Дж.АЛЕКПЕРОВА
По последним данным, среди стран СНГ в Азербайджане самый низкий уровень ненаблюдаемой экономики. Однако отечественные эксперты придерживаются иной точки зрения.
«Если ежегодный объем ВВП Азербайджана за прошлый год составил 54,4 миллиарда манатов, из них до 30% приходится на долю теневой экономики. Получается, что ежегодно в нашей стране 12-15 миллиардов манатов уходит в тень», — сказал Еcho.az глава Центра исследований устойчивого развития Нариман Агаев.
По его словам, теневая экономика — это зло, с которым необходимо бороться.
«Безусловно, сегодня необходимо, чтобы страна полностью перешла на безналичный расчет. Уже наблюдается определенный прогресс, но пока его объем составляет всего до 10-15% от всех расчетов в стране. Это очень низкий показатель. Во многом потому, что люди не могут к этому привыкнуть», — сказал он.
Как сказал эксперт, кроме этого, необходимо в стране реализовать экономическую амнистию, а уже потом строго наказывать тех, кто скрывает свои доходы и не платит налогов.
Как отмечает «Российская газета», среди стран СНГ в Азербайджане самый низкий уровень ненаблюдаемой экономики — 9% ВВП.
«Самые высокие показатели по ненаблюдаемой экономике, которая включает в себя теневое, незаконное производство, а также продукцию домашних хозяйств и предприятий, не охваченных статнаблюдением, из стран Содружества, в Казахстане — 27,3% ВВП. Самый низкий в Азербайджане — 9%. По теневой экономике в этих странах также самый высокий и самый низкий показатели в СНГ — 11% и 2,5% соответственно. Проблема неконтролируемых сегментов обсуждалась на заседании совета Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП), объединяющей профсоюзы стран СНГ», — отмечает издание.
Относительно невысокие показатели ненаблюдаемой экономики в СНГ говорят о том, что оценить ее масштабы нелегко.
Эксперты констатируют, что в ряде стран СНГ в последние годы весьма скромные расходы консолидированного бюджета на социальную сферу.
Как заявил в беседе с Еcho.az эксперт общественного объединения «Содействие экономическим инициативам» Самир Алиев, в период кризиса доля ВВП в стране уменьшается, а соответственно, растет теневая экономика.
«Но если посмотреть с другой стороны, то в период кризиса идет совершенствование законодательной базы, направленной на то, чтобы вывести теневую экономику из тени. В целом, теневая экономика — это безусловное зло и кризис в том числе, это один из результатов процветающей теневой экономики. Возможно, если бы в Азербайджане не был бы столь внушительный процент теневой экономики от ВВП, то кризис на нас сказался бы в меньшей степени,» — сказал он.
«Некоторые эксперты говорят о том, что в период непростой финансовой ситуации в стране нельзя давить на теневую экономику, так как она кормит, к примеру, тех, кто остался без работы и нашел свою работу в нелегальном секторе. Но, напротив, необходимо искать пути для того, чтобы перевести нелегальные секторы на легальные основания, необходима амнистия капиталов, которые были заработаны и вывезены какими-то окольными путями. Только эти меры помогут оздоровить экономическую ситуацию в государстве».
По его словам, если говорить о методах борьбы с теневой экономикой, то это прежде всего переход к безналичному расчету.
«В Азербайджане в данной области наблюдается определенный прогресс, но пока не приходится говорить об особых успехах в этом вопросе. Переход к безналичной системе расчета в нашей стране пока находится на начальном этапе, его объем составляет всего 5-10% от всех расчетов в стране. В некоторых странах Европы безналичный расчет составляет 80-90%, к примеру, в Швеции в обозримом будущем полностью перейдут к данной системе. Вторым методом борьбы с теневой экономикой являются усовершенствование законодательной базы и работа по развитию механизмов воздействия на эти процессы гражданского общества», — резюмировал Самир Алиев.