Точка зрения, Эхо

«Уничтожить цель!»

tochka-zrenia-nuraniНУРАНИ

В Москве в очередной раз возмущены действиями официального Киева. На сей раз власти Украины заявили о намерении провести 1 и 2 декабря ракетные стрельбы на своем полигоне. А он, этот полигон, расположен так, что его «зона стрельб» захватывает часть воздушного пространства над Крымом. В связи с чем в Киеве издали НОТАМ, то есть авиационное уведомление об активировании опасных зон в воздушном пространстве в связи с планируемыми военными учениями.

Однако у России предупреждение Киева о ракетных стрельбах вызвало форменную истерику. «Росавиация» распространила свое возмущенное письмо: оказывается, «в нарушение всех международных соглашений (?! — Н.) Украина в одностороннем порядке приняла решение о проведении ракетных стрельб в суверенном воздушном пространстве Российской Федерации в районе полетной информации «Симферополь» (?!!-Н.)».

После чего тоном профессионального доносчика добавили: дескать, это решение также ставит под угрозу безопасность международной аэронавигации и создает потенциальную опасность для гражданской авиации, что может привести к катастрофам, аналогичным происшедшим с рейсами МН17 («Малайзийские авиалинии») 17 июля 2014 года и S7 1812 (авиакомпания «Сибирь») 4 октября 2001 года.

Российские журналисты услужливо добавляли: Ту-154 авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс Тель-Авив — Новосибирск, был случайно сбит ракетой во время учений украинской ПВО. Ракета, как потом поясняли специалисты, в полете «потеряла цель» и навелась на гражданский лайнер. А вот этот «авиадонос» надо бы разобрать по пунктам. Потому как лично мне очень интересно, куда Москва побежит жаловаться на это, по версии «Росавиации», «нарушение всех международных соглашений».

В Международный уголовный суд в Гааге, откуда Москва только что вышла, хлопнув дверью, потому как оказалась перед реальной перспективой сесть на скамью подсудимых за военные преступления? В ИКАО? Или еще куда? Мировое сообщество, ну, может, за вычетом таких стран, как Армения и Зимбабве, признает Крым частью Украины — вне зависимости от того, какие истерики закатывает Москва вообще и «Росавиация» в частности.

И вот тут уже как минимум не выглядит случайным, что по поводу украинских ракетных стрельб на украинском полигоне возмущается «Росавиация», с громовыми заявлениями выступает Совет Федерации, но вот официальный представитель МИД РФ Мария Захарова молчит. Даже свой Facebook по этому поводу не задействует. Потому как прекрасно понимает: на такой «калинке» аплодисментов не сорвешь, а как раз наоборот.

Но это еще не все. Дело не в том, что Ту-154 авиакомпании «Сибирь», о котором так старательно напоминают в РФ — это, увы, далеко не единственный пассажирский самолет, сбитый по ошибке во время учений ПВО. 30 июня 1962 года, в небе над Красноярском взорвался советский лайнер Ту-104 авиакомпании «Аэрофлот», летевший рейсом 902 из Хабаровска в Москву. Находившиеся на борту 76 пассажиров и восемь членов экипажа погибли. Потом выяснилось, что одна из частей ПВО, дислоцировавшаяся в районе Маганска, проводила учебные пуски.

Одна из ракет, потеряв свою цель, перенацелилась на гражданский самолет — точно так же, как это произошло с Ту-154 авиакомпании «Сибирь» уже над украинским небом. 11 сентября (вот уж роковая для авиации дата!) 1968 года жертвой такой же ошибки французских военных стал французский же лайнер SE-210 Caravelle III компании Air France, летевший рейсом 1611 из Аяччо в Ниццу. Самолет рухнул на дно Средиземного моря, находившиеся на борту 89 пассажиров и шесть членов экипажа погибли. Правда, ответственность своих военных Париж признал только через 43 года.

