А.ШАКУР
«Политическое кольцо» вокруг КНДР продолжает сжиматься. Совет Безопасности ООН единогласно одобрил введение новых санкции в отношении Северной Кореи за пятое испытание ядерного оружия в сентябре 2016 года, сообщает Newsru со ссылкой на Reuters.
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун приветствовал единогласное принятие новой резолюции и заявил, что она будет ясным сигналом КНДР о том, что следует выполнять международные обязательства и прекратить провокации.
Как пишет The New York Times, ключевым в новых санкциях стало ограничение на экспорт угля главному потребителю КНДР — Китаю. Новая резолюция направлена на то, чтобы уменьшить доходы КНДР от экспорта угля на 700 млн. долларов. В резолюции говорится, что Северная Корея может продавать не более 7,5 млн. тонн угля в год, или получить не более чем 400 миллионов долларов в год. Кроме того, санкции запрещают экспорт цветных металлов — меди, цинка, никеля, серебра.
Расширен также список предметов роскоши, запрещенных к импорту в КНДР, в том числе костяного фарфора на сумму более 100 долларов, а также запрещен импорт целого ряда оборудования двойного назначения. Также ООН приостанавливает научное и техническое сотрудничество с компаниями и лицами, спонсирующими или представляющими КНДР. Документ предписывает разрешить северокорейским дипломатическим миссиям по всему миру использовать только один банковский счет. Валютные доходы от продажи угля Китаю в результате снизятся на 62%, сообщает AP.
Представитель Китайской Народной Республики при ООН Лю Цзеи считает, что резолюция демонстрирует позицию мирового сообщества в отношении ядерной программы КНДР и полагает, что принятые меры «не имеют целью вызвать негативные последствия для гуманитарной ситуации в КНДР».
Fox News, в свою очередь, отмечает, что резолюция разрабатывалась более двух месяцев при участии США и Китая. Введение мер было согласовано с Великобританией, Россией и Францией. Испытания Северной Кореи представляют серьезный вызов национальной безопасности новой администрации избранного президента США Дональда Трампа, который называл во время предвыборной кампании лидера КНДР Ким Чен Ына «маньяком», но не говорил, как он собирается сдерживать его ядерные амбиции.
А в том, что их необходимо сдерживать, сомнений нет. 6 января Северная Корея провела пятое ядерное испытание, а 7 февраля запустила ракету-носитель с искусственным спутником Земли, тем самым нарушив резолюции Совета Безопасности ООН, напоминают эксперты. Тогда в качестве ответных мер Совбез ООН в марте одобрил другую жесткую резолюцию в отношении Северной Кореи. Документ предусматривал запрет на экспорт Пхеньяном угля, железной руды, титана, ванадия, золота и других ценных металлов, а также эмбарго на поставки в КНДР авиационного и ракетного топлива.
Кроме того, были введены санкции в отношении банковского сектора, обязательные проверки грузов и адресные меры против лиц и организаций, связанных с ядерной и ракетной программами. Санкции в отношении страны расширили также Южная Корея и США. Тем не менее, 9 сентября власти страны объявили об успешном проведении очередного испытания ядерного оружия, а 27 числа того же месяца отчитались о завершении разработки оружия.
Тогда президент США Барак Обама «самым решительным образом» осудил действия Пхеньяна и напомнил, что сентябрьский тест последовал за «беспрецедентной серией запусков баллистических ракет, которые, согласно заявлениям КНДР, являются средством доставки ядерного боезаряда» для нанесения удара по США и их союзникам.
Теперь же последовали новые рестриктивные меры со стороны СБ ООН. Глава МИД Великобритании Борис Джонсон приветствовал ужесточение Совбезом ООН санкционного режима в отношении КНДР, передает РИА «Новости».
«Международное сообщество дало четкий сигнал. Мы едины в нашем неприятии незаконных программ Северной Кореи, ее опасного и провокационного поведения и продолжающегося пренебрежения по отношению к международным нормам, — отметил Джонсон. — Великобритания вновь призывает КНДР вернуться к осмысленным, честным переговорам с тем, чтобы положить конец напряженности на Корейском полуострове, и призывает прекратить все действия, нарушающие резолюции СБ ООН».
Принятие Советом Безопасности (СБ) ООН новой резолюции по санкциям в отношении КНДР свидетельствует о его единстве в оценке действий Пхеньяна, заявил официальный представитель Госдепартамента США Марк Тонер.
«Принятие резолюции 2321 показывает единство позиций СБ ООН в плане установления более серьезных санкций в отношении международных торговых и финансовых транзакций КНДР, а также в плане ее программ, связанных с вооружениями», — цитирует американского дипломата РИА «Новости».
По его словам, данная резолюция «стала ответом на поведение властей КНДР, которое мы видим в последнее время». «Это поведение угрожает безопасности в регионе, особенно на Корейском полуострове», — добавил Тонер. Он также подчеркнул, что новые санкции «идут дальше резолюции СБ ООН 2270, которая уже была жестче прежнего санкционного режима».
По его словам, они касаются тех сфер, которые «ежегодно приносят режиму КНДР десятки миллионов долларов». Как подчеркнул Тонер, «эти санкции не призваны оказать давление на народ КНДР, который и так давно страдает от действий режима». По мнению представителя Госдепа, они «нацелены против правящей верхушки, несущей ответственность за осуществление многих запрещенных программ».
Тонер не стал уточнять, намерены ли США объявить о собственных новых санкциях в отношении КНДР в ближайшее время. «Мне нечего сообщить по данному поводу», — отметил он. Однако соседи КНДР уже вводят собственные пакеты санкций.
Правительство Южной Кореи намерено объявить о новых односторонних санкциях в отношении КНДР после ужесточения санкционного режима со стороны Совета Безопасности ООН в ответ на проведение ядерного испытания в сентябре, сообщило агентство «Ренхап» со ссылкой на представителей МИД страны.
Информации о содержании санкций пока не поступало, уточняет РИА «Новости». Как указывает агентство, ранее глава МИД Южной Кореи Юн Бен Се заявил, что Сеул намерен объявить о новых односторонних санкциях против Пхеньяна примерно в одно и то же время с правительствами Японии и США, однако не уточнил точной даты.
Правительство Японии работает над проектом усиления односторонних санкций в отношении КНДР после принятия новой резолюции Совбеза ООН. Об этом заявил генеральный секретарь Кабинета министров страны Есихидэ Суга на пресс-конференции в Токио, передает RNS.
«В настоящее время мы находимся на завершающей стадии обсуждения этого вопроса», — сказал он. Суга также отметил, что правительство Японии «высоко оценивает новые меры Совбеза ООН». «Мы будем продолжать тесно взаимодействовать с мировым сообществом, чтобы резолюция надлежащим образом была применена на практике», — добавил генсек Кабмина.
Как отмечают и политики, и эксперты, есть шансы, что новые санкции помешают Ким Чен Ыну финансировать свои ракетные и ядерные программы. Но шансы — это, увы, еще не гарантия, и риск «силового сценария» на Дальнем Востоке по-прежнему существует. А такой вариант, похоже, всерьез тревожит Москву.
Во всяком случае, заместитель постоянного представителя РФ при ООН Владимир Сафронков заявил, что ситуация на Корейском полуострове не должна служить предлогом для увеличения в регионе иностранного военного присутствия. Москва решительно осуждает наращивание вблизи границ соседних с КНДР государств наступательного вооружения, включая планы по размещению в регионе американской системы противоракетной обороны THAAD, отметил он.