Политика, Эхо

Армения: «предчувствие гражданской войны»

armenia-war-militaryНУРАНИ

Армения продолжает самым внимательным образом отслеживать происходящее на учениях азербайджанской армии. Вооруженные силы Азербайджана, передает ТАСС, сбили беспилотный летательный аппарат (БПЛА), принадлежащий Армении.

Как сообщило Министерство обороны Азербайджана, «вечером 14 ноября в направлении Тертерского района на линии соприкосновения в Карабахе подразделениями ВС Азербайджана был обнаружен и уничтожен беспилотный летательный аппарат (БПЛА), принадлежащий ВС Армении». Как уточнили в азербайджанском оборонном ведомстве, БПЛА «пытался осуществить полеты разведывательного характера над позициями азербайджанской армии».

При этом властям Армении все труднее скрывать беспокойство в связи с военными учениями азербайджанской армии. К линии фронта стянуты впечатляющие силы, здесь задействована и авиация, и бронетехника, и артиллерия, и ракетные системы. И, судя по всему, в армянском обществе уже проявляют вполне понятное беспокойство: а если завтра война? Тут уже тремя высотами можно и не отделаться.

Попытки же армянского генералитета успокоить страсти должного эффекта не возымели. К примеру, на очередном брифинге начальник Главного штаба Вооруженных сил Армении, генерал-лейтенант Мовсес Акопян с армейской прямотой бухнул: «На передовой ситуация неизменна, такая же, как и за эти 24 года».

По словам генерала, «ситуация находится под контролем. В последние годы ситуация остается неизменной. Ничего необычного нет». Что же касается учений, то, по словам Акопяна, это плановое мероприятие. Потом начальник генштаба заверил: «Мы следим за ходом военных учений, делаем соответствующие выводы».

Насчет «неизменной ситуации на передовой» господин Акопян, конечно, погорячился. Особенно с учетом того, что в результате апрельских боев Армения потеряла контроль над 2 тысячами гектаров земли и по крайней мере тремя стратегическими высотами. А уж изменения в расстановке сил заметны невооруженным глазом.

Другое дело, что сказать генералу, по сути дела, нечего. Особенно «на камеру». Порассуждать о «боевом духе»? Сослаться на очередное «чудо-оружие», которое вот-вот поступит на вооружение армянской армии? После конфуза с «Искандерами», которые Азербайджан не напугали, а вот политические проблемы для России создать успели, об этом лучше не распространяться. Так что же остается делать Мовсесу Акопяну? Остается одно: «напустить туману».

Но самое страшное в другом. Судя по многим косвенным признакам, у властей Армении нет полной уверенности в лояльности собственной армии, причем и генералов, и рядовых. Конечно, армия должна находиться вне политики, и в Армении тоже приняты законы, которые этот постулат должны обеспечить. Но, как напоминают эксперты, армия — это тоже часть общества, со всеми плюсами и минусами. И все, что происходит за заборами военных частей, отражается на армейской жизни самым непосредственным образом. В том числе и «межклановое» соперничество между «ереванцами», «карабахцами», «зангезурцами» и т.д.

Недавняя отставка Сейрана Оганяна с поста министра обороны дала здесь изрядную пищу для размышлений. Слишком уж впечатляющий «пиар» вокруг себя, любимого, он пытался «раскрутить». Более того, слишком многое указывает на то, что Оганяна были готовы поддержать и местные «западники», находящиеся в жесткой оппозиции к действующей в Армении власти.

Дошло до того, что Игорь Мурадян на страницах «Лрагир» несколько дней назад возвестил: «Армянская армия разваливается в ежедневном режиме. Во главе армии поставлен случайный человек со званием фельдмаршала, и остается надеяться на возникновение адмиралов с дипломами ереванского университета. Наблюдая за этим кошмаром, американцы понимают, что утрачивают единственную и последнюю ресурсную составляющую в Армении — ее вооруженные силы. Ни американцы, ни британцы не видят в Армении ничего иного, кроме армии».

Насчет того, что американцы и британцы видели в Армении армию, можно, конечно, поспорить. Но вот в том, что с фигурой Сейрана Оганяна в прозападных ереванских кругах связывали определенные надежды, сомнений нет. Теперь же Сейран Мушегович отправлен в отставку, и вряд ли добровольную. Планы по его приходу в большую политику, скажем так, пока что не оправдались.

