным регионом Грузии — Южной Осетией — субъектом международного права. Как тогда полагали многие эксперты, Россия таким образом отвечала на признание независимости Косова.
Однако если Косово признали 70 стран, то примеру России последовали очень немногие: Никарагуа, Венесуэла и еще пара островных «малюток» вроде Вануату или Науру. К тому же Науру и Вануату потом свое признание отозвали. Тем не менее Абхазия остается оккупированной Россией, и даже приход к власти в Грузии коалиции «Грузинская мечта», чьи лидеры обещали нормализовать отношения с Кремлем, здесь мало что изменил.
Другое дело, что после бурной радости в связи с признанием независимости в 2008 году в Абхазии очень быстро наступило разочарование. А теперь возникла новая проблема. Как отмечают эксперты, в такого рода виртуальных «государствах» при отсутствии возможностей развивать экономику единственным прибыльным бизнесом становится власть и связанные с ней коррупционные схемы — это по сути дела единственный прибыльный бизнес. В результате борьба за власть идет здесь всерьез. И теперь в такую «внутрисухумскую разборку» оказалась втянутой Россия.
Как передает «Лента.ру», правоохранительные органы России задержали в Сочи лидера абхазской оппозиции. Как говорится в заявлении действующей в оккупированной Абхазии «партии» (здесь и далее кавычки наши — Ред.) с помпезным названием «Амцахара» («Родовые огни»), бывшего «председателя службы госбезопасности» Абхазии, одного из лидеров Блока оппозиционных сил Аслана Бжанию задержали при попытке выехать из России после посещения Сочи.
По утверждению политсовета, в течение двух дней «представители правоохранительных структур в городе Сочи под надуманными предлогами осуществляли меры по поиску причин для задержания Бжании», его доставляли для допроса в городское ГУВД. А затем «при пересечении российско-абхазской границы в момент паспортного контроля Бжания был уведен в отдельное помещение. Вскоре за ним прибыла машина с представителями правоохранительных структур, на которой он вновь был доставлен в ГУВД города Сочи, где находится до сих пор», говорится в заявлении.
В «Амцахаре» считают, что принятые в отношении экс-председателя СГБ меры «осуществляются по ходатайству властей Абхазии». Партия также заявляет, что один из представителей правоохранительных структур в гражданской одежде обвинил Бжанию во «вражеской деятельности, направленной против России и Абхазии».
Здесь, пожалуй, нужно уточнение. Кризис власти в Абхазии разгорелся не с арестом Бжании. «Амцахара» уже давно призывает действующего «президента» Абхазии Рауля Хаджимбу сложить свои полномочия. Тот отказывается. Неделю назад, 30 ноября, в Сухуми должен был состояться митинг сторонников Хаджимбы, но его перенесли с площади перед местным драмтеатром в здание «кабинета министров» Абхазии. Потом, спохватившись, что называть такое мероприятие «митингом» как-то даже неудобно, спешно перекрестили его в собрание общественной организации ветеранов «Отечественной войны народа Абхазии» (т.е. первого этапа российской агрессии против Грузии — Ред.) «Аруаа» и политической партии «Форум народного единства Абхазии».
А президент Абхазии Рауль Хаджимба перед надежно процеженной аудиторией заявил, что желания его отставки только со стороны оппозиционных сил недостаточно для принятия решения. «Проголосовавших за мою кандидатуру на выборах президента немало. Считаю неправильным желание решать мою судьбу только представителям оппозиции. Если весь народ соберется и скажет, чтобы я ушел, то я не останусь», — заверил Хаджимба, добавив, что у него достаточно сил и возможностей для того, чтобы продолжать работать.
Затем опять начал разглагольствовать о будущих золотых горах, молочных реках и кисельных берегах: дескать, в течение трех лет бюджет Абхазии вырастет до 7-8 миллиардов рублей. По мнению «президента», «у нас есть такая возможность, если мы не будем красть у государства, если будем подходить к работе правильно».
Эксперты, однако, напоминают: на самом деле все далеко не радужно. Выстроить дееспособную экономику во внеправовом пространстве, каковым по определению является Абхазия — задача невыполнимая. Грузинские эксперты с самого начала предупреждали: Абхазию в лучшем случае ждет судьба «дотационного российского региона» — и оказались правы. Строго говоря, признаки недовольства проявлялись здесь еще в те времена, когда бочка нефти стоила больше 140 долларов.
