Абдул КАГРАМАНЗАДЕ, эксперт в области телекоммуникаций Азербайджана, кандидат технических наук, доцент, эксперт Организации Объединенных Наций (ООН)
Рост объема трафика в сетях связи Азербайджана сегодня радикально меняется взрывным ростом обмена, прежде всего не голосовой информации в телекоммуникации. Трафик (нагрузка) — это сумма требованных вызовов по данному пучку (направлению) в течение определенного интервала времени (часа занятии), выраженная в Эрланг (безразмерная единица интенсивности этих вызовов).
Сегодня и в Интернете мы явно ощущаем недостаточность мечты вчерашнего дня — условной единицы, называемой основным цифровым каналом, с пропускной способностью в 64 кбит/сек., а молодежь Азербайджана уже не устраивает скорость канала с пропускной способностью 2048 кбит/сек., им подай скорость, как минимум, в десять раз большее.
Считается, что в последние годы большие проблемы у операторов связи вызывает пиратство (хищение) трафика в телекоммуникации, и функционирование «черных» коммутационных центров, выражающееся в незаконном предоставлении услуг связи, в том числе Интернета. А масштаб этого явления, видимо, огромен, что отображается как в средствах массовой информации, так и в отраслевых, и финансовых документах связи, как следствие несанкционированного доступа (НСД), нарушающего правила разграничения доступа с использованием штатных средств, предоставляемых средствами телекоммуникации, вычислительной техники и автоматизированными системами.
Западные аналитики еще 10 лет тому назад подсчитали, что современным телеком-сетям пиратство в отрасли обходится до 13 млрд. долл. в год. И растут они на 10-15% ежегодно («Вестник связи» N6, Москва,2005г.). Условно, разновидностей или технологий пиратства трафика в телекоммуникации (в том числе в Интернете) множество.
Их, видимо, можно разделить на три типа: хищение у абонентов; хищение у операторов (провайдеров); хищение у страны и т.д. Первый тип пиратства, видимо, сводится к ситуации, когда тарификация за действительно предоставленную услугу связи реально происходит, но объектом для выставления счета становится посторонний абонент (несанкционированное подключение к абонентской линии, клонирование сотовых телефонов, «перехват эфира» у бытовых радиотелефонов, подмена Автоматического Определителя Номера (АОН), и т. д.).
К первому виду пиратства относится также заметное занижение скорости Интернет-услуги, предоставляемой действующими провайдерами страны обычным рядовым абонентам. Для отрасли связи это чревато явными негативными взаимоотношениями с абонентами и, как следствие, убытками в отрасли. Поэтому при правовом государстве Администрация связи (Минсвязи) обязана заблаговременно пресечь такие явления, в том числе и на основе заявлений пострадавших абонентов.
Операторы и провайдеры обязаны установить факт наличия пиратства и снижения скорости предоставляемых услуг Интернета и обеспечить нанесенный ущерб клиентам. Второй тип пиратства сводится к ситуации, когда тарификация за реальные услуги связи Телеком-оператора или Провайдера Интернет-услуг происходит, мягко говоря, «недобросовестно».
Например, международный телефонный разговор (условно) с Казахстаном тарифицируется, как междугородный разговор с городом Казах, а разница тарифов, существующих для этих двух направлений, и составляет доход телефонных пиратов, действующих у операторов. По-видимому, в ряде случаев тарификации, может, не происходят совсем (незаконно осваивая выполненные услуги).
Этот тип пиратства опасен тем, что Телеком-оператор, у которого происходит, по сути, хищение международного (междугородного) трафика, и Администрация (Минсвязи) долгое время могут как бы, не догадываться и не знать об этом. Следовательно, хищение трафика не контролируется системами тарификации Администрации связи, что создает почву не только для извлечения незаконной прибыли, но и вероятность для использования этих направлений, например, террористами и кибер-преступниками.
Посредством подобной пиратской технологии возможно дистанционное прослушивание местных телефонных разговоров. Худшее из них, если это пиратство происходит в государственном масштабе. Хищение международного (междугородного) трафика актуально для всех направлений, но особенно это опасно для международного транзитного трафика, что объясняется следующими тремя причинами: достаточно необоснованно высоким тарифом в отрасли, отсутствием в стране альтернативного международного оператора связи и отсутствие двусторонних договоров между Администрацией (Минсвязи) страны и всеми развитыми странами мира о трафике.
Третий тип пиратства трафика в телекоммуникации сводится к умышленному использованию территории, международной (а часто спутниковой) станции страны для транзитной перекачки телеком трафика из одной страны в другую. Как правило, в этом случае пиратство трафика начинают оправдывать отсутствием якобы двусторонних договоров между странами, играя, как говорят, под дурачка.
Можно рассмотреть рад алгоритм действия таких центров, которые потенциально реализуемы злоумышленниками в Телеком-сети и у первичных Интернет-провайдеров. Возможен пропуск НСД с помощью двух Автоматических междугородних телефонных станций (АМТС), или двух международных станций в разных странах мира.
