А.ШАКУР
Власти Турции продолжают расследование очередного теракта. Напомним: по меньшей мере два человека погибли, 21 получил ранения в результате взрыва, прогремевшего в турецком городе Адана на юге страны, сообщает CNN Turk.
Взорвался автомобиль, припаркованный на общественной автостоянке возле здания канцелярии местного губернатора. После взрыва на стоянке начался пожар. Взрывной волной также выбило стекла из окон соседних зданий.
Как сообщает издание Hurriyet, к месту взрыва прибыли машины скорой помощи. В настоящее время все раненые доставлены в больницу. Ведется расследование. По данным BBC, полиции уже удалось установить номерной знак взорванного авто. Пока ответственность за взрыв не взяла на себя ни одна из действующих в Турции группировок, указывает Newsru.
Местные власти уже заявили, что взрыв предположительно совершила женщина, а целью нападения был сам губернатор Аданы — он должен был прибыть на работу буквально через пять минут после инцидента, указывает Euronews. Правоохранительные органы Турции уже высказали предположение, что за терактом могут стоять сторонники Рабочей партии Курдистана (РКК). В то же время пока никто не взял ответственности за нападение.
Как отмечает РИА «Новости», губернатор вилайета Адана Махмут Демирташ подтвердил предположения, что в совершении теракта подозревают женщину. «…Возле входа в здание администрации была взорвана машина. В совершении теракта подозревается женщина», — цитирует губернатора телеканал NTV. В ночь на 25 ноября стало известно, что полиция задержала водителя еще одного автомобиля, начиненного взрывчаткой, сообщает агентство DHA.
По данным агентства, подозрительная машина была замечена сотрудниками полиции Адана. После того как водитель не подчинился требованию полиции остановиться, по нему был открыт огонь. Водитель был ранен и задержан. Под охраной полиции он был отправлен в больницу. По предварительным данным, машина, которую он вел, оказалась заминированной. Предупреждения, что в Адане возможен теракт, уже поступали, Как напоминает Newsru, в марте нынешнего года власти США приказали семьям американских военных и дипломатов покинуть провинции Адана, Измир и Мугла из-за возможной угрозы безопасности. Нынешний взрыв прогремел вскоре после того, как США предупредили о возможности теракта в Адане.
В сентябре генеральное консульство США в этом турецком городе сообщало, что экстремистские группировки «продолжают агрессивные усилия для атак американских граждан и других иностранцев в Адане», напоминает The Telegraph. Кроме того, Госдепартамент США призывал американских граждан избегать поездок в юго-восточную часть Турции.
Отметим, что Турция в последние месяцы пережила целую череду громких терактов. Так, в начале ноября мощный взрыв прогремел в городе Диярбакыр — погибли по меньшей мере восемь человек. В октябре еще один теракт произошел на юго-востоке страны — в уезде Шемдинли. У поста полиции был взорван заминированный автомобиль. Тогда также сообщалось о восьми погибших. До этого в столице Турции Анкаре при проведении полицейской операции подорвали себя два террориста-смертника. Никто из полицейских не пострадал.
Здесь, конечно, нелишне задать вопрос: в какой степени ответственность за нынешний всплеск террора РКК в Турции должны нести рафинированные европейские политики — те самые, которые требуют от Турции пересмотреть ее «антитеррористическое» законодательство и перманентно критикуют за «нарушение прав человека»? Накануне, напомним, Европарламент единогласно проголосовал за резолюцию, призывающую Еврокомиссию и правительства странов — членов Евросоюза заморозить текущие переговоры с Турцией о вступлении ее в ЕС, о чем сообщает РБК со ссылкой на Reuters.
Свое решение европейские законодатели объяснили «непропорциональной», с их точки зрения, реакций Анкары на неудавшуюся попытку военного переворота. Однако не менее важно и другое. Многие СМИ, рассказывая о теракте, напоминают, что город Адана расположен в 40 км от побережья Средиземного моря и примерно в 16 км от военной базы «Инджирлик», которую США используют для нанесения авиаударов по позициям боевиков террористической группировки «Исламское государство». Куда реже упоминается другое.
