Э.МАМЕДОВА
Хищения кабелей наносят серьезный ущерб сотовым операторам и государственным компаниям. Об этом заявил в интервью Echo.аz председатель Центра исследований устойчивого развития Нариман Агаев.
При этом эксперт заявил, что пункты приема металлолома скупают абсолютно все, что им приносят граждане. Их мало заботит, откуда граждане добывают металл. По словам Н.Агаева, необходимо ужесточить деятельность пунктов приема металлолома.
«Как такового документа, где говорится, какие конкретно виды и предметы метала нельзя принимать пунктам металлолома, нет. Конечно, в законодательстве отмечается о запрете продажи предметов из дорогостоящего металла военного и гражданского значения. Но список неполный и подлежит пересмотру. В любом случае, если лицо нанесло ущерб государству или частному лицу, украв канализационный люк, кабель или мемориальную доску, оно предстанет перед судом,» — сказал он.
«Стоит отметить, что лица, покупающие ворованные предметы, также должны предстать перед судом, так как являются участниками преступления. К сожалению, далеко не все виновные несут ответственность. В стране ведут свою деятельность предприятия, занимающиеся приемом металла с его последующей переработкой. Металл можно сдавать в любом количестве, однако всегда приветствуется работа оптом. При условии наличия большого количества черного или цветного металлов можно неплохо заработать,» — сказал Агаев.
«Если речь идет о небольшом объеме, то выручка небольшая. Стоимость металлов на рынке составляет в среднем от 1 до 4 манатов за 1 кг. Стоимость дорогостоящих металлов доходит до 10 манатов за кг. По сравнению с прибылью воров, компании и сотовые операторы в разы больше несут ущерб. Зато потерпевшие несут большие ущербы,» — отметил он.
«Например, SOCAR, столкнулся с таким неприятным инцидентом, который обошелся ему в 1 млн. манатов. Пожилой человек отпилил трехметровый кабель, принадлежащий компании SOCAR и тем самым оставил компанию без связи. Известно также о том, что одна из сотовых компаний АР понесла ущерб в размере более 100 тысяч манатов из-за кражи кабеля», — сказал он.
По словам эксперта, раньше источником заработка на хлеб насущный становились кладбищенские ограды и кресты, канализационные люки.
Поняв всю беспомощность борьбы с «канализационными» воришками, производственное объединение «Бакканализация» перестало заказывать изготовление алюминиевых люков и перешло на использование в своем хозяйстве менее дорогостоящих — из чугуна. Этот металл у воришек пользуется значительно меньшим спросом.
В Азербайджане с 2001 года действует правительственный запрет на экспорт отходов и лота черных металлов. Эксперты связывают это с монополизацией рынка со стороны ООО «Baku Steel Company», практически единственного производителя металлопроката в стране, пишет contact.az.
В 2012-2014 годах в Азербайджан было импортировано всего 128,5 тыс. тонн лома черного металла. Товар был оформлен на азербайджанской таможне по цене около 50 млн. долларов. Согласно данным Государственного таможенного комитета, в 2012 году лом черного металла был декларирован по цене 395,86 долл., 2013 году — 385 долларов, в 2014 году — 345,45 долл. за тонну.
Отметим, что в 2015 году ЗАО «Бакинский метрополитен» впервые объявило аукцион по продаже 2000 тонн списанного металла (рельсы типа R-50). Начальная цена была установлена на уровне 236 манатов (с учетом НДС). В настоящее время цены на лом продолжают снижаться.
Предприниматель, бывший член Милли меджлиса Назим Мамедов считает, что рынок проката черного металла в Азербайджане находится под монопольным контролем ООО «Baku Steel Company», которое пользуется неформальным покровительством определенных лиц в государственной власти. Низкие цены на лом, высокие цены на готовые изделия, а также устранение неугодных конкурентов является результатом этих действий.