За рубежом, Эхо

Турция не пересматривает своих отношений с НАТО

turkey-nato-turciya-natoНУРАНИ

Мировое экспертное сообщество продолжает анализировать и  комментировать программные заявления, прозвучавшие в ходе  стамбульской конференции ПА НАТО.

И если по понятным  причинам на Южном Кавказе в центре внимания были  заявления турецких официальных лиц, посвященные  отношениям с Арменией, то для внерегионального экспертного  сообщества едва ли не главной темой были отношения Турции с  ее партнерами по Североатлантическому альянсу. Тем более что  «информационный фон» оказался весьма разнообразным.

Власти Германии вместе с европейскими структурами накануне  в очередной раз подвергли Турцию жесткой критике по вопросу  прав человека. В самой Анкаре дали понять, что рассчитывали  и рассчитывают на большее понимание со стороны союзников в  таком деликатном вопросе, как борьба с терроризмом.  Накануне, как признавал, в частности, «Регнум», президент  Турции Реджеп Тайип Эрдоган в интервью программе «60  минут» телекомпании CBS обвинил президента США Барака  Обаму и вице-президента Джо Байдена в том, что они  «несерьезно» подошли к решению проблем Сирии.

По словам  Эрдогана, «продолжающаяся война в Сирии создала угрозу  безопасности на южных границах Турции, помешала оборонным  возможностям Анкары и привела к тому, что в Турции оказались  три миллиона беженцев из Сирии. «Мы отвечаем на эти  проблемы, мы обсуждали их с президентом Обамой и вице-  президентом Байденом. Они оказались не на высоте в этой  ситуации и не смогли серьезно подойти к этим вопросам. Для нас  это достаточно огорчительно».

«Эрдогана можно понять, так как  он, как писала турецкая газета Daily Sabah, «обозначил свой  огромные геополитические надежды с момента, когда после  избрания на первый президентский срок Барак Обама совершил  свой первый визит в Турцию»» — напоминало агентство.

При  этом напомним: позиции США и Турции разошлись по такому  чувствительному для Анкары вопросу, как отношение к  курдским вооруженным формированиям в Турции и Сирии,  точнее, беспокойство вызвала готовность Вашингтона  поддерживать даже те группировки, которые в Анкаре не то  чтобы совсем уж без оснований считали союзниками РКК.

Еще больше накалила двусторонние отношения двусмысленная  ситуация вокруг Фетхуллаха Гюлена, которого в Анкаре  считали и считают вдохновителем неудавшегося июльского  путча. В Вашингтоне вроде бы и не отказали Анкаре в его  экстрадиции, но вопрос слишком затянулся. И самое главное,  нет гарантий, что он будет решен положительно.

С другой стороны, в отношениях Турции и Евросоюза (ЕС) также  назревает новый кризис. В тот момент, когда Анкара требует  отмены виз в рамках выполнения соглашения об ограничении  миграции, Брюссель значительно усилил критику турецких  властей.  Наконец, перед самым натовским форумом в Стамбуле, как  сообщал, в частности, «Коммерсантъ», военнослужащие  турецкой армии, проходящие службу на авиабазе НАТО в  германском городе Рамштайн, запросили у властей ФРГ  политическое убежище.

Как уточнял ТАСС со ссылкой на  немецкий телеканал Sudwestrundfunk, турецкими гражданами  являются около 30 сотрудников авиабазы, но точное число  запросивших убежище военных не уточняется. Причиной подачи  прошений военнослужащие назвали политическую ситуацию в  Турции, где после попытки путча 15 июля задержаны уже 7,5  тыс. человек, из них свыше 6 тыс.- военнослужащие, а также  полицейские, судьи и прокуроры. Администрация городского  района Кайзерслаутерн, на территории которого находится  военная база, подтвердила факт получения заявки от турецких  военных.

Однако о каком-либо решении Ведомства по делам  миграции и беженцев пока неизвестно. Земельные власти также  отказались комментировать ситуацию, объяснив это  «соображениями безопасности и защиты прав сотрудников  авиабазы». По мнению одного из германских политологов,  признание права турецких военных на убежище в ФРГ означало  бы, что власти Германии более не признают Турцию правовым  государством.

Возможно, конечно, что у офицеров, служащих на базе  «Рамштайн», есть повод занервничать. Как напоминает «Ъ», 18  октября, по данным турецких СМИ, в Турции были арестованы  40 военнослужащих. Их подозревают в связях с Фетхуллахом  Гюленом, которого турецкие власти обвиняют в организации  попытки переворота.

Военнослужащие, в том числе два  полковника и три майора, были арестованы на авиабазе  турецкого города Конья. Затем и глава НАТО Йенс Столтенберг  сообщил, что несколько офицеров турецкой армии, которые  служат на командных позициях в НАТО, попросили убежища  после попытки военного переворота в Турции 15 июля.  В свою очередь, немалую интригу создал и сам Реджеп Тайип  Эрдоган. Во время визита в Узбекистан и Пакистан президент  Турции раскритиковал Европейский союз и задумался о  вступлении в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС),  сообщило РБК со ссылкой на Sabah. По словам Эрдогана, Brexit  в Европе может распространиться, подобные заявления  «раздаются из Франции и Италии».

