За рубежом, Эхо

Турцию «проверяют на прочность»

turkey-eu-turcia-evrosoyuzА.ШАКУР

Из Турции вновь приходят драматичные сообщения. Полиция Турции проводит  масштабные операции в 13 провинциях против движения Фетхуллаха Гюлена, который  обвиняется в причастности к попытке военного переворота в стране, сообщает «Тренд» со  ссылкой на турецкую газету Haber7.

По данным издания, в рамках операции задержано 37  человек.  Среди задержанных — генералы в отставке и военнослужащие ВС Турции. Как напоминает  агенство, вечером 15 июля руководство Турции объявило о попытке военного переворота  в стране. Со своей стороны военные заявили о переходе власти в их руки, однако на  следующий день утром мятежники начали сдаваться. Власти Турции заявили, что попытка  путча провалилась.  В результате попытки военного переворота погибло 246 человек, не  считая участников мятежа, более двух тысяч получили ранения. Президент Турции  Реджеп Тайип Эрдоган 20 июля объявил о введении в стране чрезвычайного положения  сроком на три месяца согласно статье 120 конституции. Третьего октября было принято  решение о продлении чрезвычайного положения еще на 90 дней.

А правоохранительные  органы тем временем продолжают «вычищать» сторонников Гюлена из государственных  структур.  Впрочем, турецким правоохранительным органам приходится противостоять не только  FETO.

Как передает «Взгляд», турецкая полиция начала антитеррористическую операцию  против террористов РКК в пригороде курортного города Анталья на юге страны. Одному  боевику удалось скрыться, передает ТАСС со ссылкой на Sabah.В районе, где проходит  операция, в понедельник в ходе перестрелки с неизвестными был убит сотрудник  турецкой жандармерии,напоминает издание.  Haberturk сообщает, что в районе Коньяалты три члена РПК, которые обстреляли  полицию, пытались укрыться в одном из зданий, в результате перестрелки один из них  был убит, передает РИА «Новости».  По сообщению агентства Аnadolu, погибший курдский повстанец подорвал себя, еще один  из членов РПК был ранен и задержан.  О пострадавших среди полицейских информации нет. Операция по нейтрализации других  напавших по полицию продолжается.

Взрывы и теракты в Турции в последнее время не редкость, напоминает «Взгляд». Так, 10  ноября мощный взрыв прогремел у здания администрации города Дерик провинции  Мардин на юго-востоке Турции. В результате взрыва пострадал глава администрации  района Дерик Мухаммед Фатих Сафитюрк, который на следующий день умер от ран.

Кроме того, 5 ноября по меньшей мере два ребенка погибли и четыре получили ранения в  результате взрыва в центре города Ширнак на юго-востоке Турции.  Помимо этого, 25 октября взрыв произошел на парковке рядом со зданием торгово-  промышленной палаты в турецкой Анталье. 23 октября взрыв произошел в турецком  городе Бингель, погиб полицейский, около 16 человек пострадали. И это уже не цепь  случайностей — страну «проверяют на прочность».  Понятно, что правоохранительные органы вынуждены отвечать на такого рода  «активность». Однако эта деятельность, вполне справедливая и законная, не всегда  находит понимание у европейских структур.

На прошлой неделе глава европейской дипломатии Федерика Могерини от имени 28  стран-членов ЕС выразила серьезное беспокойство в связи с событиями в Турции. Речь  идет, прежде всего, о дискуссии о возможном восстановлении смертной казни, об  ограничениях свободы слова и СМИ, а также задержании членов турецкого парламента от  прокурдской Партии демократии народов (ПДН). ЕС неоднократно заявлял, что  поведение Анкары ставит под вопрос ее стремление к вступлению в Евросоюз.

Теперь же  глава европейской дипломатии Федерика Могерини заявила, что Евросоюз намерен  сохранить контакты на всех уровнях с турецкими властями, оппозицией и гражданским  обществом, и по-прежнему обеспокоен ситуацией, сложившейся после попытки  переворота в стране.  «Мы начали с ситуации с Турцией, мы договорились продолжить занимать единую  решительную позицию на основании заявления, которое я сделала на прошлой неделе от  имени 28 стран, выразив очень серьезное беспокойство в связи с событиями (в стране)»,  — сказала Могерини журналистам после заседания глав МИД стран-членов ЕС.

Она отметила, что ЕС «постоянно наблюдает новости, подтверждающие беспокойство».  «При этом (необходимы) открытые каналы (коммуникации) с властями, а также  оппозицией и гражданским обществом Турции. Каналы открыты на всех уровнях, в том  числе на моем, чтобы мы общались друг с другом», — заявила глава европейской  дипломатии.  Впрочем, насколько в ЕС настроены на диалог, вопрос открытый.

Дошло до того, что  известный своей предвзятостью и необъективностью председатель Европарламента  Мартин Шульц заявил, что в отношении Турции могут ввести экономические санкции на  фоне задержаний оппозиционных политиков и журналистов в стране.  «Нам в ЕС необходимо обдумать, какие экономические санкции мы можем применить [в  отношении Турции].

