НУРАНИ
Журналисты и эксперты на Южном Кавказе, и не только на Южном Кавказе, продолжают комментировать интервью Сержа Саргсяна Дмитрию Киселеву. По понятным причинам, в центре внимания оказались карабахские «пассажи» президента Армении. Между тем не меньший интерес представлял и «сирийский» блок.
Комментируя по просьбе Дмитрия Киселева ситуацию в Алеппо, Серж Азатович выразил полную поддержку действиям РФ в Армении.
Он, напомним, заявил: «В Алеппо проживали 4 миллиона человек. Это страшно. Это действительно страшно. Естественно, мы хотим, чтобы вопрос решился быстро, чтобы он решался народом Сирии. Мы хотим, чтобы решение принял народ Сирии. Это его право. А то, что Россия по просьбе сирийского правительства оказывает ему помощь, — мы это полностью одобряем. Тут не может быть никаких вопросов. Это законное право сирийского государства просить помощи, и законное право России оказать эту помощь. Мы, конечно, очень хотели бы, чтобы быстрее решался этот вопрос, хотя, как я вижу, быстрого решения едва ли можно будет достичь. Хотя у нас еще около 20 тысяч наших соотечественников там проживает. У нас точной информации нет».
В самом деле, как уже не раз отмечалось в прессе, в том числе в Echo.az, «сирийская тема» в Армении вызывает понятный интерес. До начала гражданской войны в этой стране проживала многочисленная, богатая и влиятельная армянская община. Только вот дело не только в сочувствии соотечественникам — у властей Армении был свой вполне практичный расчет. При помощи сирийских соотечественников здесь, судя по всему, рассчитывали «залатать демографические дыры», а если получится, то расселить «сирийцев», как несколько лет назад «иракцев», в Нагорном Карабахе.
Правда, «стратегия» эта благополучно «схлопнулась«. Так же, как и во время массовой эмиграции армян из Ирака, на фоне междоусобицы в Сирии желающих ехать с одной войны на другую не нашлось. Более того, еще в начале сирийской драмы ереванские газеты констатировали: сирийские армяне на своей «исторической родине» предпочитают не задерживаться. Они используют Армению как «транзитную остановку», где можно «перевести дух», а потом перебираться в куда более благополучные края, где, согласно армянской поговорке, «вкусно пахнет хлебом».
В конце концов, ереванские «мечты» на сирийском направлении «ужались до попыток выторговать гуманитарную помощь для «сирийцев», осевших в Армении. Выступая в конце сентября на Генассамблее ООН, Серж Азатович с интонациями профессионального попрошайки тянул: «Сегодня мы становимся свидетелями бесчеловечных жестокостей на Ближнем Востоке. Религиозная нетерпимость привела к необратимым последствиям. Мы косвенно чувствуем происходящие дикости, поскольку вследствие этого не только уничтожаются образцы армянского культурного и религиозного наследия, но и погибают или становятся беженцами множество армян, проживающих в Сирии и Ираке. Нынешний тяжелый для сирийского народа период разделяют и проживающие веками на этих территориях армяне. Мы по мере своих сил пытаемся оказать содействие беженцам, до сегодняшнего дня Армения приняла более 16 тыс. беженцев из Сирии. По числу принятых беженцев Армения одна из первых в Европе».
Однако на сей раз Сержик Азатович не выпрашивал гуманитарной помощи и не рассуждал о действительно нелегкой судьбе сирийских армян. Он четко и недвусмысленно выступил в поддержку действий России в Сирии — в то время, как эти самые действия вызывают в мире все большую обеспокоенность и критику, а эксперты не исключают введения против РФ новых санкций уже в связи с ударами по гражданским целям — госпиталям в Алеппо, школе в Идлибе, по гуманитарному конвою…
Здесь, конечно, нелишне отметить: у соучастника Ходжалинского геноцида такие действия вполне могут вызвать горячее одобрение. Но дело не только в этом.
В Армении прекрасно осознают, что главный соперник России на «сирийском поле» — это не ИГ, иначе большая часть ударов ВКС не «доставалась» бы умеренной сирийской оппозиции. Тем более это не зловредный Запад. На территории Сирии Россия пытается «потеснить» прежде всего Турцию. Ту самую Турцию, с которой и у Еревана, и у Москвы, и у режима Асада давние счеты.
