О.БУЛАНОВА
В Баку много улиц, названных чьими-то именами. И памятных табличек на домах, где жили знаменитости. «Но очень бы хотелось, чтобы появилась еще одна — на ул. С.Вургуна и Низами».
Там жил легендарный бакинский доктор Спок — Евсей Яковлевич Гиндес (1872-1954), замечательный детский врач от Бога, необыкновенно чуткий и тонкий человек. Память о нем живет среди представителей старшего поколения, но было бы справедливо, если бы о нем знали все.
По рождению Гиндес был киевлянином и вряд ли даже предполагал, что его второй родиной станет Баку. Он заведовал детским инфекционным отделением Александровской больницы, проводил исследования в Киевском бактериологическом институте, опубликовал 7 научных трудов.
Так продолжалось до 1905 г., когда Врачебно-санитарный съезд Совета бакинских нефтепромышленников объявил всероссийский конкурс на заведование первой в своем роде на Кавказе фабрично-заводской больницей и избрал на эту должность Гиндеса. С этого времени местом его научных и практических изысканий становится Черногородская больница.
Там он впервые ставит вопрос об изучении форм и особенностей детских заболеваний вообще и в социально-климатических условиях Баку в частности. Его стараниями при Черногородской больнице была сразу же открыта молочная кухня, откуда ежедневно доставлялось диетическое питание во все педиатрические кабинеты городских бесплатных лечебниц.
Для педиатров он организует при больнице курсы по переподготовке, издает брошюру «Спутник матери». В 1907 г. Гиндес создает в Баку первые ясли для детей из малоимущих семей, в 1911 г. организует бакинское отделение Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом, затем Лигу охраны детства, вспомогательные классы для слабеньких и неуспевающих по состоянию здоровья детей.
В том же году составленные им таблицы «Детская смертность и метеорологические данные» были удостоены медали и похвального листа. В самом Баку и в рабочих поселках врач-подвижник организует бесплатные консультации под названием «Капля молока». Впоследствии все эти консультации и лечебницы объединятся под эгидой Общества борьбы с детской смертностью, созданного в Баку по его же инициативе.
Бакинская лечебница «Капля молока» Общества борьбы с детской смертностью находилась на бывшей Каменистой улице (ныне Б. Сафароглу). Ежедневно по утрам здесь выдавали родителям молоко, пахтанье, кефир и другие полезные молочные продукты по запискам и предписаниям врачей. Главным в этой лечебнице было то, что здесь осуществлялась исключительно молочная терапия, а молочные продукты были такого качества, о котором теперь, увы, приходится лишь мечтать.
Порция молочных продуктов стоила в лечебнице в 2-3 раза дешевле, чем на базаре, а неимущим и вовсе выдавалось бесплатно. Прием для неимущих также был бесплатным. В 1911 г. Гиндес открывает костно-туберкулезный санаторий в Загульбе для детей рабочих. Сейчас он называется Детский лечебный санаторий по костно-туберкулезным заболеваниям и носит его имя. Однако произошло непредвиденное: в 1913 г. за слишком бескорыстную и бесплатную помощь детям из малоимущих семей решением съезда Совета бакинских нефтепромышленников Гиндеса увольняют из Черногородской больницы.
Руководству Совета в лице Гукасова, Тагианосова и других представителей армянской буржуазии пришлась, по-видимому, не по вкусу растущая слава и известность детского врача-бессребреника. Он иной раз не просто не брал денег, а еще и свои отдавал — если ребенку было необходимо усиленное питание, а семья была необеспеченной. Провизоры в аптеках знали его круглую печать «для бедных» — по таким рецептам он расплачивался сам. Точно так же он будет поступать и потом — при советской власти.
Увольнение легендарного доктора произвело эффект разорвавшейся бомбы в самых широких кругах бакинской общественности. Газеты разразились гневными статьями, коллеги протестовали, родители были в отчаянии. Он обожествляли его: «Гиндес своим дыханием исцеляет! Даже самых безнадежных!» Ведь в крайне редких случаях ребенок, наблюдающийся у Гиндеса, умирал. Кроме того, что он бы уникальным врачом, он умел наладить контакт с любым малышом.
Дети тянулись к нему и полностью ему доверяли. «Удалением такого чудного человека Совет Съезда доказывает, что открываемые им больницы, школы и другие благотворительно-просветительные учреждения не для народной пользы, а лишь для некоторых властолюбцев», — писала газета «Садай хакк». В считанные дни после увольнения по инициативе бакинской общественности и ведущих городских врачей было образовано Общество «Детская больница», которое и возглавил Гиндес.
Фонд Общества был составлен из добровольных скромных пожертвований рабочих, служащих, горожан, успевших проникнуться глубоким уважением и любовью к чудо- доктору. Была выпущена специальная марка, и вскоре на собранные средства началось строительство детской больницы на Шемахинке, впоследствии ставшая педиатрическим институтом, а затем Институтом материнства и детства. В тот же период Гиндес организует Бакинское общество детских врачей, которым руководит вплоть до перехода этого общества в ведение университета.
