Н.КАРУ
В эти дни исполняется 10 лет, как в Азербайджане начали проводить спасительное лечение ВИЧ/СПИДа — Антиретровирусную терапию (АРВ). Это дало возможность сохранить жизнь тысячам наших граждан.
Об особенностях АРВ-терапии, постконтактной профилактике и о том, почему некоторые пациенты с ВИЧ/СПИД-ом отказываются лечиться, Echo.az рассказывает заведующая отделением амбулаторной помощи и диспансерного наблюдения Центра по борьбе со СПИДом Минздрава Азербайджана доктор Самира Велиева.
ИНТЕРВЬЮ
— Как давно вы в системе, которая оказывает медицинскую помощь пациентам с ВИЧ-инфекцией и больным СПИДом?
— Я работаю в Республиканском центре по борьбе со СПИДом с 2008 года. Попала в центр чисто случайно, после института. Прочитала в газете объявление и решила обратиться. В первое время были сомнения, так как в мои студенческие годы не было информации о ВИЧ/СПИДе. Мои познания об этой инфекции, больных и работе СПИД-центра были очень скромными. Помню первый рабочий день. Меня встретили очень радушно. Коллектив понравился с первых дней. Это были люди очень открытые, которые делились знанием и опытом. И в тот же день я увидела ВИЧ-инфицированных, которые совершенно не отличались от обычных пациентов, которых я видела в других клиниках.
Помню, что в тот самый день на осмотре были пациенты, которые одни из первых начали принимать АРТ (антиретровирусную терапию). Это была семья, которая была очень благодарна всему коллективу центра. Я не понимала этого, так как в тот момент не знала, что АРВ-терапия в прямом смысле спасение жизни для этих людей. В тот самый день я поняла специфику этой работы. Дело в том, что в СПИД-центр обращаются не только за медицинской, но и за психологической помощью. В этом учреждении человек может рассказать, поделиться своими проблемами, о своих переживаниях, и он уверен, что его выслушают. Он расскажет то, что он не может раскрыть своим родным и близким. Это люди, нуждающиеся в психологической поддержке, которые хотят, чтобы их выслушали. Такова особенность ВИЧ, который окружен ошибочными представлениями и мифами. Специфика этих больных в том, что они требуют к себе огромного внимания. И если встретить пациента без улыбки, то человек замыкается в себе, и контакт с больным не удается. Равнодушие может обидеть больного, и тогда об удачной терапии не может быть и речи.
— Насколько изменились отношения людей к ВИЧ за время вашей работы в этом лечебном учреждении?
— Многое изменилось за последние годы. Для начала надо сказать об АРТ. В республике лечение начато с 2006 года, конечно же здесь надо указать имя нашего ведущего специалиста Эсмиры Алмамедовой и всего ее коллектива на тот момент. И на сегодняшний день она четко по именам вспоминает первых 8 больных, которым была начата терапия. Это, конечно, была очень ответственная и трудная работа.
На момент начала моей работы был опыт, были результаты сложной ответственной миссии. Сегодня, спустя 10 лет пациенты с благодарностью вспоминают о спасительном лечении. На тот момент они были в тяжелом состоянии, а теперь это люди, которые могут долгие годы жить полноценной жизнью, которых совершенно ничего не беспокоит, у них улучшилось качество жизни, работают, приносят пользу обществу. И для новых пациентов служат примером, которые сомневаются по поводу начала лечения.
Также изменилось отношение к больным со стороны общества. Население стало понимать, что люди, живущие с ВИЧ, такие же простые люди. С ними не опасно находиться вместе, общаться, жить в одном доме. Есть семьи, в которых здоровые люди, то есть не ВИЧ-инфицированные, создают семьи с ВИЧ-инфицированными. Среди населения появилось больше информации об АРТ. Создаются семьи, рождаются дети, и всем этим они обязаны АРТ.
— А что изменилось с точки зрения медицины, вообще с тех пор, как вы начали работу в СПИД-Центре?
— C момента начала лечения произошли значительные изменения. Это касается качества и количества препаратов. Следует указать о минимализации побочных эффектов лекарств, комбинированных лекарствах. АРВ-лечение проводятся комбинированными препаратами, объединенные в одну, максимум две таблетки. Принимают лечение один раз в день, и они практически не дают побочных эффектов. Также есть беременные, которые принимают лечение, и у них рождаются здоровые дети.