Но и это еще не все. Выражая в очередной раз свои верноподданнические чувства Москве, в Ереване рассчитывают на этакий «кусок пирога» в «послевоенной», так сказать, Сирии. Точнее, на реанимацию идеи той самой «христианской автономии» на Ближнем Востоке.
Поясним. Как уже сообщалось в Echo.az, еще осенью 2008 года, на фоне нестабильности в Ираке, в армянской «тусовке» возникла идея создать на нефтеносном севере этого государства…христианскую автономию. Во всяком случае, ереванская газета «Новое время» тогда же открыто увязала убийства христиан в Мосуле с планами по созданию на севере Ирака этакой «армяно-ассирийской автономии».
И при этом нечаянно проговаривалась, что большинство местных армян перебрались на нефтеносный север Ирака с юга страны в последние год-два. «В интервью бейрутской газете «Аздак» духовный лидер армян-католиков Ирака Левон Адамян подтвердил, что проживающие в Багдаде армяне получают предложения о переселении в северные провинции Хамдания и Телькейф. Об этом на пресс-конференции в Ереване упоминал и глава Центрального национального управления армян Ирака Паруйр Акопян.
Массовое переселение ассирийцев и армян в города Ниневийской долины было инициативой министра финансов и экономики Курдистана Саргиса Агаджана, — рассказывала тогда газета. — Несмотря на армянское имя, Агаджан — ассириец. Он автор проекта, согласно которому в составе Курдистана должна быть сформирована христианская автономия, призванная создать условия для сохранения национальной самобытности ассирийцев, халдеев и армян.» Нетрудно заметить, что «христианскую автономию» пытались сколотить вблизи богатейших «нефтяных полей» Ирака, там же, где еще в первой половине ХХ века начинал свою карьеру «нефтяной посредника» Галуст Гюльбенкян.
В 2012 году эти политтехнологии уже перенесли на сирийское поле. Во всяком случае, в июле 2012 года, по сообщению газеты «Известия», «Объединение проживающих за пределами Сирии сирийских христиан» выпустило декларацию, призывающую к объединению и созданию автономного региона или даже своего государства на территории Сирии.
Речь шла не только об армянах, а обо всех христианах, но, судя по всему, в Ереване не сомневаются, кто займет в этой «автономии» лидирующие позиции. Особенно если лепить ее будет Россия.
А пока что вокруг этой идеи создается соответствующий «пиар». Как сообщала «Панорама», к 100-летию основания Папского восточного института (PIO) в Риме состоялась международная конференция, посвященная проблеме Сирии. Форум «Дамаск: призма надежд» («Damasco. Prisma di speranze») был организован Папским восточным институтом по инициативе Государственного секретариата Святого Престола и Общества Иисуса.
Как передает пресс-служба МИД Армении, в подготовительных работах участвовало также посольство Армении в Ватикане. Целью форума было рассмотрение с разных точек зрения проблем Сирии и Ближнего Востока, а также обозначение путей их решения.
В рамках конференции с докладами выступили Католикос Великого Дома Киликийского Арам Первый, префект Конгрегации Восточных Церквей кардинал Леонардо Сандри, посол Республики Армения при Святом Престоле Микаел Минасян, епископ Погос Левон Зекиян, секретарь Совета Церквей Ближнего Востока Мишель Джалах, а также представители различных христианских церквей Ближнего Востока и университетов. В форуме участвовал также госсекретарь Ватикана, кардинал Пьетро Паролин, политические деятели и дипломаты.
Посол Армении в Ватикане Микаел Минасян в своем докладе «Геополитика памяти» отметил, что действующие в Сирии террористы всячески пытаются исказить существующее там культурное многообразие. Он призвал бороться с подобными проявлениями вандализма, безразличием, систематическим уничтожением в Сирии христианства и христианских ценностей, поскольку представить Ближний Восток без христиан невозможно.
Вроде бы все правильно и корректно, но нетрудно догадаться, что это лишь «верхушка айсберга». И в Ватикане лучше не говорить вслух, какие планы стоят за демонстрацией Армении сочувствия к христианам Ближнего Востока.