Во-первых, от Аданы рукой подать до сирийской границы. А до Алеппо, где сегодня идут бои, всего-то 4 часа на машине. Еще ближе, в 2 часах езды, город Газиантеп, а это уже Восточная Анатолия, район традиционной активности боевиков РКК. Чуть к югу от Аданы — знаменитый Хатай, с чьей принадлежностью Турции в Сирии так и не смирились. Именно здесь год назад «залетел» в турецкое воздушное пространство злополучный российский Су-24, который после неоднократных предупреждений был сбит.
И самое главное, от Аданы рукой подать до Джейхана, того самого, которому Реджеп Тайип Эрдоган обещал славу «второго Роттердама». Здесь, напомним, расположен терминал имени Гейдара Алиева, где заканчивается главный экспортный трубопровод Азербайджана — Баку-Тбилиси-Джейхан. Рядом с ним — «иракский» терминал, где в танкеры загружается нефть, поступающая по нефтепроводу Киркук-Юмурталык-Джейхан. И, по меньшей мере, трудно исключать, что взрыв у канцелярии губернатора Аданы нацелен не только и не столько на базу «Инджирлик», сколько на Джейханский терминал.
Строго говоря, развязать «террористическую войну» против трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан в РКК обещали еще в девяностых. Одним из первых эти угрозы озвучил представитель родственного РКК «Фронта национального освобождения Курдистана» Махир Велат. Но самое интересное, что Велат в это время возглавлял офис «Фронта национального освобождения Курдистана», открыто действовавший в столице России Москве. Еще раньше, в 1993 году, с аналогичными угрозами в адрес нефтяных компаний, как о том сообщили «Московские новости», выступила армянская террористическая организация АСАЛА.
Не забывать об интересах армянского народа ради каспийской нефти вскоре в своем письме из французской тюрьмы посоветовал террорист из АСАЛА Варужан Карапетян, отбывавший пожизненный срок заключения за попытку взорвать в воздухе самолет «Турецких авиалиний» — из-за случайной задержки рейса бомба сработала на земле, убив «всего лишь» 8 человек. В марте 2001 года Варужан Карапетян, напомним, был выпущен из французской тюрьмы и перебрался на постоянное жительство в Армению, где его встретили как героя.
Наконец, по меньшей мере примечательно, что в те же годы в Москве прилагались прямо-таки титанические усилия, чтобы проект Баку-Тбилиси-Джейхан так и остался проектом. Российские экономисты называли его «политическим» и «нежизнеспособным». Но самое главное, против независимого углеводородного экспорта Азербайджана с самого начала пытались разыграть «террористическую карту».
При этом ни для кого не секрет и тем более не новость, что Москва еще с советских времен оказывала и — будем реалистами — по-прежнему оказывает поддержку РКК. Вначале помощь курдским террористам «прокачивалась» через вполне лояльную Кремлю Сирию, позже — через «любимый форпост» в лице Армении.
В Москве вполне официально действовало представительство РКК, в подмосковном поселке Гаврилов Ям существовал «летний лагерь» той же РКК. А когда в 1997 году вспыхнул первый «оружейный скандал» — Россия, как выяснилось, подарила Армении оружия ни много ни мало на миллиард долларов в обход всех официальных и законных каналов, — оказалось, что немалая доля этого оружия «всплыла» на позициях РКК в Северном Ираке, и вряд ли в Армении решились бы на такое «самоуправство» без разрешения Москвы. И уж точно сегодня не любят вспоминать еще одну историю. В 1998 году Турция и Сирия оказались в шаге от полномасштабной войны — из-за той поддержки, которую Дамаск оказывал РКК. Власти Сирии, не без причин испугавшись войны с Турцией, «посоветовали» лидеру РКК Абдулле Оджалану поискать другое убежище.