Список можно продолжать и еще при этом держать в голове, что не все подобные инциденты по вполне понятным причинам стали известны широкой публике. Важно другое. Украина о своих стрельбах по всем правилам предупредила. Причем сделала это заранее, с таким расчетом, чтобы заинтересованные авиакомпании и их пассажиры смогли бы сориентироваться. Да и начал декабря, прямо сказать, не самый горячий сезон авиаиндустрии на этом направлении — не Анталья летом и не Куршевель зимой. Плюс ко всему такие предупреждения в мире гражданской авиации появляются регулярно.

Да, начальство у гражданских и военных летчиков разное и еще в каждой стране свое, только вот небо одно на всех. Однажды автору этих строк на рейсе «Люфтганзы» из Франкфурта-на-Майне в Баку довелось услышать объявление командира корабля: в связи с операцией НАТО в бывшей Югославии туда перебрасываются войска, поэтому наш самолет летит по другому, «южному» транспортному коридору, и время полета может увеличиться минут на 20. А вернувшись домой, испытать пару неприятных минут, прочитав новость, что в тот же день уже Россия перегоняла на свою военную базу в грузинском Вазиани (сегодня там российских войск уже нет) два истребителя, не оповестив об этом заранее грузинскую службу контроля над воздушным движением.

Как потом признавали специалисты, самый страшный кошмар для диспетчера — это неизвестно откуда взявшийся самолет. А если он еще сравнительно небольшой и скоростной, то это кошмар в квадрате. Да, маленькая деталь: пост президента Грузии тогда занимал не «нехороший» Саакашвили, а Эдуард Шеварднадзе, у которого с Москвой были вполне нормальные отношения — по крайней мере внешне.

Но это, по мнению РФ, еще не было достаточно веской причиной «играть по правилам» в грузинском небе. А год назад Россия устроила впечатляющее военное шоу над Каспием. Сначала два дальних стратегических бомбардировщика Ту-160 ВКС России, известные также как «Белые лебеди», 20 ноября 2015 года в сопровождении четырех топливозаправщиков Ил-78 взлетели с аэродрома Оленья в Мурманской области, облетели Скандинавию, Великобританию, через Гибралтарский пролив достигли Средиземного моря, нанесли удар высокоточными крылатыми ракетами по объектам ИГ, а уже на обратном пути осуществили в небе над Каспийским морем дозаправку в воздухе.

А потом в СМИ РФ осторожно просочилась информация: на восточном берегу Каспия это «милитари-шоу» создало нешуточную угрозу гражданскому воздушному сообщению. И здесь напомнили: в международной практике о такого рода операциях принято оповещать заранее, чтобы не создавать опасности для авиапассажиров.

И вот на этом фоне по-настоящему пугают рассуждения уже российских военных экспертов, которые призывают «отреагировать максимально жестко» и сбивать все, что залетит в воздушное пространство над Крымом, объявленное российским, напоминая по ходу, что здесь у РФ развернуты системы С-400. А вот здесь уже нелишне вспомнить: малайзийский «Боинг», ответственность за гибель которого РФ в очередной раз попыталась взвалить на Украину, был сбит пророссийскими сепаратистами на Донбассе. А ЗРК «Буг», который затруднительно купить «в любом универмаге», им предоставила Россия.

И это не единственный такого рода прецедент уже в российском послужном списке. Здесь, наверное, достаточно вспомнить о двух корейских «Боингах», которые с промежутком в 5 лет сбивала советская ПВО.

Напомним: 20 апреля 1978 года советские истребители атаковали корейский гражданский лайнер, летевший по маршруту Париж — Анкоридж — Сеул. Над Арктикой, где нет ориентиров и диспетчерских пунктов, он отклонился от курса и в районе Кольского полуострова вошел в воздушное пространство СССР. Выйти с ним на связь даже не пытались — на перехват вышли два истребителя Су-15. Уже через три минуты был произведен пуск ракет. От разлетевшихся осколков корпуса лайнера погибают два человека, другие пассажиры получают ранения.

