Асиф УСУБАЛИЕВ, кандидат политических наук ([email protected])
Видимо, официальный Ереван перешел на новый этап в своей информационной борьбе в продолжающемся между нами конфликте. Напомню, что ими инициируется попытка официального переименования Нагорного Карабаха. Конституционные изменения в непризнанном государстве, а, уже после, осуществление попыток международного признания своего нового названия «Арцах».
Сегодня все чаще мы можем наблюдать в электронной прессе активное муссирование данной идеи. Предельно понятно и очевидно, что это делается с целью подготовить международное общественное мнение. Стратегия до банальности проста: подготовить «международный слух» (чтобы новое название звучало привычно и знакомо), «разместиться» в международном политическом сознании, а уже после четко укрепить позиции в этом самом сознании посредством различных исторических фальсификаций, что является излюбленным приемом армянского истеблишмента.
Ведь именно на фальсификациях и построена вся история этой страны. Фальсификации настолько срослись с настоящей историей этого народа, что их историки уже сами не различают границы между правдой и ложью. Их маниакальное и при этом тотальное стремление буквально все приобщить к истории Армении, настолько примитивно и неоправданно, что данная «народная политика» стала одним из самых популярных тем для анекдотов. Хотелось бы предложить им еще одну тему для своих «исторических изысканий».
Так, в окончании названия нашей планеты не хватает всего лишь одной буквы «н», если ее прибавить, то получится вполне «армянская планета». Почему бы нет, тем более, их ученые утверждают, что первый человек был армянином. Не удивлюсь, если паранойя, которой они страдают, в скором будущем все же приведет их к разработке данной идеи. Тем более, что эта самая буква «н» в названии нашей планеты Земля могла упасть и затеряться в результате каких-либо природных катаклизмов, которые не раз приходилось переживать планете за всю свою много миллиардную историю. А вдруг какой-то «неандерталянец» записал историю Армении у себя в «портативном булыжнике».
Не удивлюсь также и тому, что если вдруг найдется записка на армянском языке от инопланетянина, в которой будет обращение ко всему человечеству с ультимативной просьбой признать «армянский геноцид».
Впрочем, паранойя, будучи психологическим отклонением, может выдать шутки еще круче. Ведь они надумались в центре Еревана поставить памятник герою армянского национально-освободительного движения начала XX века, идеологу Дашнакцутюн и сподвижнику нацистской Германии Гарегину Нжде.
К месту, нужно отметить, что формирование и популяризация идолов армянского национализма также является следствием безвыходности и тупиковости сложившейся в Армении ситуации. Тем самым, отсутствие рациональности, эффективности и перспективности компенсируется яркостью и насыщенностью эмоций националистических идей. Подобного рода эмоции уводят от реальности и заполняют политическое сознание населения лжепатриотическими идеями.
Однако мировая история неоднократно доказывала, что подобная политика еще больше толкает страну к тупику и окончательной потери полноценного суверенитета. История с памятником Гарегину Нжде также является непосредственным доказательством обособления в Ереване роли радикал — националистических течений. Власть, которая прибегает к крайним мерам — это власть, которая потеряла контроль над ситуацией внутри страны.
Тем не менее, возвращаясь к армянской политике фальсификаций, следует отметить, что любая, даже малейшая фальсификация делает историю абстрактной. Абстрактная история страны и народа; мифическая идея о «Великом Арарате»; формирование в международном общественном сознании идеи обиженной нации; статус страны-форпоста, с которым они не просто смирились, а даже научились выклянчивать из этого себе выгоду; страна-банкрот и аутсайдер всех региональных проектов, при этом лишенная шансов быть полноценным экономическим партнером; факт несостоятельности политической элиты этой страны, полицейский режим и многие иные обстоятельства, являющиеся характеристикой социально-политического состояния страны, толкают официальный Ереван на необдуманные и крайние шаги.
Именно эти «шаги» с каждым разом все сильнее затягивают узел на шее независимости Армении. Как раз понимание того, что многие шаги, которые сегодня предпринимаются официальным Ереваном, инициируются не в интересах Армении, а с целью продлить историю своей политической власти, и толкает на раскол когда-то единой политической элиты этой страны.
Парадокс, но существующий конфликт и сохранение статус-кво — это гарантии власти для действующей там политической элиты. Отчасти поэтому они готовы на все шаги, которые хоть как-то могут помочь им в реализации данной задачи. Но почему именно сейчас Ереван выступает с данной инициативой, т.е. пытается официально переименовать Нагорный Карабах?
Ответ очевиден, анализ истории конфликта буквально диктует ответ. Как только Баку переходит на новый этап в процессе усиления своего международного статуса, что приводит к увеличению числа международных сторонников нашей позиции в данном конфликте, Ереван «переворачивает» свою очередную козырную карту для политических манипуляций и спекуляций. Приходится надеяться на сознательность и здравый ум международной общественности, ведь поддержка подобного рода инициатив может привести к переделу всей системы международных отношений.
А может быть, это и есть цель? Ведь один раз «Нагорный Карабах» уже был косвенным поводом и катализатором процесса распада когда-то единой системы Советского союза.