А затем в прессу просочились фотографии Оджалана на одной из подмосковных «спецдач». Эти фотографии можно было «официально не замечать», но когда сам Оджалан обнаружился на борту аэрофлотовского рейса Москва — Рим, ситуация стала просто гротескной. Арест в Риме, скандальное освобождение, игра в кошки-мышки и наконец арест в кенийском Найроби — все это было уже потом.
К началу «нулевых» страсти понемногу утихли. А президент России Владимир Путин устраивал разнос своим подчиненным: как это так могло получиться, что трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан уже построен и действует, а маршруты, которые поддерживала Россия, все еще в эскизных проектах?
Только вот попыток заблокировать «неправильный» и «излишне», по мнению Москвы, независимый экспорт нефти, а теперь уже и газа из Прикаспия в Кремле пытались и позже. Во время «пятидневной войны» России против Грузии в 2008 году «трубопроводный аспект» обозначили многие. Тем более что к этому моменту в мире уже открыто заговорили о «трубопроводном оружии» России — Москва без колебаний использовала поставки нефти и газа как средство политического давления.
Тогда российская армия до трассы ВТС не дошла, но взрыв на трубопроводе произошел. И до сих пор в СМИ просачиваются «утечки», что в реальности имел место не «технический инцидент», а самая настоящая диверсия, слишком профессиональная, чтобы она могла быть осуществлена руками боевиков РКК.
Не менее интересные события развернулись и летом 2015 года. Напомним: перед этим тогдашний премьер-министр, ныне — президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган инициировал масштабный процесс политического урегулирования курдской проблемы. Но затем ситуация стремительно вышла из-под контроля.
Как уже рассказывалось в Echo.az, вечером 16 июля 2015 года террористы РКК вблизи села Дашбурун Гарагоюнского района Игдыра перекрыли дорогу, ведущую от Игдыра к контрольно-пропускному пункту Дилуджу между Турцией и Нахчыванской Автономной Республикой, и остановили грузовой автомобиль TIR.
Высадив водителя, они подожгли грузовик и сбежали с места происшествия. И только через 4 дня, 20 июля 2015 года, произошел теракт в Суруче, после которого РКК официально объявила о выходе из режима прекращения огня. После чего в Турции началась такая вакханалия террора, которую и в прямом, и в переносном смысле невозможно было подготовить за пару дней.
Причем новая волна террора тут же приняла «нефтегазовую» направленность. 28 июля террористы подорвали газопровод, который идет из Ирана в Турцию, — теракт произошел на территории вилайета Агры, сопредельного с Ираном и Арменией. Затем был подорван нефтепровод Киркук-Юмурталык, по которому в турецкий порт Джейхан поступает уже иракская нефть. И да, небольшая деталь.
Как уверены эксперты, все это происходило на фоне стремительного ухудшения отношений Москвы и Анкары, причем «с подачи» РФ. РФ и Турция, напомним, весьма успешно сотрудничали во многих сферах, в Анкаре не поддержали наложенных на РФ санкций за Крым и Донбасс…А в ответ 24 апреля 2015 года президент РФ Владимир Путин отправился в Ереван. Летом сорвались переговоры официальной Анкары с РКК.
А в сентябре того же года началась операция ВКС России в Сирии, сопровождавшаяся бомбардировками туркманских деревень и впечатляющей «информационной войной» против Турции. Причем в центре этой «информационной войны» вновь оказался Джейханский терминал, через который, по версии РФ, прокачивалась «контрабандная игиловская нефть».
Дальнейшие события тоже известны: серия «залетов» российских самолетов в турецкое воздушное пространство, гибель одного из них и острейший кризис в отношениях двух стран. Сегодня Москва и Анкара вновь идут на сближение. Однако теракт в Адане не позволяет исключать, что, как и весной 2015 года, это «сближение» может в любую минуту обернуться новым кризисом. Просто потому, что в Москве так и не научились отличать миролюбие от страха, а Джейханский терминал остается для России очень неудобной реальностью.