Таможенный союз, членом которого является и Турция, к концу  этого года должен быть реформирован. Я не могу себе представить, что после волны  арестов оппозиционных депутатов и журналистов мы будем расширять Таможенный  союз», — сказал он.  Шульц также отметил, что ЕС отрицательно относится к возможному введению смертной  казни в Турции.  «Если Турция вернет смертную казнь, переговоры о вступлении [в ЕС] завершатся», —  отметил он.

По словам Шульца, он очень не хочет такого развития событий, так как тогда они не  смогут помогать оппозиции и арестованным людям. Он пояснил, что выступает за  продолжение диалога.  Ответ Анкары оказался жестким. Тем более что уже давно буксует «миграционное  соглашение» с ЕС: свою часть обязательств Турция выполнила, а вот ЕС вводить  обещанный безвизовый режим не спешит.  Еще раньше, 2 ноября, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Анкара  отвергает критику западных стран по вопросу соблюдения прав человека в Турции и не  позволит, чтобы ее поучали.

«Мы не будем терпеть, что Турцию поучали те, кто провалил  экзамен по защите прав человека в Сирии и по урегулирования миграционного кризиса.  Мы всегда готовы прислушаться к рекомендациям, принять конструктивную и даже  жесткую критику в свой адрес, но не позволим, чтобы нам указывали, используя при этом  приказной тон», — заявил турецкий лидер, выступая на открытии экономического бизнес-  форума «Турция-Африка» в Стамбуле, трансляцию вел телеканал NTV.

Германия оказывает поддержку запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана (РПК)  и организации оппозиционного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена (FETO), на  которого Анкара возложила ответственность за попытку переворота. С таким заявлением  около недели назад выступил глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, сообщает  «Росбалт».

«Германия больше всех остальных стран поддерживает террористические организации,  выступающие против Турции», — сказал Чавушоглу, передает Reuters.  По его словам, Анкара готова обсуждать с Германией эти проблемы, но для этого «нужно  взаимное уважение».  «Германия считает себя страной первого класса, с первоклассной демократией, а Турцию  считает страной второго класса. Мы хотим, чтобы они относились к нам, как к равным  партнерам», — подчеркнул Чавушоглу.

Теперь же риторика стала еще жестче. Турецкие власти рассматривают возможность  проведения всенародного референдума по вопросу присоединения к Евросоюзу. Об этом  заявил журналистам 13 ноября президент Турции Тайип Реджеп Эрдоган, сообщает  турецкий телеканал HaberTurk. «Евросоюз от нас попросту хочет, чтобы мы вышли из  переговорного процесса. Если они нас не хотят, пусть на правах хозяев так и скажут.  Пусть примут необходимое решение. Мы не можем вечно терпеть то, как к нам  относятся», — заявил Эрдоган.

На этом фоне показательный диалог произошел между генсеком НАТО Йенсом  Столтенбергом и ведущим передачи Conflict Zone, выходящей на «Немецкой волне». Эта  программа, напоминают журналисты, вообще отличается «жестким стилем».

И в какой-то  момент ведущий спросил: «Давайте поговорим о ценностях внутри НАТО. Министр  обороны США Эштон Картер сказал, что «государства-члены разделяют общие ценности,  отраженные в том, как мы поступаем». Давайте начистоту — вы считаете, что разделяете  общие ценности с Турцией? Страной, которая только что нанесла мощный удар по  свободе слова, сочинила целую историю с обвинениями против писателей, ученых и  офицеров. Идут массовые аресты судей, прокуроров, полицейских, всех, кто когда-то вел  расследования в отношении деятельности государства. И вы разделяете ценности с  руководством этой страны?» Генсек Североатлантического альянса напомнил: «Турция —  ключевой партнер НАТО по ряду причин».

Журналиста это не убедило: «Нет, мой вопрос  звучит: вы разделяете ценности с ними?» Затем возопил: «Но у них же нет демократии.  Они, похоже, сейчас упекают за решетку любого, кто критически смотрит на руководство  страны». И на это Йенс Столтенберг ответил: «Турция пережила попытку  государственного переворота в июле, и, конечно, у них есть право вести уголовное  преследование тех, кто несет за это ответственность». В ответ на недоуменный вопрос  журналиста: «Вы мне хотите сказать, что никакого беспокойства о соблюдении прав  человека в Турции у вас нет совсем? Вы просто закрываете на это глаза?» — Столтенберг  напомнил: «Я рассказываю вам о том, что предшествовало происходящему в Турции  сейчас».

А как сообщает «Росбалт», несколько турецких солдат, проходящих службу на базе НАТО  в городе Рамштайн в Германии, подали заявку на предоставление им политического  убежища в Германии, передает телеканал SWR. В качестве причины просьбы о  предоставлении убежища военные назвали политическую ситуацию в Турции после  попытки переворота.

Точное число обратившихся с ходатайством солдат не уточняется.  Их заявления в скором времени будут рассмотрены в немецком федеральном ведомстве  по делам миграции и беженцев. И нетрудно догадаться, что этот прецедент — еще один  повод задуматься, на самом ли деле в Германии умеют отличать террористов от  «несчастных жертв политических преследований».