Однако реальная картина по трафику становится ясна только тогда, когда Администрация связи страны (Минсвязи) целенаправленно уделяет этому особое внимание, начиная от условий объявленного тендера на закупку современной цифровой Международной станции с учетом требуемых измерительных устройств и программного обеспечения, и не тратит на это дополнительные средства, якобы опомнившись спустя годы.
Например, ошибка в программном обеспечении еще в 1991г. стала причиной генерации в сети США миллионов ошибочных сигнальных единиц Общеканальной сигнализации (ОКС) N7, что привело к простою всей сети страны. Другой пример — «Хищение» интернет-трафика Беларусь Телекома в 2012-2014 гг.. Поэтому современная сетевая сигнализация является важным элементом обеспечения надежности сетей телекоммуникации, которая включает в себя следующие функции: мониторинг; анализ и экспертная оценка; статистические данные о трафике; исследование нештатных ситуаций; вспомогательные функции и т.д.
Для обнаружения «пиратства» требуется независимый мониторинг, но лучшее лекарство от пиратства (хищения) — это искоренение в стране монополизма как операторов, так и называемых первичных интернет-провайдеров. Следует отметить, что с началом приватизации в телекоммуникации, часть услуг международной связи, предоставляемых операторами новых сетей, альтернативно будет реализовываться новым путем, минуя государственные международные центры (видимо, как это было для «АзЕвроТел»), но главное — искоренение монополии услуг.
Понятно, что вопрос взаимоотношения государства и бизнеса существует в любой стране, но для Англии, например, данный вопрос решен еще со времен Маргарет Тэтчер. Эти взаимоотношения определяются по объективным причинам, например, в процессе приватизации операторов и появления новых субъектов на рынке связи.
Здесь требуется, чтобы обе стороны могли услышать друг друга, обменяться мнениями, обсудить возникающие проблемы у обеих сторон, и т.д., а не по «звонку сверху». Могут возникнуть проблемы в связи с тем, что одна сторона (например, государство) прикрывается якобы интересами обороны, безопасности и вопросами управления государством (видимо, на подобие событий осени 2015 года в Минсвязи), а другая сторона (особенно частный оператор) заботится об экономической отдаче своих инвестиций, прозрачности взаимосвязи отрасли, исключения вмешательства госструктур…
Поэтому очень важно, чтобы участники этих процессов имели возможность нормально общаться между собой для решения вытекающих проблем регуляторами отрасли вне госструктур (вне Минсвязи), или не быть под колпаком у спецслужб.
Вероятно, все, что произошло осенью 2015 года в Минсвязи, можно объяснить отсутствием контроля над несанкционированным доступом в отрасль, может где-то ради наживы, а может эти нечистоплотные лица шли против своей совести, ставя собственные меркантильные интересы выше вопроса безопасности отрасли связи и родины в целом.
Даже не связисты, а рядовые потребители понимают, что, пользуясь своим монопольным правом, Администрация отрасли (Минсвязи) завышает тарифы на услуги международной связи, что, видимо, и послужило появлению в свое время в странах СНГ полулегальных услуг «колл-бэк» (связь по обратному вызову), по явно низким ценам. Другой, и я бы сказал особый предмет разговора, — это изощренный метод пиратства трафика и скорости предоставляемых услуг Интернет-провайдерами, о котором, наверно, хорошо знают многие пользователи в Азербайджане.
В Европе, считается, что такие вещи обычно происходят в странах из-за закрытости общества, отсутствия альтернативной связи и независимого регулятора отрасли вне госструктур, преднамеренного хаоса и отсутствия прозрачных данных о реальной статистике по поводу таких параметров, как: число фиксированных телефонных аппаратов, число персональных компьютеров и число фиксированных интернет-абонентов на 100 жителей.
Цивилизованный мир признает лишь один параметр, касающийся взаимоотношений как между операторами, так и между различными странами. По рекомендации Международного Союза Телекоммуникации (ITU) как принцип регулирования взаиморасчета берется реальный поток трафика между операторами и странами. Для отрасли связи Азербайджана более 25 лет источником таких статистических данных является Статистический Сборник Регионального содружества в области связи (РСС), созданный 17 декабря 1991 году в Москве, и имеющий международный статус для 11-ти стран СНГ (сегодня уже без Грузии).
К примеру, интересна статистика международного трафика — зеркало взаимосвязи Азербайджана с внешним миром. Она показывает, что объем исходящего международного трафика в Азербайджане на 2013 год по сравнению с Беларусью намного меньше. А сравнение тарифов на междугородный телефонный разговор по данному же источнику показывает, что столица Азербайджана — самая дорогая из 11 стран СНГ, наши тарифы в несколько раз дороже опять же столицы Беларуси.
Таким образом, вопросы регулирования трафика в действующих сетях связи четко зависят от методов планирования Администрации связи (Минсвязи) и от информационно-технических характеристик таких сетей, а проблемы пиратства связаны не только с потерей живых денег, но, видимо, и от таких событий, которые случились осенью 2015 г. в Минсвязи Азербайджана. А устранить эти проблемы под силу лишь независимому регулятору отрасли, вне госструктур.