Рустам ПИРИЕВ
На днях было объявлено о проведении экстренного заседания Исполнительного комитета АФФА. Где и когда оно состоялось — вопрос второстепенный. Решений также было неожиданно мало — всего три, однако одно из них заслуживает особого внимания.
Напомним, что руководство АФФА приняло решение выдвинуть кандидатуру генерального секретаря Эльхана Мамедова в члены Исполкома УЕФА. Неслабая заявка, верно? Если бы еще пару лет назад сказали, что представитель азербайджанской Ассоциации будет баллотироваться в центральный орган европейского футбольного союза, эти слова были бы восприняты как шутка. Азербайджанский футбол и Исполком УЕФА? Нет, это нереально!
Немного официальной информации. Исполнительный комитет — высший исполнительный орган УЕФА. Он состоит из президента и 16 других членов, включая, как минимум, одну женщину, избранных Конгрессом УЕФА. В исполнительном комитете не может быть более одного представителя каждой ассоциации (это правило не относится к членам-женщинам). Каждый член исполкома занимает действительную должность в своей национальной ассоциации.
Исполнительный комитет избирает первого, второго, третьего, четвертого и пятого вице-президентов, один из которых также возглавляет Финансовый комитет. Президент УЕФА уполномочен предлагать кандидатов в вице-президенты. Срок полномочий для президента и членов исполкома, избранных Конгрессом УЕФА, составляет четыре года. Все члены исполкома могут быть переизбраны. Не могут быть избраны или переизбраны только чиновники в возрасте 70 лет и старше.
Если в составе исполкома освобождается место, то ближайший очередной Конгресс УЕФА выбирает замену до конца действующего срока полномочий. Если место освобождается во время последнего года полномочий члена исполкома, замена не выбирается. Срок полномочий для президента и членов исполкома начинается по окончании Конгресса, на котором они избраны и заканчивается по окончании Конгресса, на котором избран его преемник.
Исполнительный комитет уполномочен утверждать нормативные документы и принимать решения по всем вопросам, не попадающим под юрисдикцию Конгресса УЕФА или другого органа европейского футбольного союза. Исполком также управляет деятельностью УЕФА за исключением тех случаев, когда исполком делегировал полномочия — либо они были делегированы Уставом УЕФА — президенту или администрации европейского футбольного союза.
Исполнительный комитет имеет следующие обязанности, которые не могут быть переданы: общий контроль УЕФА и выдача соответствующих инструкций; определение организационной структуры; надзор за бухгалтерией; выбор трех аудиторов по управлению и контролю за соблюдением правовых норм, а также определение их сферы деятельности; назначение генерального секретаря и его заместителя по предложению президента; освобождение от должности генерального секретаря и его заместителя по предложению президента, либо в результате решения, принятого, как минимум, двумя третьими голосов членов исполкома; общий надзор за администрацией УЕФА, включая генерального секретаря и его заместителя, особенно в плане соблюдения законов, устава, постановлений и приказов; утверждение ежегодного плана деловой активности администрации УЕФА; составление письменного отчета для представления очередному Конгрессу УЕФА; изучение отчета, представленного администрацией УЕФА очередному Конгрессу.
Исполнительный комитет может делегировать обязанности по подготовке и воплощению решений или по ведению неких дел одному или нескольким своим членам. Исполком также уполномочен делегировать полномочия — частично или полностью — президенту, одному или нескольким своим членам и/или администрации УЕФА.
Как правило, исполнительный комитет собирается раз в два месяца, когда его созывает президент УЕФА. Президент также может пригласить на встречу исполкома третьих лиц в качестве консультантов. Для кворума нужно присутствие более половины членов исполкома, включая президента или, в его отсутствие, вице-президента.
Решения исполнительного комитета вступают в силу немедленно, если только сам исполком не решит иначе. Член Исполнительного комитета или президент не принимают участия в обсуждении и принятии решений по вопросам, касающимся связанных с ними национальных ассоциаций и/или клубов, а также в любом другом случае, когда возникает конфликт интересов.
Если коротко, то член Исполкома УЕФА достаточно активно участвует в процессе развития европейского футбола, а не просто сидит и голосует за то или иное пролоббированное руководством решение. Да, он не может участвовать в обсуждении вопросов, связанных со своей национальной ассоциацией или клубом, но фактор сотрудничества, взаимопонимания и доверия никто не отменял.
Находясь в составе высшего исполнительного органа УЕФА, трудно не наладить контакт с иностранными коллегами, играющими важную роль не только в своих странах, но и на европейской футбольной арене.
Так что же Эльхан Мамедов? Есть ли у азербайджанского кандидата шансы на победу? Скорее, да, чем нет.
Находить общий язык и договариваться с важными партнерами азербайджанский функционер явно умеет. Ярким примером тому стало проведение в Азербайджане чемпионата мира среди девушек 2012 года и континентального первенства среди мальчиков в текущем году. Право на проведение четырех матчей финальной стадии ЕВРО-2020 в Баку также, в основном, заслуга генсека. Опыт в управлении футболом нынешний генсек также набрал немалый.
Придя в АФФА в июле 2007 года, еще молодой, но уже амбициозный функционер решил изменить все и сразу. Получалось у него это с переменным успехом, но, в конце концов, свою философию и стратегию работы Мамедов все же выстроил.
Как следствие — теперь в азербайджанском футболе чувствуется стабильность, финансовая обеспеченность и равномерность во всех отраслях. Немного бы еще улучшить результаты на уровне детско- юношеского футбола и поспособствовать развитию футбола в регионах, и число доброжелателей ключевой фигуры АФФА только повысится.
Кстати, недавно прошел слух, что идея с выдвижением кандидата в Исполком УЕФА рассматривалась еще в конце 90-х, когда Ассоциацией руководил Фуад Мусаев. В частности, отмечается, что сам президент мог войти в команду Леннарта Юханссона. Если это правда, безусловно, жаль, что тогда сей факт не свершился, ибо Азербайджан вполне мог получить неплохие дивиденды от присутствия своего человека в головном офисе европейского футбольного союза. Но что теперь жалеть о прошлом? Пора писать новую историю. Почему бы и нет?!