В 1918 г. он организует детскую городскую больницу на Баилове и возглавляет ее до 1922 г. На период АДР приходится пик общественной деятельности Гиндеса: в одном из кабинетов Фатали-хана Хойского с декабря 1918-го по март 1919 г. он занимает пост министра здравоохранения. Впоследствии эту страницу биографии ему приходилось тщательно скрывать, и лишь необычайная слава детского врача и огромное уважение, коим Гиндес пользовался в Баку, позволили ему избежать репрессий советского периода. В 1922 г. завершается строительство детской больницы на Шемахинке, и Гиндес становится там главврачом. Он был ее бессменным руководителем вплоть до 1932 г. Помимо этого он заведовал еще и кафедрой педиатрии в мединституте.
С 1933 г. Гиндес — главный врач в детской больнице на Баилове, а с 1945 г. возглавляет клинику детских болезней Института усовершенствования врачей, оставаясь одновременно руководителем и консультантом больницы. Еще в 1906 г., практически первым не только в Баку, но и во всем Закавказье, Гиндесу удалось осуществить свою давнишнюю мечту — создать т.н. детские летние колонии вначале в Бузовна, а затем и в других приморских пригородах.
Однако только лишь этим неуемная фантазия и энергия чудо-доктора ограничиться не могли, и к 1928 г. в распоряжении Гиндеса был целый плавучий санаторий для больных костными и туберкулезными заболеваниями на Зыхе, разместившийся на борту старого дореволюционного судна.
Летние дачи и колонии Гиндеса становились одними из самых ярких детских воспоминаний хворавших бакинских ребятишек. Не менее обширной и многогранной была и его научная деятельность. Гиндес впервые предложил безмолочное питание в качестве профилактики от детских расстройств в летнее время, описал новые симптомы авитаминоза у детей, ввел капельный метод питания при токсикозах, впервые в дореволюционной России описал болезнь Феера.
Красной нитью в работах Гиндеса проходит мысль о необходимости учитывать при терапии детей наряду с физическим состоянием и состояние души, т.е. психику ребенка. Огромное внимание в этой связи он уделял вопросам школьного воспитания и детской психологии. Впервые во всем Закавказье доктор Гиндес поднимает в своих монографиях, брошюрах и статьях вопрос о малолетних преступниках и умственно отсталых детях. Некоторые из этих работ переиздавались много раз и не утратили значения и по сей день.
С 1907 г. успешно функционировали открытые Гиндесом специальные классы для отсталых детей — беспрецедентное для того времени явление. В начале 20-х Гиндес становится первым в Баку председателем Комитета по несовершеннолетним преступникам при Наркомпросе республики. Он активно участвует в ликвидации детской беспризорности, организует Дом открытых дверей для бездомных ребятишек.
Огромный опыт работы с трудными подростками, с детьми из неблагополучных семей, бездомными Гиндес изложил в 1922 г. в интереснейшей брошюре «О детской преступности». Пожалуй, более всего в ней привлекает не только и не столько научный анализ проблемы, выполненный Гиндесом — врачом и психологом, сколько та теплота, отзывчивость и чуткость этого человека и педагога, которые чувствуются в каждой строке брошюры.
Гиндес проводит интереснейший анализ детской преступности в Баку начала 20-х, раскрывает ее характерные особенности, социальный, национальный состав. Его работа вполне могла бы быть настольной книгой для тех, кто занимается вопросами детской преступности сейчас. Главное, что не утратило своей значимости по сей день, — вывод, к которому приходит Гиндес в заключение: «…мы сами виноваты в преступности своих детей: чем больше сердечности и внимания уделяли бы мы своим юным гражданам, тем с меньшей преступностью имели бы дело в будущем. Наконец, дело не только в одной лишь сердечности: забота о детях диктуется также и трезвым расчетом общественной пользы: чем больше тратится на школы, тем меньше будет тратиться на тюрьмы».
Иными словами, вопросы детских заболеваний, патологий, физических и нравственных отклонений Гиндес неразрывно связывал с педагогикой, пытаясь во многом именно через нее найти ключ к их решению. На медико-педагогические темы Гиндесом написано несколько монографий. Всего же перу Гиндеса принадлежит около 160 печатных работ, вышедших на русском, азербайджанском и французском языках. Его по праву называют основателем педиатрии в Азербайджане.
Характерно, что как и в дореволюционный период, так и в советское время Гиндес удостаивался многих наград и поощрений. Но самой большой наградой для этого человека была та огромная любовь, благоговение и почет, с каким относились к нему бакинцы. Многие из них обязаны именно Гиндесу тем, что дожили до седых волос.
В одной из бакинских газет 30-х гг. описывается любопытный случай: на одной из остановок в трамвай вошел пожилой благообразный человек невысокого роста с добрыми и умными глазами, в старомодных круглых очках. Немолодой рабочий-мусульманин с худенькой девочкой на руках сразу же улыбнулся и почтительно привстал. «Вы что, не знаете, кто это? — с удивлением обратился он к сидевшему рядом. — Это же доктор Гиндес — Детский Бог!..»
***По материалам Ф.Ахундова, Б.Таирбекова и Б.Корша