Но теперь, когда и сама РФ испытывает ощутимый «финансовый голод», да еще на фоне санкций за Крым и Донбасс, ей не до щедрот. И это правило касается и Армении, и Абхазии. К тому же вряд ли стоит напоминать, что «протестные настроения» и экономические неурядицы находятся в прямо пропорциональной зависимости.
В нынешней ситуации Рауль Хаджимба вполне предсказуемо запросил помощи у Москвы. Еще в прошлую среду он сообщил в Сухуми, что на предстоящей встрече в Москве 1 декабря с президентом России будут обсуждаться различные вопросы двухстороннего сотрудничества.
«В ходе встречи мы обсудим вопросы долга по железнодорожному кредиту. Выплачивать этот долг и развивать экономику страны затруднительно», — подчеркнул он. Также планируется обсудить проблемы электроэнергетики Абхазии. Правда, «президент» тут же назвал ложью утверждение оппозиции о том, что в Москве президент Хаджимба будет вести переговоры, которые приведут к ограничению суверенитета страны. Если, добавим от себя, мыслящие люди вообще могут всерьез говорить о «суверенитете» Абхазии.
Удалось ли Раулю Хаджимбе выторговать у Владимира Путина дополнительные транши финансовой помощи, официальные источники умалчивают. Но на внутриабхазском поле поддержкой Кремля Хаджимба, судя по всему, заручился. Во всяком случае, Владимир Путин заявил: Россия рассчитывает, что политическая ситуация в Абхазии не будет выходить за рамки правового поля, а стабильность в Абхазии важна и для успешного экономического сотрудничества двух стран.
«Мы видим, конечно, что в Абхазии происходят непростые внутриполитические события. Должен сразу сказать, что это, разумеется, нормальное явление для любого общества, для любой страны», — цитирует Путина НТВ. И добавляет: как подчеркнул российский президент, «мы очень рассчитываем на то, что ситуация будет находиться под контролем, не будет выходить за рамки правового поля».
По его словам, «в противном случае достаточно сложно осуществлять наши планы экономического взаимодействия. Естественно, когда происходит какая-то внутренняя серьезная раскачка, то там уже не до дорог, не до больниц и не до школ». А в качестве «вишенки на торте» сообщил, что сформирован инвестиционный пакет на девять с лишним миллиардов рублей, а товарооборот двух стран вырос.
Путин также подчеркнул важность сотрудничества в военной сфере и назвал отношения России и Абхазии «поистине уникальными и братскими». Насчет правового поля Владимир Владимирович, конечно, заговорил совершенно напрасно. Потому как, с точки зрения права, прежде всего международного, Абхазия — территория Грузии, Россия — агрессор и оккупант, а Хаджимба, правильно, «коллаборационист». Вроде генерала Петэна во Франции или генерала Власова в России.
Другое дело, что Абхазия необходима России как «форпост» на Черном море, где обстановка стремительно меняется не в ее пользу. Не зря еще 22 ноября президент Владимир Путин подписал федеральный закон «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и «Республикой Абхазия» об Объединенной группировке войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации и «Вооруженных Сил Республики Абхазия»».
Тогда же, напомним, мировое сообщество резко отреагировало на этот шаг России. США «решительно возражают» против ратификации Москвой соглашения об объединенной группировке войск России и Абхазии, говорилось в распространенном на следующий день сообщении руководителя пресс-службы Госдепартамента США Джона Кирби.
«Соединенные Штаты решительно возражают против ратификации Россией соглашения, заключенного с де-факто лидерами отделившегося от Грузии региона Абхазии, об объединенной группировки войск. Мы не признаем легитимность этого так называемого договора, который не представляет собой имеющее силу международное соглашение», — подчеркивал Кирби.
По его словам, «позиция США по Абхазии и Южной Осетии остается очевидной: эти регионы являются неотъемлемыми частями Грузии, и США продолжают поддерживать независимость Грузии, ее суверенитет и территориальную целостность». «Россия должна выполнять все свои обязательства по соглашению о прекращении огня от 2008 года», — продолжил представитель американского внешнеполитического ведомства. Он призвал Москву вернуть войска на позиции, которые они занимали до конфликта, «отменить признание грузинских регионов Южной Осетии и Абхазии в качестве независимых государств», а также обеспечить жителям этих регионов доступ к гуманитарной помощи.
Другое дело, что Москва отказываться от своих военно-стратегических планов не намерена. В Кремле полны решимости «удержать» этот регион под своим контролем. Другой вопрос, как глубоко здесь готовы втянуться во внутрисухумское противостояние. Которое даже теоретически не удержать в «правовом поле».