«Турция должна чувствовать  себя комфортно, будет она в ЕС или нет», — сказал Эрдоган.  «Почему бы Турции не стать членом ШОС?» — добавил  президент, отметив, что уже обсуждал этот вопрос с президентом  России Владимиром Путиным и президентом Казахстана  Нурсултаном Назарбаевым. Эрдоган считает, что членство его  страны в ШОС обеспечит Турции больше свободы действий.  О том, что у Турции есть альтернативы вступлению в Евросоюз,  22 октября говорил премьер-министр Турции Бинали  Йылдырым.

По его словам, для того чтобы вступить в ЕС,  Турция работала полвека и «сделала на этом пути даже больше,  чем следовало».  Правда, очень скоро стало понятно, что скорого вступления  Турции в ШОС ждать не следует. Турция пока не подавала  официальной заявки на присоединение республики к  Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), заявил ТАСС  спецпредставитель президента России по делам ШОС, посол по  особым поручениям МИД Бахтиер Хакимов.

«Есть установленный порядок приема новых членов в  организацию, официальной заявки от Анкары пока не было,  — сказал дипломат, комментируя высказывания турецкого  президента Реджепа Тайипа Эрдогана.  Наконец, изрядную почву для спекуляций создали и новости, что  в Анкаре задумались над приобретением российских ЗРК С-400.  Правда, официальные переговоры еще даже не начинались, и в  Анкаре дают понять, что рассматривают не только российский  вариант, тем не менее экспертное сообщество уже вовсю строит  версии. Включая и те, что информация о грядущем  приобретении российских ЗРК «запущена» для американских  «ушей».

Все это теперь стало темой обсуждения в Стамбуле.  Строго говоря, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг  еще перед своей поездкой в Стамбул дал интервью Норвежскому  телеграфному бюро, где подчеркнул, что союз с Турцией имеет  ключевое значение для Европы и НАТО, однако сложившаяся  внутри страны политическая ситуация делает ее положение в  мире достаточно уязвимым.»Турция — важный союзник, но также  и уязвимый союзник», — отметил Столтенберг, подчеркнув, что  географическое положение Турции делает ее ключевым членом  блока, который вносит свой вклад с борьбу с террористической  группировкой «Исламское государство» и разрешение  миграционного кризиса, отмечает ТАСС.

«Поэтому крайне  важно, чтобы мы (другие члены НАТО) продолжали работать в  тесном союзе с Турцией. Это важно и для остальных стран  Европы», — сказал генсек. Еще раньше, напомним, в интервью  одному из немецких тележурналистов Йенс Столтенберг в ответ  на критику арестов и задержаний в Турции напомнил, что эта  страна пережила попытку военного переворота и имеет право  задерживать и привлекать к ответственности его организаторов  и соучастников.

Неслучайно, что, как передает «Взгляд», президент Турции  Реджеп Тайип Эрдоган в воскресенье предостерег НАТО от  предоставления защиты в альянсе турецким военнослужащим,  которых турецкие власти считают террористами. «Как  террористы или военнослужащие, которые были замешаны в  попытке переворота, могут быть на службе в НАТО? Альянс не  может разрешать такого рода прошение об убежище.

Те, о  которых идет речь, обвиняются в терроре», — приводит его слова  РИА «Новости» со ссылкой на Agence France-Presse. По его  словам, правительство потребовало, чтобы те военнослужащие,  которые просили убежища, были экстрадированы.  Теперь же в вопросе политической ориентации Турции точки  над i расставил сам Реджеп Тайип Эрдоган.

Турция, начиная с  холодной войны, стала неотъемлемой частью НАТО и  продолжает оказывать политическую и военную поддержку  деятельности альянса, заявил президент страны Реджеп Тайип  Эрдоган, выступая на 62-й сессии парламентской ассамблеи  Североатлантического альянса в Стамбуле. «НАТО — это  платформа безопасности, которая соединяет страны, связанные  с идеалами развития демократических ценностей. Турция,  которая имеет вторую по численности армию в структуре НАТО,  во времена холодной войны стала неотъемлемой частью  альянса.

Турция продолжает оказывать политическую и  военную поддержку усилиям НАТО по защите мира во всем  мире», — приводит его слова РИА «Новости».

По его словам, Анкара с самого начала выступала за поиск  политического урегулирования сирийского кризиса,  поддерживала территориальную целостность Украины,  отслеживала случаи нарушений прав человека в Крыму.

«Мы дали новый важный импульс в нормализации отношений с  Россией, придаем приоритет урегулированию региональных  вопросов», — добавил турецкий президент.  Он отметил, что Турция способствует разрешению кризиса в  Афганистане, которому с 2001 года выделила 1 млрд долларов  на различные проекты.

Однако очевидно, что сотрудничество Турции и НАТО — «улица  с двусторонним движением». И тем более нет сомнений, что в  Анкаре вряд ли станут мириться с двойными стандартами в  таком вопросе, как борьба с террором.