Экономика, Эхо

Азербайджан продолжит сжатие госбюджета

budjetР.МАНАФОВ

Продолжение глобального экономического кризиса, резкое снижение цен на нефть, начавшееся с 2014 года, и другие внешние факторы в итоге способствовали формированию в Азербайджане качественно новой макроэкономической ситуации. Об этом сказал министр финансов Азербайджана Самир Шарифов в ходе обсуждения проектов госбюджета и концепции социально-экономического развития на 2017 и последующие три года.

Обсуждения бюджетного пакета начались вчера на совместном заседании парламентских комитетов по обороне, безопасности и борьбе с коррупцией, по экономической политике, промышленности и предпринимательству, по аграрной политике, по общественным союзам и религиозным структурам и по природным ресурсам, энергетики и экологии.

«Реальный рост ВВП Азербайджана в 2017 году прогнозируется на уровне одного процента, а рост ненефтяного ВВП — 2,5 процента», — сказал Шарифов.

По его словам, объем ВВП страны в 2016 году ожидается на уровне 58,8 миллиарда манатов, что на 2,8 процента ниже, чем в прошлом году. Министр также отметил, что основной целью по-прежнему остается макроэкономическая стабильность и будет продолжаться сжатие госбюджета.

«В проекте государственного бюджета на 2017 года учтены новые экономические изменения, реалии, а также стратегические вызовы, с которыми столкнулся Азербайджан. Кроме того, в госбюджете создано определенное финансовое обеспечение для продолжения социально направленной политики», — сказал Шарифов.

По его словам, объем ВВП Азербайджана в январе-октябре 2016 года составил 49,2 миллиарда манатов, что на 3,7 процента меньше показателя аналогичного периода прошлого года.

«Ненефтяной ВВП страны в отчетный период сократился на 6,1 процента. Основными причинами сокращения ВВП Азербайджана являются сокращение строительного сектора на 27,4 процента, высокий уровень долларизации в стране, снижение объемов товарооборота, а также трудности, с которыми столкнулся банковский сектор страны и ухудшение качества кредитного портфеля», — сказал Шарифов.

Кроме того, как он сказал, жесткая монетарная политика позволила предотвратить сокращение активов Государственного нефтяного фонда Азербайджана (SOFAZ).

«Активы SOFAZ до конца года должны были сократиться на 3,9 миллиарда долларов. Но шаги, предпринятые Центральным банком и правительством страны, а также жесткая монетарная политика позволили предотвратить сокращение активов Нефтяного фонда», — сказал Шарифов.

Министр также отметил, что доходы SOFAZ в 2017 году прогнозируются на уровне 8,37 миллиарда манатов, что на 4,89 миллиарда манатов (в 2,4 раза) больше по сравнению с прогнозируемым на 2016 год объемом.

Расходы SOFAZ, по его словам, прогнозируются на уровне 6,95 миллиарда манатов, что на 34,6 процента (3,685 миллиарда манатов) меньше ожидаемого в 2016 году объема.

«87,8 процента расходов SOFAZ (6,1 миллиарда манатов) приходятся на трансферты в госбюджет страны, 11,8 процента (822 миллиона манатов) будут направлены на финансирование ряда инфраструктурных проектов и 29,3 миллиона манатов (0,4 процента) предусмотрены для финансирования обучения азербайджанской молодежи за рубежом», — сказал Шарифов.

Критерий нужды в Азербайджане, используемый для определения размера адресной социальной помощи (АСП), в 2017 году планируется увеличить на 10,5 процента — до 116 манатов, продолжил министр финансов страны Самир Шарифов.

По его словам, увеличение критерия нужды планируется в связи с изменением тарифов на ряд коммунальных услуг. Министр также отметил, что дифференцация тарифов на газ и электроэнергию увеличит поступления в госбюджет страны.

«Дополнительные поступления будут в первую очередь направлены на социальную защиту малообеспеченных слоев населения», — сказал Шарифов

В свою очередь, как заявила заместитель министра экономики Азербайджана Севиндж Гасанова в ходе обсуждения проектов госбюджета и концепции социально-экономического развития на 2017 и последующие три года, среднегодовой рост ВВП Азербайджана в 2018-2020 годах прогнозируется на уровне выше двух процентов.

«Темпы роста ВВП страны в следующем году прогнозируются на уровне одного процента, а в последующие три года — свыше двух процентов в год. Рост ненефтяного ВВП в 2017 году прогнозируется на уровне 2,5 процента, а в 2018-2020 годах — на уровне свыше двух процентов.