— Как вы считаете, когда-нибудь изобретут лекарство от ВИЧ-инфекции?
— Прежде всего, надо следует коротко сказать также об посконтактной профилактике. Вне зависимости от типа контакта с биологическими материалами ВИЧ-инфицированного больного назначается в первые 72 часа после контакта на срок 4 недели. Это позволяет предупредить заболевание в 99% случаев. АРВ-терапия — это лечение до того момента, пока не изобретут препараты, излечивающие от ВИЧ навсегда. Я верю, что найдут средства полного излечения от ВИЧ. С этой мыслью начинаю лечение каждому больному. В истории человечества есть много фактов, когда нашли лечение от многих болезней. Будет найдены средства полного излечения ВИЧ-инфекции. В первую очередь хотелось бы излечить всех детей. Наступает период, когда они осознают разницу между их ровесниками, и бывает трудно объяснить, почему именно они должны принимать лекарства в отличие от других детей.
— Были у вас случаи, когда пациент отказывался от АРВ-терапии. По какой причине обычно это происходит?
— Тем и сложна АРТ-терапия, что она беспрерывна. На момент начала лечения у больного может не оказаться жалоб. Поэтому он не понимает важность терапии. В ходе лечения от чувствует себя так же, как и до начала терапии. Но прервав лечение, могут возникнуть осложнения ВИЧ-инфекции, вплоть до стадии СПИДа. К сожалению, такие случаи бывают. И это основная наша проблема.
— В брошюрах о ВИЧ часто говорится, о важности «приверженности к лечению». Что это означает в случае с ВИЧ?
— Приверженность к АРВ-терапии — это соблюдение назначения приема лекарств, назначенных врачом. Это требует от пациента большой ответственности. Великая здесь роль врача. У врача должен быть индивидуальный подход к каждому больному. Время назначения лекарств должны составляться с учетом работы, характера, вредных привычек пациента.
— Есть ли отличие АРВ-терапии, которую, проводят у нас, от аналогичного лечения за границей?
— Сегодня у нас в стране АРВ-терапию назначают согласно клиническим протоколам Всемирной организации здравоохранения. Схема использования та же, что в других странах. Следует отметить, что все используемые препараты в Азербайджане прошли обязательную переквалификацию ВОЗ. Поэтому в их качестве и эффективности мы уверены на все сто процентов.
— Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы ситуация с диагностикой, профилактикой и лечением ВИЧ/СПИДа улучшилась, и какую роль в этом должны сыграть неправительственные организации?
— Следует еще больше распространить информацию о ВИЧ/СПИД-е. Обследования следует проводить не только у людей с группой риска. Привлекать к этой проблеме СМИ. Распространить тестирование среди молодежи. Надо все больше говорить о профилактике ВИЧ. Только в этом случае мы сможем уменьшить количество новых случаев инфицирования. И что очень важно, выявлять пациентов на ранних стадиях ВИЧ-инфекции. Это позволяет своевременно начать лечение и профилактику.
— Что бы вы посоветовали читателям? Есть какие-то рекомендации?
— Напоследок нужно сказать, никто не застрахован от ВИЧ-инфекции. Желательно периодически проходить тестирование на ВИЧ-инфекцию, и узнать свой статус. В случае положительного теста пройти дальнейшее обследование обратившись в СПИД-центр. Не следует игнорировать опасность этой инфекции, это может привести к серьезным последствиям. В случае отрицательного результата тестирования на ВИЧ, также сделать соответствующие выводы об образе жизни и не забывать о мерах предосторожности. Кстати до 25 ноября в Азербайджане проходит Европейская неделя тестирования на ВИЧ-2016. В крупных торговых моллах, вузах, автовокзалах и других объектах будут проходить акции по добровольному тестированию и консультациям на ВИЧ. За 10-15 минут любой желающий сможет бесплатно пройти тестирование и узнать, инфицирован он или нет. А также получить консультации у специалистов СПИД-центра о путях заражения и предупреждения ВИЧ-инфекции.