Как пишет ереванская газета «Паст», планы отправленного в отставку министра обороны Армении Сейрана Оганяна относительно вступления в политику провалились, а Виктор Даллакян остался в вопросе формирования новой партии «одиноким и осиротевшим». Муссировались разговоры о том, что Сейрану Оганяну дали понять, что против него есть компромат и т.д.

«Однако в конце прошлой недели произошли стремительные развития. По сведениям нашего источника, трое из близких друзей Оганяна сначала встретились с Сержем Саргсяном — в надежде найти точки примирения с генералом, затем, получив положительный ответ, встретились с Оганяном и уговорили его, что не нужно вступать в опасные игры. Как бы то ни было, долгая беседа между ними завершилась хорошо. Оганян больше не будет выступать с оппозиционных позиций. Решено, что на предстоящих парламентских выборах он станет депутатом по списку Республиканской партии Армении и будет включен в первую десятку списка», — отмечает издание.

Только вот насколько надежным окажется это примирение, с учетом того, что Серж Саргсян стремительно теряет популярность и влияние, а Сейран Оганян и не скрывал своих президентских амбиций, вопрос как минимум небезынтересный. И самое главное, Серж Саргсян не может не задумываться о том, столько у Сейрана Оганяна потенциальных сторонников среди действующих офицеров. В особенности после того, как в министерстве обороны столкнулись с демаршем генералов, пришедших в армию при Левоне Тер-Петросяне, после расстрела протестующих на улицах Еревана 1 марта 2008 года.

И самое страшное для Армении, здесь считается вполне обычным делом решать проблемы, и политические, и бытовые, с помощью оружия. «Парламентский теракт» 1999 года еще можно списать на «дела давно минувших дней», но вот захват полка ППС боевиками из группы «Сасна Црер» случился совсем недавно. И это, судя по всему, по-настоящему пугает ереванских бонз. Особенно с учетом того, что террористы, как выяснилось, располагают в армянском обществе солидной поддержкой. Достаточно вспомнить беспорядки в ереванском районе Сари тах, где люди вышли на улицу в поддержку «Сасна Црер».

Теперь пресс-служба Генпрокуратуры Армении разъясняет: следствием добыты доказательства того, что массовые беспорядки в районе Сари тах в Ереване в июле 2016 года были спланированы.

Оказывается, в результате следственных и оперативно-розыскных мероприятий, предпринятых в рамках уголовного дела об организации массовых беспорядков в ереванском районе Сари тах 29 июля сего года, около 22:30, и участия в них, получены доказательства того, что в тот же день, перед началом шествия граждан с Площади Свободы, заранее планировались массовые беспорядки в квартале Сари тах и велась подготовка к ним — с тем, чтобы прорвать полицейское оцепление и привести участников беспорядков на территорию захваченного полка ППС и оказать содействие лицам, захватившим полк 17 июля 2016 года.

А тем временем в Ереване вновь стреляют — правда, на сей раз, судя по всему, без политической подоплеки. Накануне в ереванский медцентр «Сурб Аствацамайр» доставили тело неизвестного мужчины. Сюда же поступили 35-летний Арам П. и 38-летний Мушег М.. У первого было диагностировано огнестрельное ранение в области правой части грудной клетки, а у второго — ранение в брюшную полость.

Как передавала пресс-служба Полиции Армении, из того же медучреждения вскоре поступило сообщение, что в тот же день ночью Мушег М. от полученных ранений скончался в отделении реанимации. Благодаря предпринятым сотрудниками правоохранительных органов РА мероприятиям, 14 ноября была установлена личность неизвестного мужчины, тело которого было доставлено в больницу. Им оказался 25-летний Геворк А.

Как уточняет пресс-служба СК Армении, 13 ноября в больницу, в частности, были госпитализированы жители Еревана М.Мушегян с огнестрельным ранением в области брюшной полости и А. Петросян с огнестрельным ранением в области правой половины грудной клетки. Следственный комитет Армении ведет расследование происшедшего.

Можно, конечно, посоветовать перевести на армянский язык нашумевший клип «Братва, не стреляйте друг в друга!», только вот куда важнее другое. И криминальный произвол на улицах Еревана, и готовность общества принять террор как допустимый метод борьбы, и самое главное, стремительное падение авторитета власти в Армении не позволяют исключать, что уже в ближайшем будущем страна может столкнуться с настоящим «силовым вариантом». И рост напряженности на линии фронта вряд ли эту вероятность надежно снизит.