«Согласно прогнозам, нефтяной сектор в 2017 году снизится на 2,1 процента. Среднегодовой рост ненефтяной промышленности Азербайджана в 2017-2020 годах ожидается на уровне 7,4 процента», — сказала Севиндж Гасанова.

«В следующие четыре года среднегодовой рост промышленного производства в ненефтяном секторе составит 7,4 процента», — сказала Гасанова. По ее словам, рост производства в агропромышленном комплексе на следующий год прогнозируется на уровне 4,9 процента, а среднегодовой рост в 2018-2020 годах составит 4,7 процента .

«Рост в сфере услуг в 2017 году прогнозируется на уровне 2,2 процента, а среднегодовой рост в 2018-2020 годах — на уровне 2,3 процента. Среднегодовой рост в сфере туризма в 2017- 2020 годах прогнозируется на уровне 7,4 процента», — сообщила Гасанова.

По словам замминистра, рост в сфере информационно-коммуникационных технологий в 2017 году прогнозируется на уровне 6,7 процента, а в 2018-2020 годах — на уровне пяти процентов в год.
В текущем году в Азербайджане предпринимателям было выдано 70 сертификатов поощрения инвестиций, продолжила заместитель министра экономики страны.

«Утвержденные проекты предусматривают вложение в национальное производство 900 миллионов манатов инвестиций и создание более 6000 новых рабочих мест. Кроме того, мы приступили к применению механизмов по продвижению бренда Made in Azerbaijan», — сказала Гасанова.

Глава Центрального банка Азербайджана (ЦБА) Эльман Рустамов в ходе обсуждения проектов госбюджета и концепции социально-экономического развития на 2017 и последующие три года заявил, что курс азербайджанского маната адаптировался к цене на нефть, которая варьирует в пределах 45-55 долларов.

«Стоимость маната адаптировалась к изменениям цены на нефть в диапазоне 45-55 долларов за баррель. Если цена на нефть вырастет или снизится на 10 долларов по сравнению с этим интервалом, то доходы населения, соответственно, увеличатся или уменьшатся на 1,7 миллиарда манатов», — сказал Рустамов.

По его словам, Азербайджан имеет достаточно ресурсов и финансовых средств для формирования своей собственной экономической политики независимо от цен на нефть.

«Возврата к прежней экономической модели, основанной на нефтяном факторе, не будет. Мы уже вступили в постнефтяную эру. Даже если цены на нефть возрастут, пути назад — к прежней экономической модели — нет», — сказал глава Центробанка.

По его словам, Центральный банк Азербайджана с февраля 2016 года не осуществляет интервенции на валютном рынке. Он отметил, что на сегодняшний день манат регулируется согласно принципам плавающего курса.

«Несмотря на это, существует политика регулирования курса на определенном уровне, для того чтобы манат нашел свою цену. Мы не можем предугадать, что будет с курсом маната, если мы полностью прекратим его регулирование. Наши действия направлены на укрепление макроэкономической стабильности в 2017 году, стабилизацию курса маната на желаемом уровне, стабильность цен и уменьшение инфляции. Уже после этого у нас будет достаточно возможностей для перехода к развитию», — сказал Рустамов.

Глава Центробанка Азербайджана также назвал причины образования дефицита в платежном балансе. Дефицит платежного баланса Азербайджана в 2016 году составит пять миллиардов долларов, сказал Эльмар Рустамов.

По словам Рустамова, большая часть (88-90 процентов) дефицита связана с проблемами в балансе движения капитала.

«Нельзя сказать, что платежный баланс полностью адаптировался к новым, более низким ценам на нефть. Баланс текущих операций нам удалось стабилизировать, на сегодняшний день он близок к нулю, но с балансом движения капитала есть проблемы», — сказал Рустамов.

Глава Центробанка добавил, что большинство проблем связано с прошлыми и текущими задолженностями.

«Есть накопленные проблемы в виде кредитов компаний, привлеченных под государственные гарантии, а также внешние задолженности Международного банка Азербайджана — мы вынуждены все это погашать. В целом есть проблема с накопленными задолженностями, которая сегодня оказывает серьезное влияние на рынок. С другой стороны, мы реализуем гигантский международный проект — «Южный газовый коридор», в связи с чем государству приходится использовать свои финансовые ресурсы. Это все влияет на компонент платежного баланса, касающийся движения капитала», — сказал глава Центробанка.

По его словам, курсовая политика Центрального банка направлена на то, чтобы нейтрализовать воздействие этих проблем на баланс счета текущих операций.