Пилотам, продемонстрировав невероятное мастерство, удается посадить «Боинг» на лед замерзшего озера. Шпионского оборудования на лайнере не нашли. Через пять лет, 1 сентября 1983 года, советский истребитель- перехватчик запустит ракету в другой южнокорейский лайнер — его пассажирам и экипажу повезет куда меньше. Здесь не выживет никто. Осведомленные эксперты напоминают: в 1981 году в небе над тогда еще советской Арменией советский летчик доблестно ТАРАНИТ… аргентинский гражданский грузовой самолет, который по ошибке вошел в советское воздушное пространство.

И самое главное, в РФ продолжают утверждать, что оба корейских «Боинга» выполняли шпионское задание. Но дело не только в этом. Неделю назад в Азербайджане отметили четвертьвековую годовщину трагедии у села Каракенд: 20 ноября 1991 года здесь армянскими сепаратистами был сбит вертолет Ми-8.

Погибли все 22 человека, находившиеся на борту, в том числе министр внутренних дел Азербайджана Магомед Асадов, генеральный прокурор АР Исмет Гаибов, вице-премьер Зульфи Гаджиев, госсекретарь Тофик Исмаилов, депутаты парламента Вагиф Джафаров, Вели Мамедов, журналисты Осман Мирзоев, только недавно занявший пост заведующего отделом аппарата президента, корреспондент АзТВ Алы Мустафаев, члены его съемочной группы Фахраддин Шахбазов и Ариф Гусейнзаде, члены российско-казахстанской миротворческой миссии…

Вначале заявили, что вертолет налетел в тумане на скалу. Потом признали: он был сбит тепловой ракетой. Которую, напомним еще раз, затруднительно купить на базаре. Прошло совсем немного времени, и такой же тепловой ракетой 28 января 1992 года в Карабахе сбит еще один гражданский вертолет, совершавший пассажирский рейс Агдам- Шуша. Погибли 44 человека — члены экипажа и пассажиры.

18 марта 1994 года в оккупированном азербайджанском Карабахе армянские силы из подаренного Москвой зенитного комплекса «Оса» сбивают иранский самолет С-130. Это транспортный «Геркулес», в странах НАТО такие самолеты использует главным образом армия, но это гражданский рейс — на этом самолете в Иран на праздник Новруз возвращались члены семей иранских дипломатов, аккредитованных в Москве. Власти ИРИ вначале начали расследование, но затем решили с Арменией не ссориться и заявили, что «Геркулес» взорвался в воздухе по неустановленной причине. И такое творилось не только в Карабахе.

Напомним: по меньшей мере пять грузинских пассажирских авиалайнеров были сбиты в 1993 году в Абхазии. Тогда Сухуми находился еще в руках законных властей Грузии, но абхазские сепаратисты при активной поддержке России «сжимали кольцо» и готовились к штурму. Жителей города эвакуировали, в том числе по воздуху. И самолеты становились легкой добычей: зенитные ракеты в момент взлета или посадки запускали с катеров в Сухумской бухте. Затем наступила пауза — до июля 2014 года.

Когда вспыхнул новый конфликт — уже на Донбассе, где под ударом оказался малайзийский «Боинг». Местные сепаратисты пытались сбить украинский военно- транспортный самолет, тем более что к этому моменту они уже уничтожили более 10 самолетов и вертолетов, принадлежавших ВВС Украины, но ракета в полете «перенавелась» на пассажирский самолет. А теперь Москва, судя по заявлениям разного рода экспертов, готовится устроить этакое «противовоздушное шоу» в оккупированном украинском Крыму.

И тут уже лучше не строить иллюзий: как показывает и аннексия этого полуострова, и «шутка» Путина насчет границ, и «пятидневная война» против Грузии, и та поддержка, которую Москва оказывает Армении, в Кремле не считают границы новых независимых государств чем-то серьезным. А значит, будут по-прежнему стрелять «на поражение» и делиться средствами ПВО со своими признанными и не очень сателлитами, не говоря уже о «форпостах». Другой вопрос, что вести такую политику безнаказанно до бесконечности не получится.